Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

"ЕАЭС минус 1": время готовить дорожную карту по исключению Армении из объединения

ЕАЭС

https://worldmarketstudies.ru/

Власти Армении вполне явно выбрали курс на вступление страны в Евросоюз. Руководству РФ и других стран Евразийского экономического союза необходимо учесть данный прецедент при дальнейшем развитии организации.

Правительство Армении 9 января одобрило законопроект о вступлении республики в ЕС. После этого документ будет направлен на рассмотрение парламента страны, и, как ожидается, будет одобрен. После этого, армянские власти начнут обсуждать с руководством Евросоюза "дорожную карту" о вступлении в ЕС. 

Для одобрения решения о вступлении в Евросоюз со стороны Армении также потребуется проведение референдума по данному вопросу. Вполне вероятно, что плебисцит с данным вопросом может быть проведен в 2026 году – совместно с парламентскими выборами в стране. Тем самым, "молдавский сценарий"  может быть реализован в Армении уже в следующем году.

Как долго продлится процесс принятия Армении в Евросоюз при одобрении данного решения большинством граждан страны и властями республики? 
Пример Турции показывает, что данная ситуация может растянуться на многие десятилетия с неопределенными перспективами. Грузия официально подала заявку о вступлении в ЕС в 2022 году, однако в 2024 году данный процесс был отложен из-за изменения политического курса страны. 

В руководстве РФ уже отреагировали на текущие действия правительства Армении. Вице-премьер РФ Алексей Оверчук отметил, что одновременное участие в ЕАЭС и ЕС невозможно. От также заявил о том, что "членство в ЕАЭС – это привилегия" и сценарий прекращения отношений Армении с ЕАЭС приведет к росту цен на энергоносители и продовольствие и снижению экспорта армянских товаров. 

По данным Статистического ведомства Армении, товарооборот страны с государствами ЕАЭС в 2023 году составил 36,8 % общего товарооборота Армении. За 10 месяцев 2024 года объем товарооборота Армении превысил $11 млрд. Первое место по объемам торговли с Арменией заняла Россия, в число наиболее крупных торговых партнеров также вошли ОАЭ, Китай и Иран. За этот же период торговый оборот Армении с Евросоюзом составил около $1,9 млрд.

В данном контексте стоит обратить внимание на заявление министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна по итогам 2024 года. Глава МИД Армении вполне явно обозначил основные приоритеты для страны, не упомянув в своем заявлении РФ и ЕАЭС. При этом, он заявил о том, что власти Армении "продолжают переговоры с Европейским Союзом" и, по его словам, ожидается, что в ближайшие месяцы Ереван и Брюссель подпишут "новую программу партнерства в ближайшие месяцы".

Армения вступила в ЕАЭС в 2015 году, но при этом также планомерно укрепляла сотрудничество с ЕС. В 2009 году Армения присоединилась к программе "Восточного партнерства" ЕС. В 2010 году ЕС и Армения начали переговоры по соглашению об ассоциации, которое включало в себя соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. В ноябре 2017 году стороны подписали соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве.

В том же году премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян в интервью изданию "Известия" в 2017 году заявил о том, что "Армения стремится стать мостом между ЕАЭС и ЕС". По его словам, Армения "видит себя как приближающая эти два рынка страна, а не как разделяющая".

В настоящее время в заявлениях российского руководства присутствует неопределенность относительно дальнейших перспектив сотрудничества с Арменией. С одной стороны, вице-премьер РФ Алексей Оверчук отмечает, что Россия будет проводить экономическую политику к Армении в дальнейшем с учетом намерений страны вступить в ЕС и выйти из ЕАЭС. С другой стороны – всего несколько месяцев назад, в сентябре 2024 года министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил о реализации большого числа крупных бизнес-проектов российских компаний и существенном объеме инвестиций в Армению из России по целому ряду направлений: в горнодобывающей отрасли, высоких технологиях, инфраструктуре и ряду других.

В ближайшей перспективе сотрудничество РФ с Арменией должно не на словах, а на деле учитывать реальные устремления руководства и населения Армении. Как уже было отмечено, вполне возможно, что уже в следующем году в Армении будет проведен референдум о вступлении в ЕС. В подобной ситуации РФ необходимо учитывать риски дальнейших инвестиций в армянскую экономику. 

Выход Армении из состава Евразийского экономического союза больше не является некоей "теорией заговора", это вполне реальный сценарий. Для ЕАЭС это в определенном смысле стресс-тест на прочность – как выход Великобритании из Евросоюза в 2020 году. 

Для руководства РФ текущая ситуация с Арменией – как и с Украиной – это наглядный пример того, что участники СНГ и ЕАЭС и других интеграционных проектов на пост-советском пространстве далеко не всегда на 100% учитывают привилегированный статус и выгоды от подобного сотрудничества.

Для сохранения позитивного импульса в межстрановых отношениях на Евразийском пространстве необходима кропотливая работа. В ближайшее время необходима проработка конкретных мер по  минимизации негативных последствий от потенциального выхода Армении из ЕАЭС в ближайшие годы и проработку процесса прекращения доступа товаров и услуг из этой страны в прежних объемах.

Читать на сайте »