Биткойн
Процесс внедрения государственного регулирования в сегменте криптовалют в России набирает обороты: переход от экспериментальных режимов торгов к полноценному принятию правил, по собственным оценкам финансового руководства, начинается ускоренными темпами. Первые результаты применения законодательства в отношении цифровой добычи криптовалют в 2025 году при этом оказались не такими успешными, как ожидалось.
В конце декабря 2025 года ЦБ РФ опубликовал новые правила покупки цифровых финансовых активов для инвесторов, предполагающие, в частности, ужесточение критериев для неквалифицированных инвесторов. Кроме того, предложенная концепция предусматривает принятие новых законов в России в сфере криптовалют до 1 июля 2026 года.
Тем самым, в ЦБ рассчитывают на принятие новых законов, регулирующих криптовалютный рынок в течение первой половины 2026 года. После этого, с 1 июля 2027 года в центробанке планируют введение ответственности за нелегальную деятельность на рынке цифровых активов. Отдельные текущие параметры криптовалютного рынка РФ были оценены центробанком в обзоре финансовой стабильности, опубликованном в ноябре 2025 года.
В частности, было отмечено, что по состоянию на 1 октября "совокупные вложения населения в российские инструменты, связанные с цифровыми валютами, составляют порядка 3,7 млрд руб".
При этом, по данным на конец сентября 2025 года, "среднемесячная сумма предполагаемых остатков средств россиян на криптобиржах в отчетный период также уменьшилась – на 20% в рублевом выражении, до 933 млрд рублей". Как отмечается, "значительная доля объема средств россиян на кошельках криптобирж представлена вложениями в биткойн – 62% (597 млрд рублей) ". На эфир, по оценкам ЦБ приходится 16% (154 млрд рублей), на другие криптоактивы – 22% (209 млрд рублей).
Стоит обратить внимание на разницу в цифрах и терминах, которые использовали в центробанке, это довольно важно в контексте новых правил регулирования криптовалютного рынка. В обоих приведенных примерах заявляется о "населении". Однако, при более детальном описании в ЦБ фактически вынуждены сами признать, что численность "населения" в виде инвесторов в разрешенные криптовалютные инструменты в РФ составляет всего несколько тысяч человек. В частности, как отмечается в докладе: "Основная доля инвесторов (1,9 тыс. человек), торгующих фьючерсными контрактами на цифровые валюты, формирует небольшие портфели до 500 тыс. руб., однако ключевой вклад в общий объем вложений вносят немногочисленные крупные игроки, объем открытой позиции которых составляет от 100 млн рублей".
Новые правила регулирования криптовалют, с которыми официально выступил ЦБ РФ в конце декабря 2025 года, в первую очередь формируют легальные возможности для дальнейшей торговли криптовалютами и производными инструментами на цифровые активы именно для отмеченных инвесторов и крупных игроков.
Для рядовых граждан при этом фактически формируется запрет на покупку и торговлю цифровыми валютами. Комментарии первого заместителя председателя ЦБ РФ Владимира Чистюхина в интервью РИА Новости в середине декабря 2025 года также позволяют предположить, что для рядовых граждан РФ с середины 2027 года сделки с криптовалютами будут официально запрещены.
Отвечая на вопрос о том, "что будет с обычными людьми, которые уже вошли в эту "серую" зону и купили криптовалюту, что будет с их криптоактивами?" чиновник центробанка заявил, что "если у них будет статус лица, который не может проводить операции с криптоактивами, они смогут либо держать их дальше, либо продать или обменять на какую-то фиатную валюту или другие активы".
При этом, по его словам, "на выход из криптоактивов никаких ограничений не предполагается – ни по времени, ни по объему. Ограничиваться будут только новые сделки на покупку". В подобном формате новые ограничения выглядят очень похожими на санкции иностранных государств против РФ и российских компаний: запрет на новые сделки с возможностью продажи уже существующих активов.
Стоит также обратить внимание на еще один комментарий первого зампреда ЦБ РФ, который при этом не отражен в опубликованной концепции центробанка по криптовалютам, но при этом явно служит одним из объяснений ускорения криптовалютного регулирования в России.
В частности, по словам Чистюхина, "к вопросу регулирования криптовалют приковано серьезное международное внимание, в первую очередь – FATF". Он также добавил, что "с учетом того, насколько скрупулезно они смотрят наши правила, нужно как можно быстрее принимать регулирование". Поэтому, по словам чиновника, в ЦБ "отказались проводить эксперимент: у нас физически не остается времени на то, чтобы сначала его провести, а потом еще несколько лет анализировать и запускать что-то постоянное".
В ИИМР ранее уже отмечали, что действия финансового руководства РФ в декларируемом виде направлены на вытеснение рядовых граждан из сегмента криптовалют.
Логика вполне понятна и оправданна с точки зрения государства, среди основных направлений ее реализации можно отметить:
- Создание правового поля;
- Увеличение налоговой базы;
- Борьба с нелегальной активностью
Однако, объяснение заместителя председателя ЦБ РФ о причине необходимости ускорения криптовалютного регулирование не подпадает ни под один из данных пунктов.
