Знак доллара
Возможное использование цифровых активов для решения проблемы снижения спроса на американские долговые обязательства, а также поддержки роли доллара как основной резервной валюты начинает привлекать к себе все больше внимания.
В августе 2025 года министр финансов США Скотт Бессент, как отмечали в ИИМР, выразил уверенность в том, что "стейблкоины могут стать новым источником спроса на [американские] гособлигации". В том же месяце в голландском Rabobank в докладе "Стейблкоины в нестабильной системе" отметили, что долларовые стейблкоины "выросли из статуса нишевого криптоктива" и стали рассматриваться в качестве "потенциально ключевой переменной в управлении госдолгом США, статусе доллара как резервной валюты, а также в мировых платежных и торговых системах".
В Rabobank также отмечали, что за последние годы США заметно увеличили выпуск краткосрочных долговых обязательств. Одна из причин подобного решения, по оценкам банка, заключалась в присутствии у американских властей "опасений относительно того, что спрос на гособлигации США с длительными сроками погашения начинает замедляться". Подобные опасения, как было отмечено, "подталкивают власти США к более активному использованию стейблкоинов для того, чтобы усвоить повышенное предложение [краткосрочных] казначейских векселей". При этом в Rabobank отметили, что "долларовые стейблкоины позволяют конвертировать краткосрочный сегмент госдолга США в наличные средства". Было также отмечено, что "держатели казначейских векселей не могут купить товары и услуги с их помощью, но они могут сделать такую покупку с помощью стейблкоина".
В начале сентября 2025 года предположение о попытке США решить проблему повышенного госдолга с помощью стейблкоинов публично высказал советник президента России, ответственный секретарь организационного комитета Восточного экономического форума Антон Кобяков. В своем выступлении на итоговой пресс-конференции в завершении ВЭФ–2025 Кобяков, в частности, отметил, что США "хотят решить проблему снижения доверия к доллару" и в целом "стараются решить свои финансовые проблемы за счет всего мира, загоняя всех в криптовалютное облако". По мнению советника президента РФ, "со временем, когда часть госдолга США будет размещена в стейблкойнах, США обесценят долг".
До этого в ИИМР отмечали, что в ходе второго президентского срока Трампа США начали более активно использовать стейблкоины в том числе для повышения спроса на американские долговые обязательства.
По оценкам Deutsche Bank, также вышедшим в сентябре 2025 года, "стейблкоины начинают проявлять себя в качестве возможного варианта действий администрации США по сохранению доллара в качестве доминирующей резервной валюты". При этом, по прогнозам немецкого банка, существенный рост использования долларовых стейблкоинов при проведении трансграничных платежей может поставить под угрозу попытки Европы более активного глобального использования евро, а также усилия Китая по продвижению юаня на мировой арене".
В новой публикации Rabobank в конце января 2026 года была представлена еще более радикальная оценка намерений администрации США, а также потенциальной роли стейблкоинов как одного из инструментов в осуществлении планов американского руководства. В частности, в докладе отмечается, что "Трамп пытается перестроить американскую экономику и сместить основные акценты в экономике США с потребления и финансиализации (повышенной роли финансового сектора и финансовых услуг) на капитальные вложения и военное производство". Данные изменения, которые, по оценкам Rabobank, пытается реализовать американский президент, "в ходе его второго срока предполагают радикальные перемены".
Деятельность Трампа при этом оценивается как "обратная перестройка", а сам президент США сравнивается с последним руководителем СССР Михаилом Горбачевым. "Обратная перестройка" в данном контексте означает повышение роли государства с более активным долгосрочным планированием со стороны властей и в целом более жестким госконтролем – в отличие реформ позднего СССР. В Rabobank при этом отмечают, что перестройка в СССР фактически закончилась провалом, при этом последующие действия российского правительств под руководством президента РФ Бориса Ельцина в виде "шоковой терапии", по оценкам голландского банка, "привели к катастрофе".
В ИИМР до этого также проводили параллели между действиями президента США Дональда Трампа и последнего генерального секретаря ЦК КПСС и первого президента СССР Михаила Горбачева.
Владение долларовыми стейблкоинами иностранными компаниями
Долларовые стейблкоины при этом, по оценкам Rabobank, играют роль "геополитического оружия США и логичного инструмента в обратной перестройке". В докладе отмечается механизм эмиссии и покупки стейблкоинов иностранными компаниями. Эмитент стейблкоинов сначал обменивает полученную иностранную валюту "в соответствующем центральном банке на доллары США", при этом в дальнейшем доллары обмениваются в Минфине США на краткосрочные векселя. На этой основе происходит эмиссия стейблкоинов. В Rabobank отмечают, что "конечным результатам является то, что доллары поступают в США, при этом США финансирует свой фискальный дефицит с помощью краткосрочных векселей по более низким ставкам". Более низкие ставки в данном случае вызваны повышением спроса на краткосрочные вексели за счет покупки стейблкоинов.
