Биржевые котировки на уличных мониторах в Токио
Долларовые активы потенциально начинают терять в привлекательности не только из-за временных факторов, но и долгосрочной переоценки экономической "исключительности" США, которая началась в результате действий администрации Трампа.
Рынок акций США в 2025 году продемонстрировал повышенную волатильность и замедленный рост по сравнению с фондовыми рынками развивающихся государств. Индекс развивающихся рынков MSCI EM за первую половину года показал более чем двукратный рост по сравнению с американским индексом S&P 500: 15,6% и 6,2%, соответственно.
В ближайшие годы до завершения второго срока Трампа будет сохраняться ряд факторов, который в своей совокупности будут, скорее всего, негативно сказываться на привлекательности долларовых активов:
- Трамп выступает за ослабление доллара и дальнейшее снижение ставок ФРС;
- Администрации Трампа не удается снизить дефицит бюджета и госдолг США;
- США могут в очередной раз пересмотреть условия "торговой сделки";
- Развивающиеся страны Азии продолжат расти опережающими темпами по сравнению с США
- Западные компании остаются переоцененными по сравнению с компаниями развивающихся стран
Ослабление котировок американского доллара по отношению к мировым валютам традиционно отражается в увеличении притока спекулятивного капитала на развивающиеся рынки. Действующая администрация США приложила активные усилия для ослабления позиций доллара на валютном рынке. Президент Трамп неоднократно заявлял о том, что котировки американская валюта "слишком высокие". В конце июля 2025 года он, в частности, заявил о том, что "можно заработать намного больше денег при слабом долларе".
Динамика фондовых рынков и курс доллара, 1998-2024гг
Эти комментарии прозвучали после того, как в первой половине 2025 года американская валюта продемонстрировала наиболее серьезное снижение за 6 месяцев за последние 50 лет. В Morgan Stanley отметили, что снижение индекса доллара (DXY) к корзине мировых валют с января до конца июня на 11% стало самым резким с 1973 года.
Помимо подобных словесных "интервенций" со стороны президента США также неоднократно звучала критика в адрес главы ФРС Джерома Пауэлла за нежелание быстро снижать процентные ставки. В состав совета управляющих ФРС также по инициативе Трампа был включен Стивен Миран, который ранее входит в числе экономических советников президента. Миран активно выступает за смягчение монетарной политики США. В следующем году снижение ставок ФРС, начавшееся в середине сентября 2025 года, скорее всего, продолжится, в том числе из-за того, что срок полномочий Пауэлла подойдет к концу, и Трамп не будет продлять его. В результате, фактор слабого доллара с учетом намерений Трампа в отношении руководства ФРС, будет сохраняться и в 2026 году.
Второй срок Трампа начинался с обещаний Илона Маска сократить расходы в бюджете США на $1 трлн. Вместо этого, Маск со скандалом покинул администрацию Трампа, а одним из основных итогов 2025 года в плане дальнейшей траектории бюджетных расходов США стало принятие "Большого прекрасного закона". Как отмечали в ИИМР, реализация мер в законе, по оценкам бюджетного управления Конгресса США приведет к дальнейшему росту объема заимствований американского правительства. В США при этом в целом происходит ускорение темпов роста госдолга: показатель увеличивается на $1 трлн в среднем каждые 5 месяцев или почти в 2 раза быстрее темпов, которые наблюдались за последние 25 лет.
Дополнительным фактором неопределенности – как для экономики, так и для фондового рынка США – также стал подход администрации Трампа к торговым соглашениям. Переговоры США с Китаем, в частности, показывают, что временное "перемирие" может в дальнейшем довольно быстро смениться возобновлением торгового конфликта. При этом Трамп может в очередной раз решить, что прежние соглашения с другими странами "больше не отвечают интересам США" – как это произошло с торговыми договоренностями США с Канадой и Мексикой. Трамп ранее сам заключил новое торговое соглашение с данными странами (USMCA), но затем применил новые импортные пошлины против Оттавы и Мехико.
Более высокий потенциал экономического развития стран Азии в ближайшие годы, а также намного более высокие стоимостные уровни акций американских компаний по коэффициенту цена/прибыль по сравнению с компаниями развивающихся стран будут также способствовать более позитивному восприятию инвесторами азиатских рынков.
В управляющей компании, что расхождение в темпах роста ВВП развивающихся стран в 2025 году по сравнению с развитыми странами выше усредненного уровня дивергенции в экономическом росте за последние 35 лет. По многим прогнозам, экономики развивающихся стран Юго-Восточной Азии в ближайшие годы продолжат расти опережающими темпами по сравнению с США. В интервью агентству Bloomberg со-исполнительный директор инвесткомпании KKR Джозеф Бэ заявил о том, что "по мере ослабления доллара диверсификация портфелей в азиатские рынки продолжится".
Глава Азиатско-Тихоокеанского подразделения Goldman Sachs Кевин Снидер в начале октября отметил, что приток капитала на азиатские фондовые рынки вне Китая за последние 9 месяцев составил около $100 млрд. По его словам, инвесторы "все активнее присматриваются к азиатским рынкам".
По отдельным оценкам, фондовый рынок США остается намного более "переоцененным" с учетом сравнения показателей американских и азиатских компаний. В частности, по состоянию на середину 2025 года показатель компаний США по циклически скорректированному коэффициенту цена-прибыль (CAPE) в 2 или даже в 3 раза превышает значения для компаний различных стран Азии.
Администрация Трамп своими действиями придала дополнительный импульс процессу снижения привлекательности долларовых активов в 2025 году. Вместо прежнего статуса "защитной гавани" в восприятии долларовых активов инвесторами начинает формироваться дополнительный риск по причине того, что США при Трампе становятся источником нестабильности для мировой экономики.
зменения в торговых соглашениях и международных договоренностях, которые были инициированы администрацией Трампа, в дальнейшем могут быть в очередной раз пересмотрены уже следующим американским руководством, что подчеркивает усиление неопределенности со стороны США. Это позволяет говорить о том, что во время второго президентского срока Трампа происходит не очередная временная ротация капитала с развитых рынков в развивающиеся, а фактически запущен процесс долгосрочного снижения привлекательности долларовых активов.