Китай. Тяньцзинь. Совместное фотографирование глав делегаций-участников заседания Совета глав государств-членов ШОС
Власти организации стран Шанхайской организации сотрудничества приняли решение о создании банка ШОС и выступили с предложением о создании платежной инфраструктуры. Но при этом в очередной раз прозвучали заявления о необходимости дальнейшего сохранения структур, которые находятся в серьезном кризисе и не способствуют решению мировых проблем.
25-ый форум ШОС, прошедший в китайском Тяньцзине, стал крупнейшим в истории организации, в его работе приняли участие главы 20 стран и 10 различных международных организаций.
Форум продемонстрировал стремления развивающихся стран к новому, более справедливому мировому устройству. В выступлениях глав ведущих стран организации, а также в итоговой декларации были отмечены серьезные проблемы в текущем миропорядке и обострение различных угроз.
Председатель КПК Си Цзиньпин в своем выступлении озвучил предложение по созданию банка ШОС, а также выдвинул инициативу глобального управления, обозначив 5 основных принципов: соблюдение суверенного равноправия; соблюдение международного права; реализация многостороннего сотрудничества; реализация политики в интересах человека; акцент на принятии реальных действий.
По итогам заседания основных членов организации и встречи "ШОС плюс" в Тяньцзине было принято и подписано 24 документа, в том числе Тяньцзиньская декларация, стратегия развития ШОС до 2035 года, дорожная карта по реализации стратегии энергетического сотрудничества ШОС до 2030 года. Было принято заявление Совета глав государств-членов в связи с 80-летием окончания Второй мировой войны и образования ООН, а также ряд других заявлений.
В опубликованном тексте Тяньцзиньской декларации отмечено, что в мире "обостряются геополитическая конфронтация, вызовы и угрозы для безопасности и стабильности, в том числе в регионе ШОС". Также заявлено о том, что "взаимодействие в рамках ШОС может послужить основой для формирования архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии".
Президент РФ Владимир Путин также выступил с дополнительными предложениями. В частности, в своем выступлении на заседании Совета глав государств-членов ШОС Путин заявил о том, что руководство России выступает "за выпуск совместных облигаций государств-членов, за создание в ШОС собственной платёжно-расчётной и депозитарной инфраструктуры, за формирование банка совместных инвестиционных проектов". По словам главы государства, "всё это позволит повысить эффективность наших экономических обменов, обезопасить их от колебаний внешней конъюнктуры".
Решение о создании банка ШОС, которое одобрено странами по итогам форума – это, без сомнения, позитивное начинание. Можно провести определенные параллели с созданием банка БРИКС ранее. С предложением о создании Банка БРИКС в 2012 году выступила Индия. Решение о создании Нового банка развития в рамках БРИКС было принято в 2013 году. Первое заседание банка состоялось в 2015 году. В состав учредителей НБР входят 5 стран: Бразилия, Россия, Индия, Китая и ЮАР.
Однако, начиная с 2022 года, НБР или банк БРИКС - ключевой финансовый институт БРИКС - соблюдает западные санкции в отношении одного из своих членов, России, которая является одним из соучредителей объединения. БРИКС в целом является более глобальной и менее однородной структурой по сравнению с ШОС. Возможно, в рамках ШОС удастся выполнить определенные финансово-экономические решения, которые пока "буксуют" в рамках БРИКС.
Ранее власти РФ официально предложили создать совместную платежную инфраструктуру в рамках БРИКС. Данное предложение было представлено в октябре 2024 года в рамках форума БРИКС в Казани. Тем не менее, почти год спустя, данная инициатива пока не получила какого-либо серьезного импульса в реализации.
Несмотря на целый ряд позитивных и конструктивных заявлений, озвученных лидерами стран ШОС на форуме в Тяньцзине, руководство развивающихся стран, тем не менее, в целом продолжает демонстрировать стремление уклониться от прямого противостояния с Западом, пытаясь совместить сохранение доступа к западным технологиям и рынкам с защитой национальных интересов. Однако, как показывает пример России, а также ряда других стран, со временем приходится делать выбор.
Ни БРИКС, ни ШОС не будут отстаивать национальные интересы России, Китая, Индии или каких-либо других стран по отдельности – это, мягко говоря, не входит в задачи данных организаций. Национальные интересы России не совпадают с национальными интересами Китая, Индии или какой-либо другой страны – у каждого государства они свои собственные. При этом, стремление противостоять торговым ограничениям Трампа объединяет многие страны Азии. Но в рамках объединений развивающихся стран до недавнего времени сохранялась неоднородная повестка. В рамках форматов БРИКС и ШОС, несмотря на признания деструктивных действий западных стран, продолжали звучать заявления в духе прежних лозунгов "Миру – мир".
