Контейнерные перевозки
К 2035 году мировой товарооборот вырастет на $12 трлн, но неравномерно. Более $14 трлн могут перераспределиться между торговыми маршрутами, кардинально меняя расстановку сил в мировой экономике.
Исследование консалтинговой компании McKinsey & Company предсказывает масштабные сдвиги в структуре международной торговли — как по географии, так и по секторам. Эти изменения затрагивают интересы государств, транснациональных корпораций и инвесторов по всему миру.
За последние десятилетия глобальная торговля развивалась в логике максимальной эффективности: производственные цепочки растягивались по планете, специализация усиливалась, издержки снижались. Но в последние годы тренд изменился. Геополитика, протекционизм, уроки пандемии и рост интереса к устойчивости (resilience) начали подтачивать прежнюю модель.
McKinsey предлагает рассматривать будущее мировой торговли в рамках трех сценариев:
- Базовый: умеренное продолжение глобализации при сохранении текущих трендов.
- Диверсификация: компании сознательно сокращают зависимость от отдельных стран и регионов, перенося производство ближе к потребителям.
- Фрагментация: углубление геополитической поляризации и распад глобальных цепочек на «блоки».
При любом из сценариев совокупный объем мировой торговли в 2035 году окажется выше, чем сегодня (с $33 до $42–45 трлн). Однако масштабы перераспределения потоков поражают: до $14 трлн (30% от общего объема) могут сменить географию.
В сценарии фрагментации, где страны, геополитически отдаленные друг от друга, сокращают торговлю, до $3 трлн роста торговли может быть потеряно.
В сценарии диверсификации потери составят около $1.
С 2017 года объем товарооборота между «друзьями» растет быстрее, чем между странами с нейтральными или напряженными отношениями. Торговля между геополитически союзными странами укрепляется.
А связи с Китаем становятся точкой риска. В сценарии фрагментации торговля между Китаем и развитыми странами (США, ЕС, Япония) резко сокращается.
Торговля между Китаем и странами Глобального Юга, а также между самими южными регионами (например, Латинская Америка — Ближний Восток) становится новой опорой глобальной торговли.
Торговые коридоры между развивающимися экономиками (например, Китай–АСЕАН, Китай–Ближний Восток, Китай–Африка) демонстрируют устойчивый рост даже в сценарии фрагментации.
Эти маршруты менее подвержены рискам, так как Китай перенаправляет экспорт от развитых стран к новым рынкам.
В то же время внутрирегиональная торговля в Европе (например, внутри ЕС) будет расти быстрее в условиях фрагментации, особенно в секторах машиностроения, автомобилестроения и зеленой энергетики.
После оценки 120 крупнейших торговых коридоров мира с точки зрения их устойчивости к геополитическим и экономическим сдвигам авторы выдеяют наиболее устойчивые коридоры:
- США – Европа
- Европа – Япония
- Китай – развивающиеся рынки
- Внутрирегиональная торговля в Азии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке
А наиболее уязвимые и потенциально сокращающиеся:
- США – Китай
- Германия – Китай
- Европа – Россия
- Южная Корея – США
- Япония – Китай
Согласно прогнозам авторов, 11 из 50 крупнейших коридоров подвержены риску сокращения объемов торговли более чем на 50%, в отдельных случаях — до 76%.
Интересен вывод авторов, что геополитическая дистанция (различия в политических и идеологических позициях стран) в настоящий момент играет ключевую роль в изменении торговых потоков. И, вероятно, будет играть такую же ключевую роль в будущем.
Китай и Россия, находятся на одном конце геополитического спектра, в то время как США, Европа, Япония и Южная Корея — на другом. Это приведет к сокращению торговли между этими группами в сценарии фрагментации, особенно в критически важных секторах, таких как технологии и энергетика.
Бизнесу необходимо адаптироваться к изменениям в торговых коридорах, перестраивая цепочки поставок и пересматривая стратегии. Например, компании могут выиграть, инвестируя в растущие торговые маршруты (например, Юго-Восточная Азия–США) или используя преимущества новых торговых соглашений.
Однако высокие тарифы и ограничения могут увеличить затраты и нарушить цепочки поставок, особенно для компаний, зависящих от импорта из Китая или России.
Особенно уязвимыми оказываются отрасли с глубоко глобализированными цепочками поставок.
Среди наиболее уязвимых выделяются:
- Электроника и полупроводники – зависят от компонентов из Китая, Тайваня, Южной Кореи, Японии и США.
- Текстиль и одежда – сильно концентрированы в Юго-Восточной Азии.
- Машиностроение и транспорт – включают множество трансграничных узлов.
- Металлы и сырье – зависят от нестабильных или санкционных режимов.
В условиях геополитической фрагментации даже вторичные отрасли, например, автомобилестроение, испытывают давление через рост цен на компоненты, логистические сбои и санкционные барьеры.
Рынки, поставщики и потребители уже не связаны в единую систему с минимальными издержками и максимальной скоростью. Вместо этого формируются локализованные и политически ориентированные торговые сети. Для бизнеса это не просто вызов, а шанс — изменить логику управления цепочками поставок, усилить устойчивость и освоить новые рынки.
В выигрыше окажутся те, кто уже сейчас осваивает навыки геоэкономического прогнозирования, строит многоуровневые логистические стратегии и вкладывается в адаптационные возможности своего бизнеса.
Авторы советуют бизнесу быть начеку и мониторить изменения в торговых потоках. Также рекомендуется разрабатывать сценарии для управления рисками и искать возможности для роста, через релокацию производства в страны с более низкими рисками (например, Индия или Мексика).
В качестве примера приведена компания Micron, которая начала строительство завода в Индии, получив поддержку от местных властей. Это позволит не только снизить геополитические риски, но и укрепить присутствие на перспективном рынке. По мнению авторов, такой шаг иллюстрирует проактивный подход к формированию новых коридоров вместо зависимости от старых.