Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Конфискация части ЗВР РФ западными странами – подготовка к грабежу на финальной стадии

Пират тянется за золотом на фоне флага ЕС (абстракция)

сгенерировано ИИ

Страны Европы, а также ряд друг государств меняют законодательство и создают легальные условия для оправдания захвата части золотовалютных резервов России. Власти РФ заявляли о том, что считают действия по заморозке средств незаконными и обещали принять ответные меры.

После начала специальной военной операции на Украине в 2022 году часть ЗВР РФ на сумму около 200 млрд евро была заморожена бельгийской организацией Euroclear, предоставляющей услуги по расчету и проведению сделок с ценными бумагами. Часть средств также остается заблокированной в Великобритании, Канаде, Японии и США. В 2024 году власти ЕС совместно с "Большой семеркой" стран создали механизм выделения Украине займов, обеспеченных накапливающимися процентами от дальнейшего размещения данных замороженных средств в отмеченных юрисдикциях. В рамках данного механизма Киеву уже были одобрены кредиты на общую сумму в 45 млрд евро. В Канаде в 2024 годы были внесены поправки в действующее законодательство для возможности проведения прямой конфискации государственных средств.

Власти ряда ведущих стран Европы, в частности, Германии, Франции и Бельгии, изначально выступали против прямой конфискации замороженных средств. Но определенное движение в этом направлении наблюдалось на протяжении нескольких последних лет – как в виде формирования механизма финансирования Киева за счет доходов от замороженных средств, так и неофициальных идей, которые периодически публиковались в западных СМИ. В середине сентября 2025 года издание Financial Times со ссылкой на неназванных европейских политиков сообщило о разработке ряда "схем использования российских активов". В материале отмечается, что срок погашения по активам на сумму 170 млрд евро из общей суммы замороженных средств на 194 млрд евро в системе Euroclear уже истек и теперь данные средства хранятся в виде денежных остатков на балансе Euroclear. 

В Еврокомиссии рассматривают вариант использования данных средств РФ для предоставления Украине в качестве "репарационных кредитов". При подобной схеме в ЕК планируют предоставить средства, которые будут выделены киевскому режиму в объеме долговых обязательств на данную сумму, при этом беспроцентные облигации, которые будут приобретены за счет средств РФ, будут погашены только после выплаты киевскому режиму "репараций" со стороны российских властей. Еще один вариант – создание специального фонда для использования данных средств, в том числе с использованием их в качестве залога.

В материале также было отмечено участие властей США к подталкиванию ЕС к использованию замороженных средств: в FT привели текст одного из предложений Вашингтона, которые были распространены среди стран "Большой семерки". Как отмечается, странам G7 "стоит подумать о захвате [российских суверенных активов] инновационным образом для финансирования обороны Украины". В статье также приведены комментарии советника канцлера ФРГ Фридриха Мерца по внешней политике Гюнтера Зауттера. Как отмечается, в своем выступлении на конференции в Киеве заявил о том, что обсуждение использование замороженных российских активов "хорошо само по себе", так как "создает неуверенность у российской стороны".
На следующий день после данной публикации председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своем комментарии о применении 19-ого пакета санкций против РФ заявила о том, что с "денежными остатками, связанным с этими [замороженными] российскими активами, мы сможем предоставить Украине репарационный кредит".

Неделю спустя канцлер ФРГ Фридрих Мерц в статье FT, начинающейся с обвинений РФ в якобы "уничтоженных жилых кварталах в Одессе", "ночных ударах по госпиталям в Харькове" и "правительственных зданий в Киеве" заявил о том, что Европа вместе с партнерами должны "систематически и массово повысить цену российской агрессии".

Мерц признал, что власти Германии до недавнего времени "сохраняли осторожность в вопросе конфискованных средств российского ЦБ", среди которых глава немецкого правительства, в частности, отметил "вопросы международного права, а также фундаментальные вопросы в связи с ролью евро в качестве глобальной резервной валюты". Тем не менее, канцлер ФРГ заявил о том, что "необходимо подумать, как избежать этих проблем и предоставить эти средства для обороны Украины". В статье Мерц отметил, что выступает в поддержку использования российских денег для приобретения беспроцентных кредитов на общую сумму в 140 млрд евро. Данные кредиты предлагается погасить "только после выплаты компенсации РФ за ущерб Украине".    

