Флаги КНР и США
Китай усиливает не только торговую войну, но и геополитическое напряжение, запрещая экспорт редкоземельных элементов для военного использования, что затрагивает армию США и НАТО. Китай также ужесточает экспорт редкоземельных элементов для использования в сфере производства продуктов с применением искусственного интеллекта, вводя «индивидуальные» разрешения на каждый случай.
Угроза дополнительных 100% тарифов на Китай вряд ли изменит его новую экспортную политику в отношении редкоземельных элементов. Поэтому, по мере приближения 1 ноября рынки будут становиться все более волатильными, а недавняя распродажа акций S&P 500, вероятно, лишь начало более глубокого снижения.
10 октября индекс S&P 500 (SP500) резко упал после того, как президент Трамп пригрозил ввести дополнительные 100% тарифы на Китай. Это падение является лишь временным снижением, а не началом краха, потому что:
- Сектор искусственного интеллекта по-прежнему растёт, инвесторы продолжают приветствовать каждую новую «сделку», несмотря на все признаки кругового финансирования и завышенных ожиданий.
- Рынок ждал и всё ещё ожидает, что Трамп смягчит свою риторику в отношении Китая, и в итоге переговоры продолжатся.
Уже в 12 октября Трамп заверил, что «всё будет хорошо с Китаем».
13 октября OpenAI объявил о новой сделке - с Broadcom, чьи акции выросли на 10%, что подтолкнуло индекс полупроводников VanEck Semiconductor ETF почти на 5%, а Nasdaq 100 - более чем на 2%. Индекс S&P 500 также вырос на 1,5%, и падение в пятницу теперь выглядит как лишь 3%-ное снижение.
Сложные переговоры впереди, так как президент Трамп – «выдающийся переговорщик». По его словам, его тактика заключается в жестких начальных переговорах, которые в конечном итоге приводят к выгодной сделке, даже если некоторые изначально жесткие условия смягчаются.
Участники рынка уже привыкли к этой тактике и не реагируют негативно, когда Трамп усиливает давление, ожидая последующего смягчения.
Поэтому рынок вырос в понедельник, когда Трамп смягчил свою позицию по китайским тарифам. Теперь ожидается, что США и Китай начнут переговоры, и в итоге дополнительные тарифы не будут введены 1 ноября.
Однако в настоящий момент ситуация сложнее. Последняя эскалация торговой войны была вызвана Китаем, а не Трампом. Трамп лишь ответил на действия Китая.
Следовательно, именно Китай теоретически «должен» сделать первый шаг к деэскалации. Угроза Трампа ввести дополнительные 100% тарифы была нужна, чтобы заставить Китай снизить напряженность. Но Трамп не может отступить или продолжить, пока Китай не сделает ответный шаг.
Таким образом, всё зависит от того, сочтет ли Китай угрозу США достаточно серьезной, чтобы пойти на деэскалацию.
США (и ЕС) уже говорят, что именно Китай виноват в эскалации торговой войны. Конечно, США первыми ввели высокие штрафные тарифы на Китай в апреле. Но они «вынуждены защищать свои рынки», а Китай теперь «агрессивно» запретил экспорт редкоземельных материалов в США. Китай контролирует около 70% мировой добычи редкоземельных элементов и до 90% переработки. Поэтому, это стали называть серьезной проблемой, хотя никто не хочет сравнивать экономические последствия таких действий Китая с экономическими последствиями санкций Трампа и ЕС (в финансовых показателях).
Когда США и Китай в первом полугодии договорились о деэскалации торговой войны (Китай разрешил экспорт редкоземельных материалов в США, а США снизили тарифы до заключения постоянного торгового соглашения), рынку это добавило оптимизма и он взлетел до новых максимумов. А про рост цен на товары в США и ЕС из-за пошлин в крупных СМИ стараются не писать.
Когда 9 октября Китай неожиданно ужесточил экспорт редкоземельных материалов не только для США, но и для всех стран, это, естественно, вызвало беспрецедентно острую реакцию.
Китайский документ, датированный 9 октября 2025 года, называется Уведомлением №61 Министерства торговли Китая (MOFCOM). В документе cказано:
«Иностранные организации и частные лица должны получить разрешение на экспорт товаров двойного назначения, выданное Министерством торговли Китая (MOFCOM), прежде чем экспортировать следующие товары за пределы Китая…»
Это не прямой запрет, но ужесточение контроля за экспортом редкоземельных материалов. С 9 октября Китай ужесточает экспортный контроль, а с 1 декабря он начинает контролировать экспорт из иностранных стран, использующих китайское оборудование, рабочую силу и материалы китайского происхождения. Это системное решение, потому что Китай запрещает экспорт редкоземельных материалов для военного использования.
«Заявки на экспорт товаров, предназначенных для иностранных военных пользователей, а также импортеров и конечных пользователей, указанных в списках контролируемых пользователей, не будут одобрены.»
Таким образом, Китай фактически запрещает экспорт редкоземельных материалов для военного использования.
Кроме того, экспорт товаров, связанных с производством или исследованиями логических чипов размером 14 нм и менее, или памяти с более чем 256 слоями, а также с разработкой искусственного интеллекта, имеющего потенциальное военное применение, будет рассматриваться индивидуально.
«Китайская угроза» серьезна ввиду ограничения экспорта редкоземельных материалов для армии США и НАТО. Уведомление от 9 октября является прямым вызовом военным возможностям НАТО, поскольку оно ограничивает доступ к материалам, необходимым для военной промышленности.
Будет ли угроза 100% тарифов со стороны США способна заставить Китай изменить это уведомление?
Вероятнее всего Китай не изменить условия. Документ №61 Министерства торговли, по-видимому, является частью долгосрочной стратегии Китая.
Таким образом, по мере приближения 1 ноября напряженность будет расти. Следовательно, падение рынка 10 октября может быть лишь началом более глубокого снижения, хотя перед этим возможен краткосрочный рост, пока продолжается бум в сфере искусственного интеллекта.