Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

13-й президент Южной Кореи не избежал "проклятия Cинего дома"

Парламент Южной Кореи проголосовал за отмену военного положения

YONHAP/EPA

С момента разделения Корейского полуострова по 38-ой параллели северной широты только один южнокорейский лидер не оказался замешан в каком-либо скандале. Все остальные потеряли свою репутацию, свободу или жизнь, причем многие – досрочно. 

Юн Сок Ёль еще до своего избрания 13-м президентом Южной Кореи стал фигурировать в различных скандальных историях. В рамках президентской кампании в 2021 году в южнокорейских СМИ появились сообщения о том, что он пытался повлиять на парламентские выборы 2020 года, когда ранее занимал пост генерального прокурора страны. 

Согласно опубликованным сведениям, будучи генпрокурором, он отдал распоряжение своим подчиненным начать уголовное преследование в отношении членов "Демократической партии", пытаясь таким образом создать негативный образ политиков накануне парламентских выборов.

В ходе предвыборных дебатов в октябре 2021 года Юн Сок Ёля заподозрили в том, что он доверился помощи экстрасенсов – на руках политика во время нескольких дебатов заметили нанесенные метки и иероглифы. Оппоненты сравнили политика с бывшим южнокорейским президентом Пак Кын Хе, которой в 2016 году был объявлен импичмент, и впоследствии она была арестована по обвинениям в коррупции и злоупотреблению властью, а также принятии решений на основе советов шаманов и гадалок.

Кроме того, Юн Сок Ёль сделал ряд скандальных заявлений, выступая в поддержку введения 120-часовой рабочей недели в Южной Корее, а также положительно отзываясь об ультраправом южнокорейском президенте Чон Ду Хване, совершившим военный переворот в 1981 году, но в дальнейшем вынужденном покинуть пост президента после начала протестов. Впоследствии чиновник был осужден за коррупцию и проведение переворота.

Несмотря на эти мини-скандалы Юн Сок Ёль в качестве кандидата от партии "Сила народа" Ёль все же смог победить на президентских выборах в марте 2022 года – с перевесом менее чем в 1%. 

Под его руководством в Южной Корее началось замедление экономического роста, произошло резкое ухудшение отношений с Северной Кореей, при этом страна начала втягиваться в военный конфликт на Украине. 

Проблемы в экономике и геополитике

Темпы роста экономики Южной Кореи замедлялись на протяжении нескольких лет президентства Юн Сок Ёля. Уже в первый год его президентства темпы роста ВВП страны в 2022 году составили 2,6% – по сравнению с ростом на 4,1% в 2021 году. В 4м квартале 2022 года произошел квартальный спад ВВП на 0,5%.

В начале второго года его президентского срока экономический рост Южной Кореи в годовом выражении замедлился до 1%, в целом по итогам 2023 года рост ВВП составил лишь 1,3%. 

Основные проблемы для страны были вызваны снижением объемов экспорта и повышенным уровнем затрат на энергоносители – которые, в том числе, были вызваны решением Южной Кореи под руководством Юн Сок Ёля резко снизить закупки нефти и газа у РФ после начала Специальной военной операции на Украине. 

Южнокорейские компании во многом утратили свои позиции на российском рынке. При этом также произошло резкое снижение объемов экспорта в Китай – в 2023 году показатель упал на 20% по сравнению с 2022 годом. Юн Сок Ёль вошел в историю как первый южнокорейский президент с начала 1990-х годов при котором страна зафиксировала торговый дефицит с Китаем. 

Министерство финансов и экономики страны прогнозировало, что в 2024 году произойдет восстановление, и темпы роста ВВП ускорятся до 2,2%.

Однако после роста на 1,3% в квартальном и 3,4% в годовом исчислении в первые три месяца года во 2 квартале ВВП южнокорейской экономики упал на 0,2%. В 2024 году Южная Корея едва избежала рецессии в виде отрицательных значений по динамике ВВП на протяжении двух кварталов подряд – с июля по сентябрь ВВП вырос на 0,1% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. 

Еще более сложная ситуация для Южной Кореи под руководством Юн Сок Ёля сложилась на геополитической арене. В своем заявлении в августе 2022 года он заявил о том, что  правительство под его руководством якобы "планирует нормализовать межкорейские отношения на основе принципов и здравого смысла и не жалеть усилий для обеспечения безопасного сосуществования жителей Южной Кореи и Северной Кореи".