Среди возможных причин активизации заявлений и планирований по использованию замороженных средств РФ можно отметить прекращение прямой финансовой поддержки Киева со стороны администрации США. Кроме того, во Франции, Германии и ряде других стран Европы наблюдается повышенная социальная напряженность из-за планов властей по снижению социальных расходов. Данная напряженность отражается как в виде открытых акций протеста, так и в плане увеличения популярности оппозиционных партий и движений. 

Не все в Европе поддерживают прямой захват замороженных российских активов. Премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер на полях Генеральной ассамблеи ООН в конце сентября, в частности, отметил негативные последствия для еврозоны от принятия подобного решения. По его словам, "если страны увидят, что деньги центробанка могут исчезнуть по желанию европейских политиков, они могут принять решение о выводе своих резервов из еврозоны".

Как ранее отмечали в Институте изучения мировых рынков, арест российских ЗВР в 2022 году стал одной из основных причин активизации покупки золота со стороны центробанков мира в 2022 году. При этом ЦБ РФ официально прекратил закупки золота в апреле 2020 года. С момента прекращения увеличения объемов золота в составе ЗВР цена драгметалла увеличилась более чем вдвое: с $1700 за тройскую унцию до $3800 за тройскую унцию.

Более активное публичное обсуждение вопроса использования арестованных средств также по времени совпало с дополнительным обострением геополитической напряженности между РФ и ЕС. В течение сентября 2025 года были отмечены многочисленные эпизоды с обвинением в адрес России в нарушении российскими военными самолетами и БПЛА границ европейских государств. Один из возможных вариантов в данной ситуации можно заключаться в создании условий для новых обвинений РФ и прямой конфискации активов либо под предлогом объявления вступления ЕС в украинский конфликт "из-за российской агрессии". В подобном сценарии конфискация ЗВР РФ может быть представлена как действия в рамках реализации контрмер, которые применяются в чрезвычайных обстоятельствах, которые в обычных условиях были бы нелегальными. 

Одним из ответных действий со стороны РФ могло бы стать обращение в судебные инстанции в странах Азии и других государствах глобального Юга. Многочисленные примеры предыдущих хищений ЗВР у других государств показывают бесперспективность судебных попыток возврата арестованных средств посредством европейского правосудия. До захвата ЗВР РФ на сумму около $300 млрд западные страны уже предпринимали схожие действия в отношении активов иностранных государств. Минфин РФ в докладе, подготовленном к форуму БРИКС в Казани осенью 2024 года, отметил 8 различных инцидентов заморозки государственных средств. Властям Венесуэлы в 2023 году удалось вернуть активы на сумму $1,5 млрд, замороженные португальским Novo Bank в 2019 году. Однако, пример судебных разбирательств Венесуэлы против властей Великобритании и, в частности, Банка Англии, конфисковавшего венесуэльское золото, которое хранилось в Лондоне, показывает отсутствие перспектив возвращения средств из юрисдикций, которые занимают недружественную позицию по отношению к странам, пострадавшим от подобных инцидентов. 

Пример Ливии, активы ЦБ которого были заморожены в 2011 году и большая часть которых остается арестованной и в настоящее время, также демонстрирует низкую вероятность возвращения средств даже после формального завершения военного конфликта. Государственные средства Ирана частично остаются заблокированными еще с 1979 года, а возвращение к режиму санкций по ядерной программе в 2025 году также лишает Тегеран возможности возврата средств, заблокированных в 2018 году. 

Не дожидаясь самого момента прямой конфискации российских ЗВР и/или использования данных средств, в ответ на заявления со стороны ЕС и США власти РФ также могли бы озвучить план использования иностранных замороженных средств на счетах "И" и "С". Если европейские и американские власти готовятся к конфискации российских активов и заявляют, что средства пойдут на финансирование Украины – иностранные средства в качестве ответной меры могли бы быть направлены на финансирование гособоронзаказа РФ, техническое обновление предприятий ВПК или какие-либо другие цели, связанные с проведением СВО на Украине.

Читать на сайте »