В докладе также обозначается вариант, при котором экспортеры продукции или услуг получают оплату в стейблкоинах: товары направляются импортерам, которые переводят доллары эмитенту стейблкоина, который, в свою очерель, покупает краткосрочные векселя у Минфина США, тем самым поддерживая эмиссию стейблкоинов, направленных экспортеру. В данном случае, как отмечают в Rabobank "ни один доллар не покидает [финансовой системы] США, из системы выходят лишь цифровые токены, при этом объем госдолга США во владении иностранных держателей не увеличивается". По оценкам Rabobank, за счет использования [долларовых] стейблкоинов США могут расширить свою господствующую валютную сеть по всему миру, при этом даже не производя фактическую оплату в долларах, а также могут добиться более низких [краткосрочных] процентных ставок. Подобный механизм также, как утверждается, "может позволить [США] сохранить более существенные фискальные возможности".
Экспорт в США и оплата долларовыми стейблкоинами
Стоит отметить, что данная оценка потенциальной роли долларовых стейблкоинов в качестве "геополитического оружия США", а также прямое сравнение деятельности Трампа с Горбачевым и в целом перестроечным периодом позднего СССР со стороны Rabobank является заметно более радикальными по сравнению с докладом голландского банка в августе 2025 года. Вполне вероятно, не последнюю роль в более критических взглядах по отношению к американскому руководству, а также потенциальным рискам и угрозам, которые несут в себе финансовые новации властей США, сыграли агрессивные действия Трампа в отношении Венесуэлы, а также новые территориальные претензии в отношении Гренландии. В данном контексте в течение 2026 года тенденция к более критическим оценкам со стороны европейских компаний и институтов в отношении США, скорее всего, получит продолжение.
Рост объемов и доли рынка стейблкоинов
Более скрупулезные оценки использования стейблкоинов также появляются на фоне заметного роста капитализации данных цифровых активов и повышения их доли по сравнению с криптовалютным рынком в целом. Около 99% от общего рынка стейблкоинов продолжают занимать долларовые стейблкоины – USDC и USDT.
В начале января 2025 года общая капитализация рынка криптовалют, по данным Coingecko, составляла около $3,6 трлн, при этом объем рынка стейблкоинов составлял примерно $200 млрд. По состоянию на начало февраля 2026 года объем рынка стейблкоинов оценивается примерно в $300 млрд. По оценкам агрегатора данных DeFi Llama, данный уровень был преодолен в начале октября 2025 года и за последние месяцы вплоть до начала февраля 2026 года общий объем рынка остается на таких же значениях.
В начале февраля Джереми Аллер, генеральный директор компании Circle, – одного из двух основных эмитентов долларовых стейблкоинов (USDC) наряду с Tether (USDT) – в своем сообщении в соцсети X [заблокирована в РФ] отметил, что общий объем торгов на рынке стейблкоинов в январе 2026 года превысил $10 трлн. В настоящее время общий объем рынка стейблкоинов составляет чуть более 1/8 от общего объема рынка криптовалют. По данным портала Coingecko, он составляет около $2,58 трлн. В целом, за год капитализация стейблкоинов увеличилась на 50%, при этом на фоне волатильности биткоина и других криптовалют доля рынка стейблкоинов в сегменте цифровых валют выросла с 5,5% в начале 2025 года до 11,5% в феврале 2026 года.
Ранее в ИИМР отмечали, что долларовые стейблкоины фактически уже стали одним из составных элементов спроса на американский госдолг. Но при этом также было отдельно отмечено, что стейблкоины в целом пока составляют лишь небольшую часть от общего сегмента криптовалют. Данная оценка, в целом, несмотря на заметный рост капитализации рынка стейблкоинов, по-прежнему может считаться обоснованной. Долларовые стейблкоины все еще не входят в число наиболее крупных источников спроса на американский госдолг.
С учетом последних данных Минфина США по основным держателям американских гособлигаций, по состоянию на ноябрь 2025 года долларовые стейблкоины разделили бы 11-е место по уровню инвестиций в американский госдолг со Швейцарией, которая владела на тот момент американскими гособлигациями в объеме $300 млрд. В начале 2025 года сегмент долларовых стейблкоинов разделял 15-ое место среди основных держателей американского госдолга с Бразилией, владевшей гособлигациями США в объеме $199 млрд.
Однако, с учетом заметного ослабления позиций биткоина в 2025 году стоит добавить, что в сегменте стейблкоинов наблюдается намного более стабильная динамика: рынок стейблкоинов смог удержать капитализацию на уровне в $300 млрд с октября 2025 года по февраль 2026 года. За этот же период капитализация биткоина упала на $1 трлн: с уровней выше $2,4 трлн до $1,4 трлн.
Стейблкоины постепенно начинают играть более активную роль в спросе на краткосрочные облигации США – но при этом они в целом, с учетом механизма их эмиссии, могут играть лишь ограниченную роль в потенциальных манипуляциях с процентными ставками США по краткосрочным долговым обязательствам. По более длинным долговым бумагам ключевую роль все еще продолжает играть ФРС США: текущий объем активов на балансе американского ЦБ составляет около $6,58 трлн. Не исключено, что в дальнейшем, после смены руководства ФРС в июне 2026 году, администрация Трампа попытается более активно задействовать Минфин США для решения долговой проблемы – как это фактически уже происходит в ситуации со стейблкоинами.