Однако в реальности отношения Сеула с Северной Кореей после заметного улучшения во время президентства бывшего южнокорейского лидера Мун Чжэ Ина с приходом к власти Юн Сок Ёля резко ухудшились. Уже через несколько месяцев после заявлений о планах по нормализации отношений он заявит о "фальшивом мире", который якобы установился между Северной и Южной Кореей при предыдущем руководстве. Он также добавит, что "для достижения мира нужно готовиться к войне". Впоследствии он также заявит о том, что Северная Корея "заблуждается, если считает, что ядерное оружие защитить её". При Юн Сок Ёле фактически была выбрана стратегия на поглощение Северной Кореи – вместо курса на объединение двух стран. В КНДР, в свою очередь, впервые с окончания войны признали реальность существования двух отдельных Корей, при этом Южная Корея была официально названа "враждебным государством". 

Под руководством Юн Сок Ёля Южная Корея также, скорее всего, надолго испортила отношения с Россией, мотивируя свои недружественные действия по отношению к РФ активизацией российского сотрудничества с КНДР. Потенциал двусторонних разногласий еще не исчерпан – в случае, если южнокорейские власти начнут более активно участвовать в конфликте на Украине на стороне Киева. Следующий южнокорейский лидер может оказаться более осмотрительным, однако примеры деятельности прежних глав Южной Кореи скорее говорят об обратном. Своими последними действиями Юн Сок Ёль сформировал условия для очередной скандальной смены руководства в Южной Корее.

"Хромая утка, которая попыталась зарычать"

Сомнительные результаты в экономике и внешней политике 13-й южнокорейский президент "приправил" скандалами в личной жизни. Супруга Ким Кеон-хи на протяжении последних лет также оказалась замешана в серии скандальных инцидентов. В отношении неё выдвигались подозрения в уклонении от налогов, фальсификации резюме, манипуляциях на фондовом рынке, получении взяток, а также использования политического влияния в качестве первой леди Южной Кореи. По нескольким инцидентам, в частности, подозрениях в манипуляциях на фондовом рынке жена президента Юн Сок Ёля была оправдана. О принятии данного решения генпрокураторой страны стало известно в октябре 2024 года после проведения 4-летнего разбирательства.

В октябре с нее также были сняты обвинения в получении взятки сумкой "Диор" в 2022 году со стороны корейско-американского пастора Чой Чжэ.

В начале 2024 года первая леди Южной Кореи на 4 месяца "пропала" из поля общественного зрения – ее отсутствие на официальной церемонии в рамках дня независимости Южной Кореи 1 марта 2024 года в Южной Корее назвали "беспрецедентным".

Шлейф скандальной неопределенности, сложившейся вокруг жены президента Юн Сок Ёля, стал сопутствующим фактором снижения его поддержки со стороны южнокорейского населения. В начале ноября 2024 года его деятельность на посту президента Южной Кореи, по данным опроса Gallup, опубликованных агентством Рёнхап, одобряли лишь 19% опрошенных.

72% респондентов заявили о том, что не одобряют его президентскую деятельность. Среди основных причин подобных настроений в отношении Юн Сок Ёля были отмечены "экономика, уровень жизни и инфляция" (15%), "инциденты, связанные с первой леди Ким Кеон-хи" (12%), "внешняя политика" (8%), а также "недостаточная коммуникация" (7%).

Решив не останавливаться на уже достигнутых результатах, в начале декабря Юн Сок Ёль собственными усилиями спровоцировал в Южной Корее политический кризис. Поздним вечером 3 декабря он выступил с внезапным телевизионным обращением, заявив, что вводит в стране военное положение, мотивировав принятое решение соображениями "защиты Республики Корея от угрозы северокорейских коммунистических сил".

После этого начальник штаб сухопутных войск Республики Корея Пак Ан Су был назначен командующий военным положением. Он отдал приказ приостановить работу парламента и деятельность политических партий в стране. Под контроль военных должна была перейти деятельность всех южнокорейских СМИ. На время действия военного положения депутатам было запрещено входить и покидать здание Национального собрания – южнокорейского парламента. 

Вместо этого депутаты уже ночью собрались в здании и в экстренном порядке провели голосование по отмене введенного военного положения – в пользу отмены решения президента страны проголосовали 190 депутатов, собравшихся в парламенте.  

Объявленное в Южной Корее военное положение стало первым в стране с 1979 года, и в итоге продлилось всего около 6 часов – Юн Сок Ёль согласился отозвать свое решение после проведения голосования в парламенте.

4 декабря оппозиционные партии внесли на рассмотрение Национального собрания законопроект об импичменте президенту Юн Сок Ёлю, голосование по данной инициативе будет проведено 6–7 декабря. Для одобрения законопроекта потребуется 2/3 голосов депутатов парламента.

Своими действиями президент серьезно подмочил не только собственную репутацию, он также выставил в не самом лучшем свете военных Южной Кореи – особенно сильно досталось подразделениям из числа Сил специальных операций. Южнокорейские ССО десантировались на вертолетах для штурма Национального собрания, но закончилось все тем, что под объективами телекамер и смартфонов их начали расталкивать на улице перед зданием парламента. В ряде западных СМИ по итогам произошедшего охарактеризовали Юн Сок Ёля как "президента-хромую утку, которая попробовала зарычать".

