Первые годы второго президентского срока Трампа могут пройти под знаком противостояния с руководством Федеральной резервной системы США из-за разногласий по монетарной политике. Открытый конфликт и публичная критика главы ФРС будут свидетельствовать об определенном расколе в руководстве страны.
Изменение прогнозов по инфляции на 2025 год и упоминание роли импортных пошлин, прозвучавшие по итогам последнего в 2024 году заседания руководства ФРС по монетарной политике, вызвали резко негативную реакцию на фондовом рынке США.
В комитете по открытому рынку ФРС пересмотрели прогноз по темпам инфляции в 2025 году с 2,1% до 2,5%. На этом фоне прогноз руководства центробанка по снижению процентных ставок на следующих год был также изменен: вместо прежних прогнозов по снижению ставки на 1% в 2025 году, теперь в ожиданиях ФРС заложено снижение лишь на 0,5%.
В комментариях по итогам заседания председатель ФРС Джером Пауэлл отметил, что Федерезерв вступил в "новую фазу" в плане дальнейшей оценки развития монетарной политики и приближения ставок к "нейтральному уровню".
Потенциально более негативным сигналом для инвесторов, ожидавших более активного снижения процентных ставок, является не модификация прогнозов ФРС, а комментарии Пауэлла. Председатель ФРС впервые публично – хотя и не напрямую – отметил новые импортные пошлины в качестве одной из возможных причин роста инфляции в США в 2025 году.
Более постепенное снижение ставок или даже приостановка смягчения монетарного курса с большой долей вероятности приведут к обострению отношений между будущим президентом США и главой ФРС. Пауэлл фактически встает на пути Трампа с его предвыборными обещаниями о низких ставках. Более того, председатель Федрезерва дает понять, что быстрого смягчения смягчения курса не будет из-за планируемых действий Трампа по импортным пошлинам.
В данном контексте решение снизить процентные ставки на 0,25%, о котором было объявлено 18 декабря, осталось фактически незамеченным рынками.
С момента победы Трампа на президентских выборах в начале ноября в ФРС избегали каких-либо официальных комментариев относительно его планов в экономике и торговле. На пресс-конференции по итогам заседания Пауэлл отметил, что ряд членов руководства ФРС действительно отметили неопределенность в политике как один из факторов увеличения неопределенности относительно инфляции. В выступлении после заседания руководства американского ЦБ он дважды коснулся темы пошлин – как в рамках его комментариев по решению и прогнозам ФРС, так и отвечая на вопрос журналиста: "Повлияют ли новые импортные пошлины на инфляцию в США с учетом прошлого президентства Трампа?"
По его словам, "пока очень рано делать выводы, мы не знаем, какие товары подвергнутся пошлинам, из каких стран, в течение какого времени [они будут действовать], в каких объемах".
Первые разногласия Трампа с ФРС
Дополнительный контекст данной ситуации придает тот факт, что, став президентом США, Трамп сам выбрал Джерома Пауэлла в качестве нового председателя ФРС в 2018 году.
В данном случае Трамп уже нарушил почти 40-летнюю политическую традицию США по "преемственности руководства" ФРС. С начала президентства Рональда Рейгана (1981–1989) все президенты США при вступлении в должность повторно назначали председателя ФРС, кандидатуры которого ранее была одобрена предыдущим президентом США. Трамп не стал переназначать Джанет Йеллен и выбрал Пауэлла в качестве нового руководителя Федрезерва.
Отношения между Трампом и назначенным им главой ФРС вскоре испортились – по мере того, как под руководством Пауэлла ставки в США начали повышаться и выросли до 2,5% к началу 2019 года.
В результате во время своего первого пребывания в Вашингтоне в качестве президента нарушил негласное табу, выступив с критикой в адрес главы ФРС. Негативные комментарии в адрес Пауэлла звучали с 2018 и в течение всего первого президентского срока Трампа. В 2020 году Трамп заявил о том, что председатель ФРС принял ряд плохих решений, добавив, что у него якобы "есть право убрать его" с занимаемой должности.
В феврале 2024 года в рамках предвыборной кампании Трамп заявил о том, что если победит на выборах, то не будет повторно назначать Пауэлла на пост председателя ФРС по истечению его текущего срока. Тем самым, он дал понять, что будет добиваться назначения другого, более дружественно настроенного – или более подконтрольного – ему руководителя Федрезерва.
Обострение конфликта и политизация ФРС
Полномочия Джерома Пауэлла в качестве председателя ФРС истекают в мае 2026 года.
Вероятность более жесткого и открытого противостояния во время второго президентского срока Трампа довольно высока из-за того, что процентные ставки в США в этот раз будут выше, чем в 2018–2021 годах. Во время первого президентства Трампа перепалка между ним и главой ФРС проходила на фоне близкого к минимальному дипазону ставок в 1,5–2,5% в первой половине срока и ставках в 0% в последние два года президентства.
На этот раз складывается сценарий, при котором в первой половине нового президентского срока Трампа процентные ставки будут в два раза выше. При этом практически нет реальных перспектив снижения ставок до 0% в завершающие годы президентства Трампа – при отсутствии какого-либо нового глобального кризиса или пандемии.
Вполне вероятно, что в качестве президента США Трамп будет пытаться оказывать давление как на главу ФРС, полномочия которого подходят к концу, так и на его преемника.
Трамп может попытаться повлиять на решения Федрезерва как напрямую, так и косвенно. Первое "окно" возможностей по прямому воздействию на политику ФРС у нового президента США появится в январе 2026 года, когда истекает срок полномочия у одного из членов совета управляющих комитета по открытому рынку ФРС. Полномочия еще двух управляющих комитета истекают в июле 2026 и сентябре 2027 года. В настоящее время в составе комитета уже заседают два чиновника, назначенных Трампом во время его первого президентского срока. К концу президентского срока Трамп может добиться того, что почти половина чиновников, обладающих правом голоса при формировании монетарной политики в США – 5 из 12 членов комитета по открытому рынку ФРС – будут, тем или иным образом, "представлять его интересы".
Кроме того, Трамп может также попытаться оказать косвенное давление на ФРС за счет СМИ. Во время первого президентского срока, а также избирательной компании 2024 года он получил определенный "жертвенный опыт" – Трамп подвергся серьезному политическому давлению по обвинениям "в связях с Россией", кроме того, на него было совершено покушение. Обвинения, оставшиеся в итоге недоказанными, стали косвенным доказательством того, что он стал жертвой политических интриг "глубинного государства". Попытка покушения на него, совершенная в июле 2024 года стала дополнительным доводом в пользу того, что "его хотят устранить" за некие действия вопреки статусу-кво в Вашингтоне. В результате, Трамп вполне может попытаться представить нежелание ФРС смягчать монетарную политику во время его второго президентского срока как некий "новый заговор элит", которые якобы в очередной раз "пытаются помешать вернуть величие Америки". Подобная медийная атака на ФРС со стороны Трампа – если и не повлияет косвенно на действия центробанка – то может, по крайней мере, негативно отразиться на восприятии руководства Федрезерва.
В данной ситуации можно отметить, что процессы политической поляризации в США, при которых между основными партиями в стране наблюдаются резкие противоречия по многим вопросам, вполне явно начали затрагивать и руководство страны. Серьезное различие в оценках экономической ситуации и какой-либо открытый конфликт между президентом США и главой американского ЦБ будут явными признаками раскола в американском руководстве.