Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Франция Макрона – один из многих примеров системного кризиса рыночного капитализма

Усиление мер безопасности в Париже из-за продолжающихся беспорядков

EPA/ТАСС

Пока еще действующий президент Франции Эммануэль Макрон может предпринять ряд кардинальных мер, чтобы разрядить ситуацию в стране и смягчить финансовые проблемы государства. Однако, более вероятно, что он продолжит действовать по канонам рыночной экономики, которые во многом и стали причиной формирования кризисных явлений в финансах и политике Франции и многих других стран мира. 

На завершающей стадии президентства Макрона Франция оказалась в положении политического и финансового кризиса. После очередной, уже третьей за год, отставки правительства страны во Франции также начались массовые акции протеста. Сам президент Франции Эммануэль Макрон, как уже отмечалось, олицетворяет собой крайне непопулярного политика в глазах граждан страны. 

Предыдущие главы правительств Франции в лице Габриэля Атталя, Мишеля Барнье и Франсуа Байру лишились своих должностей на фоне попыток снизить государственные расходы – в том числе, за счет сокращений в социальной сфере.

Что могли бы предпринять лично президент Франции Макрон и новый премьер-министр Себастьен Лекорню в сложившейся ситуации?

  • подать личный пример ответственности и уйти в отставку;
  • значительно снизить зарплаты членов правительства и всех государственных чиновников на руководящих должностях с одновременным ужесточением наказания за коррупцию;
  • резко повысить налоги для крупных корпораций и одновременно ввести штрафы для корпораций за необоснованное повышение цен;
  • существенно снизить объем оборонных расходов.

Наиболее вероятно, что власти Франции не предпримут ни один из данных вариантов. Эммануэль Макрон не может пойти на эти меры, потому что:

  1. он сам является представителем крупных корпораций и финансового капитала;
  2. приняв подобные меры, он открыто признает ошибочность своего прежнего курса.

Вместо повышения налогов за время президентства Макрона корпоративные налоги во Франции были снижены с 33% до 25%. Тем самым, президент Франции активно содействовал ухудшению финансовой позиции страны, снизив объем налоговых поступлений в бюджет.

Эммануэль Макрон скорее обвинит Россию во внутренних проблемах Франции, в том числе, в разжигании протестных настроений внутри страны, чем решится на серьезные меры по снижению государственных расходов – в той части, которая не касается социального обеспечения, а не государственного аппарата и военных расходов. Ранее он уже принял решение об удвоении объема военных расходов Франции под предлогом "противостояния российской агрессии в Европе" – причем, данный процесс, опять же, с его подачи, происходит ускоренными темпами. 

Сначала, в январе 2023 года, он заявил о том, что Франция увеличит оборонный бюджет страны на треть, в результате чего затраты страны в данной сфере увеличатся с 295 млрд евро в 2019–2025 годах до 413 млрд евро до 413 млрд евро в 2024–2030 годы. В результате данного решения объем военных расходов Франции должен был удвоиться к 2030 году по сравнению с началом его первого президентского срока в 2017 году. Затем, в июле 2025 года, он заявил о том, что рост оборонных расходов Франции начнется ускоренными темпами и показатель расходов, который планировался к 2030 году, будет достигнут к 2027 году.  

Кроме того, Себастьен Лекорню, назначенный новым премьер-министром страны, с 2022 года занимал пост министра обороны Франции и, вполне вероятно, за последние несколько лет "оброс" личными коррупционными связями со многими французскими компаниями оборонного сектора. В пользу этого, в частности, говорит его участие в продвижение интересов таких компаний как Arquus, BDA, Nexter, PGM, Safran, Thales во время его визита в Армению в феврале 2024 года. По данным портала Politico [заблокирован в РФ], Лекорню приехал в Ереван вместе с представителями данных компаний и вместе с его армянским визави Суреном Папикяном "обсудил возможные закупки Арменией систем ПВО, артиллерии и других видов вооружений".

Данные действия и заявления со стороны высшего руководства Франции показывают, что вряд ли стоит ожидать формирования какого-либо "правительства национального единства" или "согласия" и решения финансовых проблем страны после очередного распада кабинета министров.  

Динамика госдолга Франции по отношению к ВВП, 1995-2025 гг

https://worldmarketstudies.ru/

Стоит напомнить, чем занимались предшественники Макрона, помимо увеличения госдолга Франции. Бывший президент Жак Ширак в 2011 году был признан виновным в хищении средств и махинациях в связи с созданием фиктивных рабочих мест в мэрии Парижа в 1990-х годах, когда он занимал пост главы французской столицы. Он был осужден на 2 года условно и оштрафован. Николя Саркози в 2021 году был обвинен в даче взятки судье кассационного суда и использовании служебного положения в личных целях и был осужден на 3 года условного срока. В настоящее время он проходит в качестве обвиняемого по обвинению незаконном превышении объемов финансирования своей предвыборной президентской кампании за счет средств убитого президента Ливии Муаммара Каддафи. 

Помимо коррупции высшего руководства, которая присутствует не только во Франции, но и практически везде, где есть институты власти и стремление к нелегальному обогащению за счет использования властных полномочий, проблема заключается в самой модели рыночной экономики. 
Проблема повышенного государственного долга Франции возникла не с приходом Макрона – он лишь усугубил ее. Каждый последующий президент Франции последовательно увеличивал объем государственных заимствований страны. 

