Экономика предложения – стратегия роста в условиях современных вызовов
Новой модели пока нет, а предыдущая уже неэффективна... или нет? В финансовом руководстве РФ не пришли к единому мнению о необходимости создания новых механизмов экономического роста.
Обсуждения вопросов о том, "кто виноват и что делать", как показывает история России, практически никогда не теряют своей актуальности и продолжаются при самых различных политических строях и формациях. Выход данных дискуссий за пределы правительственных кабинетов и их проявление в публичном пространстве зачастую означает, что ситуация действительно непростая.
Представители финансового блока правительства РФ не сошлись во мнениях по данной проблематике в рамках Петербургского международного экономического форума. Министр экономического развития РФ Максим Решетников, председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов в рамках сессии "Экономика предложения – стратегия роста в условиях современных вызовов" поспорили друг с другом, и заочно – с бывшим главой МЭР, заместителем главы администрации президента РФ Максимом Орешкиным.
Поводом для дискуссии стали тезисы замглавы АП, высказанные им в интервью журналу "Эксперт" в преддверие ПМЭФ. Орешкин отметил две основные темы, которые, по его словам, "пронизывают программу форума" и беспокоят не только участников конференции, но и рядовых граждан.
Одна из тем – "мягкая посадка" или текущее замедление темпов экономического роста России. Вторая – исчерпание прежней модели экономического роста.
Действующий глава министерства экономического развития РФ постарался сгладить острые углы в данной дискуссии, отметив, "когда мы говорим о смене модели, мы скорее говорим о смене трендов, долгосрочных трендов". Тем самым, можно сказать, что Максим Решетников не вполне поддержал мнение Максима Орешкина о том, что для дальнейшего развития "экономика должна сделать шаг не вперед, а вверх". Решетников, однако, признал, что в настоящее время российская экономика фактически находится на грани рецессии.
Министр финансов РФ Антон Силуанов выступил в качестве оппонента мнения об исчерпании прежней модели. В качестве аргументов за фактическое сохранение прежней модели развития министр привел данные за прошлый год – по словам Силуанова, "Россия растет на 4 с плюсом, мы окружены санкциями, а вы говорите о смене модели". Министр выступил с утверждением о том, что "модель работает".
Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в свою очередь, озвучила наиболее скептические оценки, отметив, что "многие из этих ресурсов действительно исчерпаны, нам надо думать о некоторой новой модели роста".
В данном виде, это все тот же аргумент центробанка о "перегретости" экономики РФ и ее вынужденном охлаждении со стороны ЦБ. Каждый представитель руководства финансово-экономического блока правительства РФ по-своему прав, но в целом можно также отметить и определенную недосказанность в их заявлениях.
Со стороны центробанка сохраняется акцент на сдерживании инфляции – в том числе за счет сдерживания спроса в экономике и как следствие, пониженных темпов экономического роста. Набиуллина, под руководством которой центробанк продолжает сохранять жесткую ДКП, вносит ощутимый вклад в пониженные темпы экономического развития. В результате, председатель ЦБ РФ несколько лукавит и фактически самоустраняется от дискуссии относительно того, как обеспечить более высокие темпы развития экономики.
Стоит напомнить, что Антон Силуанов занимает пост министра финансов РФ на протяжении почти 14 лет – с декабря 2011 года. Эльвира Набиуллина занимает должность председателя ЦБ РФ на протяжении 12 лет – с июня 2013 года. Руководители финансово-экономического блока РФ в целом занимают свои должности на протяжении более 10 лет. Президент РФ Владимир Путин неоднократно позитивно оценивал их деятельность.
Уже после проведения сессии в интервью изданию "Известия" пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вновь подтвердил данную оценку, заявив о том, что "экономическому блоку очень эффективно удается развивать нашу страну и поддерживать высокие темпы". По его словам, "волатильность будет всегда, будет замедление и ускорение", но при этом, как отмечает пресс-секретарь президента РФ "мы идем по поступательной". Кроме того, по словам Пескова, происходит "улучшение качества нашей экономики".
Темпы роста ВВП РФ в период с 2014 по 2024 год в среднем составляют около 1,7%. Модель развития России, в рамках которой одна из наиболее богатых ресурсами стран мира выдает едва ли не самые скромные результаты по сравнению со многими другими развивающимися государствами, в каком-то смысле, действительно обеспечивает "поступательное развитие". Но это развитие на минимальном уровне, когда РФ продолжает отставать от таких стран, как Китай, Индия, Индонезия.
Финансовые условия, в которых компании могут получить кредит лишь на уровне выше 20% с учетом базовой ставки в 19%, относят РФ даже не к развивающимся, а к беднейшим странам мира. В условиях жестких ограничений по внешнему финансированию РФ необходима опора на собственные ресурсы, но сохранение жесткой денежно-кредитной политики со стороны ЦБ фактически лишает компании кредитного "плеча".
Накануне ПМЭФ звучали тезисы о том, что цели по инфляции, которых придерживаются в ЦБ, не соответствуют текущим условиям, в которых находится Россия. В этом есть здравый смысл – целевой уровень инфляции ЦБ РФ в 4%, установленный в 2015 году – 10 лет назад – задает основной вектор жесткости кредитно-денежной политики. В нынешних реалиях это чрезмерно жесткий уровень в условиях, когда во всем мире произошел переход к более высоким темпам инфляции по сравнению с предыдущим десятилетием.
