Реактор АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании
Очередное изменение взглядов и намерений руководства ФРГ говорит о том, что крупнейшая экономика Евросоюза остается уязвимой перед иррациональными действиями Берлина. Новые сигналы относительно "непротивления" усилиям Франции по продвижению ядерной энергетики могут быть также вызваны стремлением Германии получить в дальнейшем доступ к ядерному оружию.
Официально решение об отказе от "мирного атома" и планы по закрытию немецких АЭС было озвучено бывшим канцлером ФРГ Ангелой Меркель в 2011 году. В 2022 году власти страны сообщили о том, что "долгосрочный отказ Германии от ядерной энергетики вступает в финальную фазу". По планам Берлина, как атомная, так и угольная энергетика должны были быть заменены возобновляемыми источниками энергии. Также заявлялось о том, что "у правительственной коалиции социал-демократов (СДПГ), "Зелёных" и либералов (СвДП) амбициозные планы по ускоренному строительству ветрогенераторов, солнечных батарей или биоэлектростанций". Как утверждалось, "таким образом новое правительство хочет избежать дефицита электроэнергии в Германии".
Под руководством канцлера Олафа Шольца Германия в апреле 2023 года официально вывела из эксплуатации последние три АЭС в стране. В интервью радио Deutschlandfunk в начале сентября того же года канцлер Шольц сравнил ситуацию с ядерной энергетикой в Германии с попыткой "поездки на мертвой лошади". По его словам, тому, кто захочет построить атомные электростанции, потребуется 15 лет и придется потратить 15–20 млрд евро.
В конце 2024 года "светофорная коалиция" распалась из-за разногласий чиновников о том, как вывести немецкую экономику из стагнации, в том числе из-за резкого роста энергетических затрат с началом российской специальной военной операции на Украине. В преддверие досрочных парламентских выборов в феврале 2025 года экс-министр экономики ФРГ от партии СвДП Кристиан Линднер заявил о том, что сомневается в возможности достижения с "Зелеными" "свободной от идеологии энергетической и климатической политики".
Глава партии ХДС Фридрих Мерц, на протяжении многих лет критиковал решение Меркель, а затем и Шольца по отказу от ядерной энергетики. В предвыборном манифесте партии ХДС, в частности, содержались заявления о том, что будут рассмотрены возможности возобновления работы АЭС, недавно выведенных из строя. Однако в январе 2025 года, Мерц, как отметил портал Euractiv, начал "сдавать назад", заявив о том, что "нет возможности" возобновить работу остановленных АЭС в Германии.
В начале мая новый министр экономики страны Катерина Райхе заявила о том, что кабинет Мерца не планирует возврата к ядерной энергетике. По ее словам, "процесс вывода [АЭС] был закончен, возврат к ядерной энергетике потребует не только денег, но и доверия компаний к реализации такого проекта, причем не только в текущем законодательном периоде, но и в дальнейшем".
Тем не менее, новая правящая коалиция в лице ХДС/ХСС и СДПГ после выборов постепенно начала отказываться от прежних подходов в энергетической сфере. Власти ФРГ во главе с канцлером Мерцем не будут препятствовать усилиям Франции по лоббированию атомной энергетики в Европе в виде "низкоуглеродного" источника энергии. Об этом 19 мая со ссылкой на неназванные источники в немецком правительстве сообщило издание Financial Times.
22 мая Катерина Райхе в своих комментариях журналистам перед очередным заседанием та Совета конкурентоспособности ЕС заявила о том, что "была достигнута договоренность о том, что низкоуглеродным технологиям и тем технологиям, которые не ведут к выбросам СO2, будет отдаваться предпочтение в таксономии". По ее словам средства из бюджета ЕС могут в том числе быть выделены на развитие и поддержку использованиях новых технологий, в частность небольших модульных ядерных реакторов.
Так называемая "Таксономия ЕС по устойчивому финансированию", о которой упоминула немецкая чиновница из кабинета министров Мерца, касается официальной классификации ЕС относительно того, какие виды экономической деятельности могут считаться "экологически устойчивыми". Тем самым, данная словесная казуистика в исполнении немецких министров в их официальных и неофициальных комментариях СМИ направлена на поддержку усилий Франции в придании атомной энергетике в Европе статуса "низкоуглеродного" источника генерации.
Власти Германии – в отличие от, например, Японии, руководство которой после аварии на АЭС Фукусима в 2011 году уже неоднократно поменяло свою позицию по ядерной энергетике – не собираются возобновлять работу закрытых станций или вкладывать средства в строительство новых.
Для РФ данное изменение позиции нового руководства ФРГ представляет интерес не в экономическом, а скорее геополитическом аспекте. Берлин под руководством Фридриха Мерца демонстрирует желание сблизиться с Францией. В рамках данной "перезагрузки" германо-французских отношений обе стороны, вполне вероятно, хотят заработать политические очки и добиться некоей видимости политической стабильности в Европе. При этом интерес нового канцлера Германии касается ядерного оружия. В своих комментариях во время визита в Париж в начале мая Фридрих Мерц заявил о том, что "хочет как можно скорее начать переговоры с Францией и Великобританией о будущем ядерном сдерживании в Европе".