Данный в целом инцидент показал, что президент Южной Кореи не руководствуется рациональными соображениями при принятии решений, затрагивающих жизни всех граждан страны. Для Южной Кореи это уже становится традицией. В современной истории страны из 12 предыдущих президентов, занимавших дворец Чхонвадэ – Синий дом –  официальную резиденцию в Сеуле, пока только один смог избежать попадания в какой-либо скандал. 10 из 12 были либо свергнуты, либо ушли из жизни из-за убийства или самойбийства, либо оказались обвинены в коррупции и оказались в тюрьме.

Хроники обитателей Синего дома

Ли Сын Ман (1948–1960) – первый президент Южной Кореи. При нем произошло разделение Кореи на Северную и Южную. Он трижды занимал пост президента страны, и в 1960 был избран в качестве единственного кандидата в 4й раз – его оппонент Чо Бен Ок скончался незадолго до выборов. Вскоре после выборов в 1960 году в Южной Корее начались массовые беспорядки с требованием его отставки. В стране произошел переворот, президент был смещен со своей должности.

Юн Бо Сон (1960–1962) – второй президент Южной Кореи. Был свергнут в результате военного путча в 1962 году. 

Пак Чон Хи (1963–1979) – третий президент Южной Кореи. Провел реформы, позволившие за счет создания в стране крупных промышленных мощностей появиться так называемому "корейскому экономическому чуду". Он также вошел в историю как военный диктатор, на жизнь которого было совершено несколько покушений. Был застрелен директором Центрального разведывательного управления Южной Кореи.

Чхве Гю Ха (1979–1980) – четвертый президент Южной Кореи. Был свергнут в результате военного переворота.

Чон Ду Хван (1981–1988). При пятом президенте Южной Корее после первоначальной стабилизации политической ситуации, в дальнейшем вновь начались протесты. Президент ушел в отставку по собственному желанию. В 1996 году он был осужден за коррупцию и организацию госпереворота в 1979 году.

Ро Дэ У (1988–1993), шестой президент был также военным. В 1996 году был осужден вместе с Чон Ду Хваном. В ходе процесса также были вскрыты факты коррупции и получения взяток с его стороны. 

Ким Ён Сам (1993–1998) под руководством седьмого президента Южной Кореи были осуждены предыдущие два. Он начинал свою деятельность в качестве "борца с коррупцией", однако сам оказался замешан в коррупционном скандале с южнокорейским конгломератом "Ханбо", делавшим взносы в предвыборную кампанию Ким Ён Сама в обмен на получение преференций в дальнейшем. За участие в связанных с "Ханбо" коррупционных схемах был осужден сын президента Ким Хён Чхоль.

Ким Дэ Чжун (1998–2003) – восьмой президент Южной Кореи. На должности президента страны он не был замечен в каких-либо махинациях или коррупционных скандалах, однако он принимал участие в антиправительственной деятельности при президентах Пак Чон Хи и Чон Ду Хване и находился в тюремном заключении. 

Но Му Хён (2003–2008) – девятый президент Южной Кореи. В 2004 году был временно отстранен от власти после того, как парламент объявил ему импичмент в связи с якобы допущенными нарушениями закона о выборах, однако затем это решение было отменено Конституционным судом. В 2009 году он оказался замешан в коррупционном скандале в связи с обвинением в получении взятки, после этого он покончил жизнь самоубийством. В предсмертной записке он косвенно признал свою вину, отметив, что "усложнил жизнь слишком многим людям".

Ли Мен Бак (2008–2013) – десятый президент страны. Факты коррупции на посту президента Южной Кореи с его стороны вскрылись уже после того, как сложил с себя полномочия главы государства. Он был осужден за получение взяток со стороны концерна Samsung, хищения, уклонение от уплаты налогов, злоупотребления властью и ряду других обвинений. 

Пак Кын Хе (2013–2016) – одиннадцатый президент Южной Кореи. Была вынуждена досрочно сложить полномочия после объявления ей импичмента. Пак Кын Хе обвиняли в принятии  политических решений под влиянием друзей, а также шаманов и гадалок. Была осуждена за взяточничество. 

Мун Чжэ Ин (2017–2022) – двенадцатый президент Южной Кореи, в отношении которого пока что не было выдвинуто каких-либо серьезных обвинений в связи с его деятельности на посту главы государства. В течение его президентского срока произошло определенное улучшение отношений между Южной Кореей и Северной.

Юн Сок Ёль (2022–?) – тринадцатый президент Южной Кореи. Попытался поправить свое пошатнувшееся положение внутри страны и потерю доверия избирателей за счет введения военного положения.

Читать на сайте »