В рамках прежней модели, а также реализации программы импортозамещения объективно не удалось достичь резкого повышения промышленного потенциала России и устойчивого экономического роста на уровне ведущих развивающихся стран мира.
Стоит также отметить, что в сложных условиях спрос к эффективности работы исполнительной власти становятся жестче, как и ожидания реальных результатов, а не обещаний или лозунгов. Чрезмерно оптимистичные заявления и планы чиновников, министерств и ведомств, которые, как выясняется впоследствии, не вполне соответствуют действительности.
В рамках одного из предыдущих Петербургских международных экономических форумов было сделано одно из подобных высказываний. 16 июня 2022 года в интервью агентству ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил о том, что "до 2030 года предприятиями авиационной промышленности подтверждена возможность поставки более тысячи самолетов для нужд гражданской авиации – при одновременном замещении иностранных комплектующих российскими и модернизации производств там, где это необходимо". Мантуров при этом не пояснил, какими именно предприятиями и чьей именно авиационной промышленности якобы была "подтверждена возможность поставки более тысячи самолетов" до 2030 года.
Тем не менее, обещание бывшего министра промышленности и торговли 14 декабря 2023 года повторил президент РФ в рамках подведения итогов года, заявив о том, что "мы планируем произвести свыше тысячи самолётов к 2030 году, своих собственных самолётов". Путин также подчеркнул, что "надо развивать собственное самолётостроение".
Несколькими месяцами позднее, в феврале 2024 года, в ходе встречи со студентами и работниками промышленных предприятий Челябинской области президент РФ также сделал заявление о том, что "мы рассчитывали на то, что, продавая нефть и газ, уголь и металлические заготовки, будем все получать высокотехнологичное за эти деньги где-то за бугром, но появилась необходимость, оказалось, что есть и возможность производить все самим".
Подобным образом была довольно емко описана прежняя парадигма действий руководства страны.
Полтора года спустя, в 2025 году, если судить по официальному заявлению председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания руководства центробанка 6 июня, ситуация пока не поменялась кардинальным образом. В тексте сопровождающего заявления Набиуллиной отмечается, что "профицит внешней торговли в марте–апреле немного уменьшился из-за снижения цен на основные товары российского экспорта: нефть, некоторые металлы и уголь".
Для развития производства и успешного создания собственных технологий требуются серьезные инвестиции и время. Можно посмотреть на пример современного Китая: для достижения текущих результатов во многих сферах компании КНР начинали "с низкого старта", когда сначала копировали различные технологии, а затем на основе имеющегося опыта развивали новые компетенции.
Ситуация в авиастроительной промышленности РФ показывает, что за 11 лет в рамках программы импортозамещения, которая была официально объявлена в 2014 году, технологии и производственные мощности, которые необходимы для обеспечения массового производства отечественных самолетов, построены не были.
Есть также определенные сомнения в том, что в течение следующих 4 лет с половиной лет до 2030 года отрасли действительно удастся реализовать официально заявленные цели по строительству "свыше тысячи самолётов". Данный конкретный пример показывает, что уровень государственной поддержки промышленности и авиационной отрасли РФ является недостаточным, а оценка их реальных возможностей со стороны правительства – завышенной. Однако, вопрос в целом стоит шире, чем просто выполнение одной, пусть и жизненно важной программы по созданию парка российских пассажирских самолетов.
В 2025 и потенциально в 2026 году экономику РФ ждут минимальные темпы роста. По прогнозам ЦБ
Динамика роста ВВП в пределах 1–2% – для развивающихся стран – это стагнация.
Промышленности России необходимо существенное обновление материальной базы во многих отраслях, нужен прорыв в микроэлектронике, станкостроении, авиационной отрасли, новых материалах и многих других сферах, есть также серьезные потребности в обновлении жилищно-коммунальных сетей в масштабе всей страны. Другими словами, необходимо добиться выполнения тех задач, которых до сих пор не удавалось достичь при намного более низких процентных ставках и намного меньшем уровне внешних финансовых и торговых ограничений.
В рамках действующей финансово-экономической модели в России на протяжении многих лет наблюдается пониженная инвестиционная активность, отсутствуют доступные заемные средства для частных компаний и сохраняются повышенные объемы оттока капитала. За последнее время к этому добавились такие факторы, как высокий уровень процентной ставки ЦБ РФ и ужесточение финансовых санкций.
Изменения и новая модель требуются не только экономике РФ – они потенциально требуются и в самом финансовом блоке – Минфин и ЦБ в определенном смысле являются либеральными "государствами в государстве", продолжая выполнять строго очерченный круг задач, которые ставились задолго до текущего обострения ситуации в мире. Без активного взаимодействия с реальным сектором экономики, программ стимулирования, общего расширения мандата ЦБ и Минфина вне пределов ранее установленных либерально-рыночных рамок их работы не удастся добиться синергии и их более эффективной работы в интересах отечественных компаний и граждан РФ.