Более того, чиновник в своих официальных комментариях сделал акцент на том, что России "нужно как можно быстрее принимать регулирование" по причине того, "насколько скрупулезно они смотрят наши правила". В подобной формулировки "они", то есть западная международная организация в лице FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) имеет какой-то необъяснимый приоритет во влиянии на разработку и применение законодательства в РФ перед национальными интересами страны. В ИИМР ранее отмечали, что какие-либо ссылки на деятельность FATF в условиях геополитического противостояния России с западными странами начинают приобретать сомнительную ценность. Членство РФ в организации официально приостановлено с 2023 года. Кроме того, в материалах организации FATF, к авторитету которой апеллирует первый заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин в качестве довода для ускорения принятия нового законодательства в России, сам Банк России, а также ряд других финансовых организаций РФ называются участниками "сложной схемы уклонения от санкций", в том числе в сделках с КНДР.
Помимо вопросов о том, почему западные организации, судя по риторике руководства ЦБ РФ, продолжают сохранять влияние на процесс принятия внутрироссийского законодательства, ключевой вопрос заключается в том, сможет ли ЦБ действительно добиться контролируемого "охлаждения" криптовалютного рынка РФ до состояния более высокой прозрачности и регулируемости, а также снизить серую долю рынка и при этом достичь более высоких налоговых поступлений в бюджет. Предварительные результаты применения законодательства в сфере майнинга криптовалют в РФ в 2025 году оказались намного более скромными.
Президент РФ в августе 2024 года подписал ряд новых законов, которые должны были сформировать основы регулирования цифровой добычи криптовалют в России. Согласно принятому законодательству, майнинг в РФ был официально легализован с 1 ноября. При этом в ноябре 2024 года также был принят новый закон №418-ФЗ с поправками в налоговый кодекс, в рамках которого с 1 января 2025 года в России начали действовать новые правила налогообложения майнинга.
После принятия законодательства власти озвучивали примерные оценки возможных налоговых поступлений в бюджет благодаря принятию данных мер. В частности, в конце ноября 2024 года председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью "Парламентской газете" заявил о том, что "есть расчеты, которые показывают, что около 50–60 млрд рублей дополнительно поступит в бюджет благодаря этому новому виду деятельности".
Судя по отдельным признакам, в 2025 году не были выполнены ни цели по налоговым поступлениям в бюджет страны, ни цели по "обелению" майнинга в РФ. Свою роль в этом сыграли как принятые меры по официальному запрету на добычу криптовалют в ряде регионов России в 2025 году, так и противодействие попыткам вывести майнинг из серой зоны.
В количественном отношении определенным косвенным индикатором реальных налоговых поступлений от нового законодательства стали сообщения по отдельным регионам РФ. В частности, в Пермском крае страны по состоянию на 1 августа 2025 года объем поступивших налогов при операциях по инвестированию в майнинговую деятельность составил 401,8 млн рублей. В виде налога на прибыль организаций по состоянию на 1 сентября 2025 года налогоплательщиками Пермского края было уплачено 639 тыс. рублей.
Одной из причин, по которой реальные цифры бюджетных поступлений оказались намного меньше прогнозируемых, стало сохранение большей части майнинговой активности в серой зоне, несмотря на принятое законодательство. В середине июня заместитель министра финансов Иван Чебесков признал, что в 2025 году "пока еще только 30% всех майнеров вошли в реестр, который ведет Федеральная налоговая служба"
В декабре председатель ЦБ Эльвира Набиуллина также была вынуждена признать, что "оценить количественно его влияние сейчас затруднительно, потому что значительная часть майнинга все равно находится в серой зоне". При этом Набиуллина добавила, что "майнинг является действительно одним из дополнительных факторов крепкого курса рубля".
Данная ситуация показывает, что на начальном этапе применения нового законодательства в криптовалютной сфере властям РФ пока не удалось эффективно использовать административные меры для того, чтобы воспользоваться ведущими позициями, которые российские майнеры занимают в добыче криптовалют.
По оценкам ряда иностранных платформ, Россия находится на 2-м месте по добыче биткоина в мире, при этом затраты на добычу данной криптовалюты, с учетом стоимости электричества в стране, являются одними из самых низких по сравнению со многими другими странами.
По данным платформы Hashrate Index, в 4 квартале 2025 года лидерами по цифровой добыче биткоинов были 5 стран с наибольшей долей хешрейта биткоина: США 37,8% (389 ЭХ/с), Россия 15,5% (160 ЭХ/с), Китай 14,06% (145 ЭХ/с), Парагвай 3,9% (40 ЭХ/с) и Объединенные Арабские Эмираты 3,2% (33 ЭХ/с).
При этом стоимость затрат на майнинг в РФ, по оценкам платформы NFTevening, в 2024 году была существенно ниже, чем в США, Китае и других странах, которые входят в число мировых лидеров по добыче биткоина.
Данный пример ситуации в сфере майнинга, в которой в РФ уже были введены более строгие правила с обязательной регистрацией, необходимостью платить налоги и применением штрафов в случае нарушений, показывает, что общий процесс "обеления" криптовалютного сектора в РФ в целом может оказаться не таким быстрым, как рассчитывает финансовое руководство страны. При этом размер налоговых поступлений также, по крайней мере, на первоначальном этапе, может оказаться скромнее ожидавшихся величин.