Тем не менее, есть определенные признаки понимания среди властей развивающихся стран о том, что глобальная ситуация движется к обострению противоречий, а не к их миролюбивому разрешению. В своем выступлении председатель КПК Си Цзиньпин отметил, что "мир вступил в новый период бурных перемен, и глобальное управление оказалось на новом перепутье".
Пока что Россия выступает в роли некоего "застрельщика" глобальных изменений, находясь в авангарде военного и финансового-экономического противостояния с Западом. Ведущие развивающиеся страны Глобального Юга в лице Бразилии, Индии и Китая только начали вступать в это противостояние в экономическом плане – но пока не торопятся активизировать свои усилия. Сохранение аморфного характера объединений развивающихся государств будет продолжать ограничивать эффективность их возможностей по противостоянию давлению со стороны США и их сателлитов в Европе.
В настоящий момент существуют довольно серьезные противоречия. Создать "более справедливую и равноправную систему глобального управления" предлагается на основе структур, которые находятся в серьезном кризисе.
Власти Китая в рамках форума ШОС вновь призвали к защите "международных институтов". Си Цзиньпин, в частности, призвал к защите международной системы на основе ООН и поддержке торговой системы на основе ВТО. В заявлении Совета глав государств-членов ШОС в связи с 80-летием окончания Второй мировой войны и образования Организации Объединенных Наций также отмечается: "Прочный глобальный мир возможен лишь при безусловном соблюдении всеми государствами международного права, целей и принципов Устава ООН". Однако, данное условие не выполняется.
ООН не помешала началу украинского конфликта, не продемонстрировала способность стать площадкой для разрешения данного кризиса, никак не мешает бомбардировкам Газы со стороны Израиля, а также совместному нападению Израиля и США на Иран. Среди примеров кризиса ООН как организации, которая призвана содействовать обеспечению мира (но не справляется с "бурными изменениями в мире", о которых заявил председатель КНР), также стоит отметить военный конфликт в Сирии и военную интервенцию НАТО в Ливии.
Всемирная торговая организация в настоящее время также не выполняет своих функций, не обеспечивая "справедливость" мировой торговли – помимо того, что цели и задачи ВТО на протяжении многих лет находятся в противоречии с национальными интересами развития экономики многих стран. ВТО никак не мешает президенту США Трампу менять правила мировой торговли, применяя торговые ограничения по своему усмотрению.
Ситуация в мире действительно оказалась "на новом перепутье": прежние ключевые структуры мирового устройства стали неэффективными, но развивающиеся страны пока не готовы к созданию новых.
Импортные пошлины Трампа уже затронули все крупные страны БРИКС и ШОС. Со стороны руководства США также звучат угрозы о начале "экономической войны" не только против России, но и против других развивающихся государств. При этом ряд стран БРИКС и ШОС в лице России и Ирана оказались в состоянии прямого или опосредованного военного конфликта с развитыми странами.
Владимир Путин в рамках выступления на заседании "ШОС плюс" заявил о том, что "именно ШОС могла бы взять на себя лидирующую роль в усилиях по формированию в мире более справедливой и равноправной системы глобального управления, которая основывалась бы на примате международного права и ключевых положениях Устава ООН, была бы подлинно сбалансированной и учитывала бы интересы максимально широкого круга стран, гарантировала бы возможности для их устойчивого развития и безопасности".
Данная трактовка несколько отличается от призывов "строить справедливость на основе ООН и ВТО": предлагается усилить роль ШОС для создания системы мирового управления, которая бы учитывала положения ООН. Это можно расценивать как призыв к развивающимся странам к формированию в мировом масштабе более решительной роли объединений, которые они создают.
Между реализованным военным и финансово-экономическим потенциалом развитых стран и развивающихся по-прежнему сохраняется серьезный перевес не в пользу последних. У развивающихся государств по-прежнему нет единой платежной глобальной инфраструктуры, нет военного и политического объединения сил. Опыт последних десятилетий показывает, что без этого противостоять Западу и защищать суверенные интересы стран практически невозможно.
ООН и ВТО на основе ГАТТ 1947 года были созданы ценой мирового конфликта в виде Второй мировой войны. Текущее разделение мира на соперничающие экономические блоки в дальнейшем может оказаться как первоначальным этапом нового мирового конфликта - Запад всеми силами будет стремиться остановить появление нового конкурента своей гегемонии, так и сдерживающим фактором его начала - если одной силе противостоит равная ей сила, то воевать не выгодно никому.