Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Двойной электоральный обман Мерца: изменение конституции Германии с помощью просроченного парламента и увеличение госдолга вопреки предвыборным обещаниям

Европейская валюта

.

Лидер ХДС/ХСС Фридрих Мерц продемонстрировал склонность к политическим манипуляциям еще до вступления в должность канцлера ФРГ – объявленная им инициатива по увеличению госдолга страны противоречит предвыборным обещаниям его партии, при этом попытка внести изменения в конституцию за счет голосов уходящего состава Бундестага идет вразрез с волеизъявлением немецких избирателей на досрочных февральских выборах. 
Представители руководства немецких партий ХДС/ХСС и СДПГ во главе с лидером ХДС/ХСС Фридрихом Мерцем в своем совместном выступлении 4 марта озвучили планы по отказу от так называемого "долгового тормоза" в целях увеличения военных и инфраструктурных расходов Германии. 

Общий размер заявленных дополнительных госзатратах ФРГ, по предварительным оценкам, может достичь около 900 млрд евро: в эту сумму входят 400 млрд евро на увеличение военных затрат Бундесвера и 500 млрд евро на инфраструктурные инвестиции в немецкой экономике. 

Реакция рынков

Финансовые рынки в целом положительно отреагировали на данные новости – с учетом возможного повышения темпов экономического роста ФРГ. Аналитики Goldman Sachs в клиентской записке заявили о пересмотре прогнозов по экономике Германии. Согласно обновленным ожиданиям, при условии принятия данных мер вместо стагнации в 2025 году крупнейшая экономика еврозоны может вырасти на 0,2% "благодаря более высоким госрасходам, профинансированным за счет более высокого дефицита бюджета". Достижение темпов роста ВВП в 0,2% фактически будет равнозначно стагнации, однако, экономика Германии к настоящему моменту оказалась в такой ситуации, когда подобный результат может считать успешным. 

На долговом рынке Германии, вместе с тем, произошел серьезный обвал. На фоне ожиданий увеличения госдолга ФРГ инвесторы начали активно избавляться от немецких долговых обязательств.

Процентные ставки по гособлигациям Германии, которые начали резко расти в начале 2022 года на фоне геополитического конфликта России и ЕС и последующего разрыва экономических связей между РФ и Германией, в начале марта 2025 года продемонстрировали рекордную динамику роста за последние несколько десятилетий.

Рост процентных ставок по 10-летним бундесам 5 марта 2025 года, по данным агентства Bloomberg, стал наиболее серьезным за последние 35 лет. До этого сопоставимый скачок процентных ставок по долговым бумагам данной дюрации наблюдался в марте 1990 года.  

Доходности на уровне в 2,89% по 10-летним гособлигациям ФРГ до этого последний раз наблюдались 14 лет назад – в начале 2011 года. Ставки на уровне 3,125% по 30-летним немецким гособлигациям также являются наиболее высокими с января 2011 года. 
Оптимистичная реакция и оценки деловых кругов, тем не менее, не вполне соответствует спорному характеру инициатив, выдвинутых Фридрихом Мерцем.

Долговой тормоз и мгновенный разворот Мерца после выборов

Механизм так называемого "долгового тормоза" (Schuldenbremse) был одобрен в парламенте ФРГ в 2009 году в качестве одной из мер для предотвращения будущих долговых проблем с учетом только что разразившегося финансового кризиса. 

Данная мера была предложена для ограничения рисков сохранения структурного дефицита бюджета Германии, если у последующего руководства страны в дальнейшем возникнет соблазн увеличить долговую нагрузку в целях повышения госрасходов.  В период 2020–2023 годов действие долгового тормоза на уровне дефицита бюджета в 0,35% от ВВП приостанавливалось в качестве чрезвычайной меры в условиях глобальной пандемии короновируса, а также энергетического кризиса в Германии. 

Правительство во главе с Олафом Шольцем уже неоднократно пыталось обойти данные ограничения, создавая специальные фонды для увеличения госрасходов по различным направлениям. В 2023 году в Германии в целом действовало 29 различных специальных фондов с общим объемом средств в 869 млрд евро. Законность использования одного из подобных фондов в 2023 году была оспорена Конституционным судом ФРГ: решение немецкого правительства об использовании 60 млрд евро в "фонде климата и трансформации" было признано незаконным. 

