Казахстан планирует соблюдать американские и европейские санкций против России частично. Об этом заявил в интервью Bloomberg Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра Казахстана. Страна планирует ставить собственные интересы выше запретов иностранных государств.
По словам Серика Жумангарина, Казахстан «не будет слепо следовать санкциям», если они коснутся отечественных компаний, которые являются основными работодателями в их регионах.
Такое заявление, тем более высказанное в одном из крупнейших западных СМИ – есть резкое изменение риторики, вызванное собственными экономическими проблемами и разочаровании в западных инвесторах.
7 августа президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ об утверждении национального плана экономического развития Казахстана на период с 2024 по 2029 год. Заявленная цель плана — преодолеть «ловушку среднего дохода» и сформировать прочную институциональную и социально-экономическую основу для закрепления Казахстана в когорте стран с высоким уровнем дохода. В плане делается упор на увеличение инвестиций в основной капитал и стимулирование производства товаров с высокой и средней добавленной стоимостью, тем самым отходя от зависимости Казахстана от экспорта сырья, который в 2023 году составил более 15% валового внутреннего продукта Казахстана и около 70% экспорта.
Правительство обязалось постепенно сократить ненефтяной дефицит по отношению к ВВП с более чем 8% до 5,5% к 2029 году, в то время как доля бюджетных расходов на обслуживание государственного долга должна составлять не более 10% от общих расходов национального бюджета до 2029 года.Так же Казахстан, скорее всего, разрешит некоторую приватизацию в течение следующих пяти лет.
С момента своего переизбрания в ноябре 2022 года Токаев настаивал на том, что он сосредоточен на проведении реформ для создания более справедливой экономической системы в Казахстане. Прозападный курс, предназначенный для привлечения инвестиций и большого капитала, был виден и в назначениях чиновников. Однако в 2023 году не было никаких либерализационных реформ, так как стране пришлось подстраиваться к изменениям в глобальных и региональных торговых потоках после санкционной войны развязанной против России, крупнейшего соседа и одного из главных торговых партнеров Казахстана.
Более того, западные санкции против России нанесли серьезный вред самому Казахстану. В том же интервью Bloomberg Жумангарин заявил, что западные правительства мало что сделали для компенсации этого ущерба.
В качестве примера Жумангарин привел Eurasian Resources Group, который на 40% принадлежит казахскому государству. Компания терпит огромные убытки после того, как санкции заблокировали продажи ее железорудных окатышей в Россию. При этом, крупнейший покупатель продукции казахской фирмы переориентировался на внутренних поставщиков и не понес никаких финансовых издержек.
Политическое руководство Казахстана понимает, что санкции усложняют логистику торговли с Европой. Так же санкции привели к ухудшению логистической обстановки в самой России, заставляя Казахстан идти в обход через Каспий, а затем через Грузию.
Второй маршрут, необходимый Казахстану – крупнейшей в мире страны, не имеющей выхода к морю – на юг через Каспийское море в Иран. Но трудность здесь в том, что этот маршрут накладывается на более глобальный коридор Север – Юг, в котором принимают участие и Россия и Иран, соответственно под угрозу санкций попадают почти все поставки, проходящие по этому маршруту.
По словам Жумангарина, Казахстан обращался к Западу с просьбой об уступках, которые позволили бы продавать товары в Иран или использовать страну для транзита, — но безрезультатно.