Банкноты, доллары США
Объем американского госдолга в августе превысил $37 трлн и продолжает расти все более быстрыми темпами, дефицит бюджета США приближается к 7% от ВВП страны. Президент Трамп при этом в очередной раз демонстрирует склонность к преувеличениям, потенциально в десятки раз завышая доходы от новых импортных пошлин.
В США не происходит каких-либо заметных улучшений в плане снижения дефицита бюджета и снижения госдолга. Более того, дефицит бюджета США по итогам 2025 фискального года, скорее всего, будет выше, чем за предыдущий период. По данным Министерства финансов США, дефицит бюджета в июле,составил $291 млрд. В неправительственной организации "Комитет по ответственному федеральному бюджету" (CRFB) со ссылкой на бюджетное управление Конгресса США (CBO) отмечают, что за последние 12 месяцев дефицит американского бюджета составил $1,9 трлн. По оценкам организации, дефицита бюджета США при подобных значениях составляет около 6,5% от ВВП страны.
Объем госдолга США, август 2025
По данным Минфина США, объем госдолга страны по состоянию на 11 августа 2025 года составил $37,004 трлн. Объем долговых обязательств США в целом за последние годы растет ускоряющимися темпами, с опережением прежних прогнозов. Управление Конгресса США по бюджету в январе 2020 года опубликовало 10-летний прогноз по динамике дефицита бюджета США и госдолга страны. Согласно прогнозным оценкам, госдолг США должен был составить $36,2 трлн в 2030 году.
Реальная траектория госдолга практически сразу отклонилась от прогнозов на фоне принятия антикризисных мер после начавшейся пандемии короновируса. Госдолг США начал штурмовать новые высоты с опережением графика на 5 лет: отметка в $33 трлн была преодолена уже в 2023 году, а не в 2028 году, как прогнозировали эксперты при американском конгрессе. Уровень в $34 трлн был достигнут в январе 2024 года, в июле 2024 года госдолг превысил $35 трлн, в ноябре 2024 года – $36 трлн.
По оценке главы фонда Питера Г. Питерсона Майкла А. Питерсона, "эти рубежи в триллион долларов преодолеваются быстрыми темпами". Он также отмечает, что "сейчас мы увеличиваем государственный долг на $1 трлн каждые 5 месяцев, это почти в два раза быстрее по сравнению со средними темпами за последние 25 лет". В результате, госдолг США "сейчас больше, чем экономики еврозоны и Китая вместе взятые". Питерсон добавил, что со стороны американских властей "крайне безответственно демонстрировать крупные дефицита бюджета, которые сейчас составляют примерно 7% от ВВП".
В организации также привели ряд других аналогий текущих параметров госдолга США, в частности, отметив, что сумма в $37 трлн сопоставима с общим объемом ВВП Великобритании, Германии, Индии, Китая и Япония вместе взятых. В фонде также отметили, что текущие темпы увеличения госдолга США в настоящее время можно оценить как $3,5 млн в минуту, $212,9 млн в час и $5,1 млрд в день. Соответствующие оценки темпов увеличения американского госдолга также опубликованы на сайте объединенного экономического комитета конгресса США.
Реальный, а не эфемерный характер проблемы госдолга США объясняется тем, что данный процесс не проходит бесследно. На фоне обсуждения "большого прекрасного закона", который, по многим прогнозам, только усугубит проблему госдолга, в мае США потеряли наивысшую оценку своих долговых обязательств со стороны агентства Moody’s.
Глава фонда Питера Г. Питерсона отмечает, что "растущий госдолг медленно повреждает нашу экономику и перспективы следующего поколения". Рост процентных ставок, который происходит по мере увеличения госдолга, снижает инвестиционные возможности частного сектора. Усредненный уровень процентных ставок по госдолгу США в 2021 года составлял 1,605%. В июле 2025 года, по данным Министерства финансов США, этот показатель более чем в два раза выше, составляя 3,352%.
По мере увеличения самого объема госдолга и роста процентов, для обслуживания долговых обязательств США требуется все больший объем средств. Растущие платежи по процентам по госдолгу сокращают возможности американских властей по финансированию других статей бюджета.
Обслуживание госдолга фактически уже превратилось в отдельную, одну из крупнейших частей расходов американского бюджета, сопоставимую с ежегодным бюджетом Пентагона. В текущем 2025 фискальном году, который завершится в сентябре, совокупный объем федеральных расходов по обслуживанию госдолга США, по данным министерства США, уже составил $1,02 трлн.
На этом фоне президент США, который уже неоднократно был замечен в склонности к преувеличениям масштабов своих сделок, предоставил очередной повод в том, чтобы усомниться в его оценках. С учетом общих тенденций по сохранению высоких дефицитов и роста госдолга сомнения также в дальнейшем могут возникнуть и в целом по поводу эффективности стратегии повышения импортных пошлин для решения фискальных и долговых проблем США.
В своем сообщении в соцсети TruthSocial Трамп, критикуя экономистов банка Goldman Sachs за якобы неверные оценки последствий принимаемых им мер, заявил о том, что "пошлины приносят триллионы долларов".
Стоит подчеркнуть, что, по словам Трампа, речь идет не о $1 трлн, а "триллионах" долларов. Реальная цифра за 2025 года, по оценкам налоговых, таможенных и других бюджетных поступлений Министерства финансов США, ниже на порядок: $142 млрд.
При продолжении тенденций по сохранению высокого дефицита бюджета и увеличению госдолга Трамп в ближайшие несколько лет может попытаться вновь пересмотреть правила торговли США с остальным миром и вновь повысить импортные пошлины. Одним из примеров пересмотра собственных соглашений стало применение Вашингтоном новых импортных пошлин в отношении Канады и Мексики в начале августа 2025 года, несмотря на подписанное во время первого президентского срока Трампа Соглашение о свободной торговле США, Мексики и Канады (USMCA).
Также как и сделка с Китаем в его первый президентский срок не стала окончательной – в том числе из-за отказа Пекина выполнять все требования американской стороны – так и текущие торговые соглашения со странами в дальнейшем могут быть пересмотрены, если Трамп сочтет, что их условий недостаточно для улучшения торгово-финансовой позиции США. При этом он сам создал условия для сохранения высоких дефицитов бюджета и дальнейшего ускоренного роста госдолга США.
Ускоренный рост объема американских государственных заимствований за первую половину текущего десятилетия можно отчасти объяснить принятыми в США антикризисными мерами в рамках пандемии короновируса. Однако в следующие 5 лет и после 2030 года одной из причин продолжения роста госдолга и высокого дефицита бюджета США будет "большой прекрасный закон". Вопреки заявлению администрации Трампа о том, что закон "снизит дефициты и госдолг", как уже отмечалось, в CBO прогнозируют совокупное увеличение дефицита бюджета США в 2025–2034 годы на $3,4 трлн из-за данных мер.