Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Импорт нефти КНР под давлением США

Качалка нефти на фоне заката

сгенерировано с помощью ИИ

В администрации Трампа добиваются снижения энергетической безопасности Китая и агрессивные действия в отношении Венесуэлы стали одной из таких мер. Но, вполне вероятно, далеко не последней. 

По данным Главного таможенного управления КНР, импорт нефти Китая в 2025 году вырос до нового рекорда в 11,55 млн баррелей в сутки, увеличившись на 4,4% по сравнению с предыдущим годом. При этом в декабре 2025 года были достигнуты новые максимумы по общему объему нефтяного импорта КНР – 13,2 млн б/с, а также по морским импортным поставкам – показатель впервые превысил уровень в 12 млн б/с. В 2026 году импорт нефти КНР может вырасти до нового рекорда, но увеличение, как ожидается, будет минимальным. По прогнозам китайской корпорации CNPC, спрос на нефть со стороны Китая в 2026 году увеличится 0,4%. В рейтинговом агентстве S&P Global прогнозируют увеличение нефтяного спроса КНР на 1%. в этом году.  

Повышение потребления нефти КНР, по различным оценкам, продолжается на фоне роста спроса со стороны нефтехимического сектора страны, а также увеличения стратегических запасов нефти. По прогнозам компании Kpler, рост спроса КНР на нафту и ряд других продуктов компенсирует уменьшение спроса на бензин и дизельное топливо на фоне снижения продаж автомобилей с ДВС, которое наблюдается в Китае за последние несколько лет. 

Действия руководства КНР по долгосрочному повышению электрификации экономики страны, которое выражается в активном развитии сегмента возобновляемой энергетики, электромобилей и автомобилей с гибридным двигателем,  как отмечали в ИИМР, в том числе, направлены на снижение зависимости от внешних поставок.  Активное увеличение стратегических резервов нефти также можно рассматривать в качестве одного из элементов стратегии властей КНР по нивелированию внешних рисков для энергетической безопасности. По оценкам компании Vortexa, объем нефти в наземных нефтяных хранилищах Китая (за исключением подземных хранилищ) по итогам 2025 года достиг рекордного уровня в 1,13 млрд баррелей. При этом, по отдельным оценкам, в 2024 году объем нефти в подземных хранилищах нефти составлял около 100 млн баррелей. В течение 2025–2026 годов, совокупный объем подземных хранилищ КНР, по оценкам Reuters, увеличится еще примерно на 170 млн баррелей. 

Можно констатировать, что стратегические запасы нефти Китая, по состоянию на начало 2026 года, примерно в 3 раза превышают объемы нефти, которые хранились в стратегическом резерве нефти США (395 млн баррелей по состоянию на 31 декабря 2025 года, по данным Управления энергетической информации (EIA) при Министерстве энергетики США).

В ИИМР ранее отмечали, что власти США за первый год второго президентского срока Трампа продемонстрировали возможность давления на основные каналы морских поставок нефти в Китай.

Речь идет о военном давлении в отношении Ирана – в частности, в виде концентрации сил ВМС США вблизи Ормузского пролива, а также неоднократном захвате танкеров с заявляемой принадлежностью к "теневому флоту" РФ. В конце 2025 года и начале 2026-го под угрозой также оказались поставки нефти в Китай из Венесуэлы. Стоит обратить внимание на то, что по официальным данным, КНР не импортирует нефть из Ирана с 2023 года. При этом доля Венесуэлы в нефтяном импорте нефти Китая официально заявляется на уровне в 1%. По данным компании Kpler, объем импорта нефти из Ирана в КНР в 2025 году составил около 1,38 млн б/с. 

По отдельным оценкам, для сокрытия источников импорта нефти используется Малайзия, которая по официальным данным КНР вошла в число 5-крупнейших экспортеров нефти в КНР в 2025 году. В пользу Малайзии как источника для реэкспорта нефти, в частности, за счет смешивания, а также перекачки нефти с танкеров в море, говорит существенное превышение объемов импорта нефти Китая из той страны в 2025 году по сравнению с показателями собственной добычи нефти. По официальным данным, объемы импорта нефти КНР из Малайзии в КНР в 2025 году составили 1,3 млн б/с, при этом общий показатель добычи нефть Малайзии за прошлый год составил около 540 тыс. б/с.

Морской импорт нефти КНР и доля подсанкционного импорта из отдельных стран, в млн б/с и %

https://worldmarketstudies.ru/

По оценкам Vortexa, "теневые" поставки нефти из РФ, Венесуэлы и Ирана, в 2025 году составили 30% от всего объема импорта нефти КНР. По данным компании, подсанкционный объем нефти, который импортирует Китай из этих стран, по сравнению с 2021 годом увеличился почти в два раза: с 16% до 30%. 

После захвата президента Венесуэлы Николаса Мадуро и фактического установления контроля над нефтяной отраслью страны со стороны США администрация Трампа, вполне вероятно, попытается использовать венесуэльскую нефть в качестве очередной "козырной карты" в противостоянии с Китаем. В пользу использования Трампом венесуэльской нефти в подобном качестве в виде геополитического оружия, в частности, говорят действия Министерства финансов США. В конце января управление по контролю за иностранными активами (OFAC) при министерстве выдало лицензию на продажу и поставку венесуэльской нефти американскими компаниями. В тексте документа при этом отдельно заявляется о том, что "данная лицензия не разрешает какие-либо сделки с лицами или компаниями, работающими в юрисдикции Российской Федерации, Ирана, КНДР, Кубы". Под фактическим запретом также "какие-либо сделки с компаниями или лицами , которые находятся или работают в юрисдикции КНР".

В подобной ситуации Китай в ближайшие месяцы, скорее всего, попытается компенсировать отсутствие поставок из Венесуэлы за счет повышения импорта нефти из Ирана и РФ. Однако, вполне вероятно, что в течение 2026 года администрация Трампа попытается предпринять новые усилия, чтобы помешать более активному энергетическому взаимодействию КНР с Ираном и РФ. Возможные военные действия США против Ирана стоит рассматривать, в том числе, в контексте создания дополнительных проблем для Китая в сфере энергетической безопасности.

Один из негативных сценариев для КНР может заключаться в вынужденной необходимости увеличить закупки нефти у других нефтедобывающих стран, в частности, на Ближнем Востоке, а также, возможно, у Бразилии и Канады. Но при этом стоимость подобных закупок будет существенно выше по сравнению с прежней практикой морского импорта подсанкционной нефти из Венесуэлы, Ирана и РФ.

Читать на сайте »