При президенте Жаке Шираке (1995–2007) госдолг Франции впервые преодолел отметку в 1 трлн евро, увеличившись с 663 млрд евро  до 1,211 трлн евро. Госдолг Франции по отношению к ВВП вырос с 55,5% до 64,1%. За время президентства Николя Саркози (2007–2012) объем государственных заимствований страны повысился до 1,833 млрд евро, составив 90,2% от ВВП Франции. Франсуа Олланд (2012–2017) поднял планку госдолга выше 2 трлн евро – до 2,258 трлн евро, уровень госдолга к ВВП Франции достиг 98,4% к ВВП. 

При Макроне, как уже отмечалось, объем госдолга страны увеличился сразу более чем на 1 трлн евро до 3,345 трлн евро и по состоянию на начало 2 квартала 2025 года достиг 113,9% к ВВП Франции. По оценкам счетной палаты Франции, размер бюджетных платежей по процентам по госдолгу страны в 2024 году составлял 59 млрд евро. С 2030 года объем обслуживания госдолга Франции начнет ежегодно превышать 100 млрд евро. Данный прогноз в июне 2025 года, в частности, также озвучил глава Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало.
Французская экономика, как и многие другие экономики развитых и развивающихся стран мира, наращивающих объем государственных долгов, систематически, из года в год демонстрирует неспособность к финансированию социальных обязательств государства без постоянного привлечения новых долговых заимствований. 

Темпы экономического роста страны не позволяют в полном объеме обеспечивать социальные обязательства и обслуживать текущий госдолг – власти вынуждены постоянно увеличивать объем госдолга, чтобы покрывать данный разрыв между совокупными расходами и доходами бюджета.

Проблемы французского президента, чье правление начиналось с масштабных протестных акций и подходит к концу под аккомпанемент новых протестов, в этом плане симптоматичны не только для Франции. Главы некогда ведущих развитых экономик мира сталкиваются с объективной реальностью, в которой они больше не способны обеспечивать финансирование социальных расходов в прежнем объеме. Стоит отметить, что об этом в августе 2025 года заявил канцлер Германии Фридрих Мерц – руководитель правительства страны, государственный долг которой по состоянию на начало 2025 года был почти в два раза ниже, чем у Франции.

Ситуация для многих стран развивается в соответствии с оценками, которые были опубликованы французским экономистом Тома Пикетти в его работе "Капитал в XXI веке" в 2013 году. В мире усиливается экономическое неравенство в виде роста благосостояния глав и основных бенефициаров корпораций и стагнации реальных заработных плат рядовых граждан.

Нарушение баланса между интересами корпораций и рядовых граждан, регулярное невыполнение социального контракта со стороны властей по отношению к обществу и попытки скрыть данные провалы за счет увеличения государственных долгов присущи многим государствам. 

В мире в целом наблюдается не только кризис глобализации как эффективной модели развития, но и капиталистической модели рыночной экономики. Это кризис не только и не столько Франции, сколько либерального рыночного капитализма, при этом кризис как финансово-экономический, так и морально-политический. Происходит систематическое снижение доверия населения к "правым" и "центристским" политическим партиям, традиционно представляющим интересы частного бизнеса,  и одновременно растет популярность "левых" движений, выступающих, среди прочего, за более жесткое регулирование корпораций.

В США пытаются создать видимость, что "решают" данную проблему за счет импортных пошлин, обвиняя другие страны. Но при этом игнорируется факт, что именно американские корпорации на протяжении десятилетий выводили производство в Китай, Индию и другие государства – а власти США и различные экономисты и политологи преподносили глобализацию как единственно возможный вариант в "конце истории".

Обеспечение интересов крупного капитала со стороны властей многих стран под разными предлогами все еще стоит выше исполнения прямых обязанностей правительств по защите интересов граждан. Руководители различных стран мира, как отмечалось  ранее, в 2024 году уже накопили долгов в объеме $100 трлн или около 93% от мирового ВВП. Данный объем государственных долгов де-факто является функцией, прямо отражающей неспособность руководства стран выполнять свои социальные обязательства за счет экономического роста на основе рыночной модели капитализма.

Для того, чтобы представить, чем может закончиться строительство данного карточного домика мирового "благополучия", не обязательно дожидаться, что произойдет в случае повышения долгов стран со 100 триллионов до квадриллиона долларов. И, тем не менее, руководители Франции, Великобритании, Германии, США, Японии и многих других государств – и в том числе, развивающихся – скорее всего, будут продолжать играть в эту долговую пирамиду.
Франция и ее коррумпированная знать прошлого, среди прочего, подарили миру выражение "после нас хоть потоп". В этой парадигме продолжают действовать руководители многих государств и сегодня. 

Рост социальной напряженности и протестных настроений в Европе показывает, что "смывать" их может начать намного раньше, чем они могли себе представить. В результате, у властей государств, неспособных решить социально-экономические проблемы, будет усиливаться соблазн не просто к дальнейшему накоплению долгов и обвинениям других стран в своих проблемах, но и к развязыванию военных конфликтов с целью сокрытия своей управленческой недееспособности и коррупционных преступлений. 

Один из предшественников Макрона – экс-президент Франции Николя Саркози – уже продемонстрировал реалистичность такого сценария, когда объявил об участии Франции в военной интервенции НАТО против Ливии в 2011 году. Не исключено, что за счет подобных действий он рассчитывал, что ему удастся скрыть финансирование своей президентской кампании со стороны бывшего лидера Ливии. Для преступного "решения" властями долговой проблемы, которая со временем только продолжает обостряться, разжигания очередного регионального конфликта на уровне ливийского, скорее всего, будет недостаточно. Это дает основания полагать, что текущая рыночная модель экономического развития вместо благополучного "конца истории" подталкивает страны к новому военному конфликту мирового масштаба.

Читать на сайте »