Динамика ВВП Германии 2013-2024 гг

Источник: worldmarketstudies.ru

В данном контексте, заявленные инициативы Мерца – это продолжение практики создания подобных фондов, но уже с попыткой устранить законодательные препятствия для дальнейшего увеличения госрасходов Германии.

Для выступившего с данной инициативой Фридриха Мерца проблема заключается в том, что у него в буквальном смысле нет политического мандата для принятия подобного решения. 

ХДС/ХСС и СДПГ попытаются "протолкнуть" данные меры, пока не обновился состав депутатов немецкого парламента. Несмотря на сохранение необходимого конституционного большинства в уходящем парламенте у партий распавшейся светофорной коалиции (СДПГ, СвДП, Зеленые), а также ХДС/ХСС в процессе одобрения изменений в конституцию Германии могут возникнуть определенные сложности. В частности, либеральная партия СвДП  выступает за увеличение военных расходов, но против создания инфраструктурного фонда в размере 500 млрд евро. Представители партии "Альтернатива для Германии" пообещали помешать принятию конституционных поправок, выступив с угрозами начала судебных разбирательств. 

Лидер ХДС/ХСС в целом начал говорить о возможности отказа от долгового тормоза и увеличении военных расходов на следующий день после досрочных выборов в Бундестаг – когда понял, что у ХДС/ХСС и СДПГ не будет необходимых 2/3 голосов в немецком парламенте 21-го созыва.  

В результате будущий канцлер ФРГ пытается изменить конституцию Германии на основе голосов депутатов пока еще действующего созыва, которым немецкие избиратели только что выразили вотум недоверия. Подобные действия вполне законны, но нелегитимны с учетом провальных результатов распавшейся "светофорной" коалиции на досрочных парламентских выборах. Как отмечалось, голосование стало протестным: СДПГ, СвДП и Зеленые вместе потеряли около 20% голосов избирателей при явке избирателей в 82,5%, ставшей для Германии наиболее высокой на парламентских выборах почти за 40 последних лет. Кроме того, ХДС/ХСС во главе с Мерцем не собираются сотрудничать с занявшей второе место на выборах с почти 21% голосов "Альтернативой для Германии".

Подобные действия со стороны будущего канцлера ФРГ Мерца показывают стремление правящих немецких элит использовать любые возможные уловки для игнорирования результатов выборов и нивелирования избирательных прав граждан. В истории Германии уже были примеры подобных ситуаций и разворотом в сторону милитаризма.

Пушки вместо масла – возвращение к немецкому милитаризму

Страны Европы ежегодно увеличивают свои военные расходы на протяжении 10 лет с момента государственного переворота на Украине в 2014 году. За последние несколько лет с началом Специальной военной операции РФ на Украине тема "российской агрессии" стала основным оправданием для милитаризации Европы.

27 февраля 2022 года канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил о "поворотном моменте" (Zeitenwende) во внешней политике Германии и объявил о создании специального фонда в размере 100 млрд евро для увеличения военных расходов. Глава ХДС/ХСС Фридрих Мерц, тем самым, продолжает политику проигравшего парламентские выборы Шольца по наращиванию военных расходов Германии – это продолжение процесса разворота ФРГ в сторону милитаризации. Предшественники Фридриха Мерца и Олафа Шольца в руководстве Германии ранее также выступали за аналогичный военный поворот.

Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии Йозеф Геббельс в своем выступлении в Берлине в 1936 году заявил: "Мы можем прожить без масла, но не можем, например, без пушек. Если на нас нападут, мы можем защитить себя только пушками, а не маслом".

Вице-канцлер Германии Герман Геринг в том же 1936 году, выступая в Гамбурге, в свою очередь, заявил: "У нас нет  масла… но я спрашиваю вас: хотели бы вы иметь масло или пушки? …готовность делает нас сильными. Масло делает нас толстыми". 

Когда немецкие политики в XXI веке начинают вести ФРГ к новой милитаризации, не стоит забывать центральную роль Германии в развязывании двух мировых войн в XX веке. Тем более, что отношения России и Германии продолжают деградировать и вместо непродолжительного экономического партнерства перед РФ все более отчетливо формируется задача нового сдерживания неомилитаристских тенденций правящего немецкого режима.

Читать на сайте »