Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

"Мы должны ее получить": Трамп пытается создать предлог для контроля над Гренландией

Флаги Дании и Гренландии

Zuma\TASS

Возвращение к теме присоединения Гренландии на фоне захвата венесуэльских танкеров, военной блокады Венесуэлы, а также публикации новой стратегии по национальной безопасности США дает основания полагать, что администрация Трампа продолжает оценивать варианты установки полного контроля над крупнейшим островом мира в дальнейшем.

Под занавес 2025 года Трамп вернулся к той же теме, которую он затрагивал в конце 2024 года, а также в рамках своего первого президентского срока в 2019 году. При каждом упоминании данной темы Трамп говорит о "необходимости" включить Гренландию в состав США. То есть,  сделать американской территорией не только одну военную базу Питуффик, а весь остров.

В своих комментариях журналистам после назначения губернатора Луизианы Джеффа Лэндри спецпосланником США по Гренландии, о котором он сообщил в соцсети TruthSocial, Трамп заявил о том, что "нам нужна Гренландия для национальной безопасности, не из-за минералов". По его словам, "если посмотреть на Гренландию, то вы увидите российские и китайские корабли на всем протяжении побережья [острова]". Губернатор США отреагировал на данное назначение заявлением в соцсети X [заблокирована в РФ]: "Это честь служить вам в данной волонтерской должности для того, чтобы сделать Гренландию частью США".

Для противодействия разведывательной и иной возможной деятельности РФ и КНР США могли бы открыть новую военную базу на территории Гренландии, а также более активно патрулировать районы, в которых, как утверждает Трамп, присутствуют российские и китайские корабли. Подобный вариант был бы намного менее затратным – как в финансовом плане, так и в репутационном для американских властей по сравнению с попытками "сделать Гренландию частью США".

В ИИМР ранее отмечали, что в 2019 году, когда Трамп начал вбрасывать в СМИ идеи о "покупке Гренландии", его ключевой советник по экономике, Ларри Кудлоу, возглавлявший Национальный экономический совет при президенте США, заявил о том, что "Гренландия имеет стратегическое расположение, у них много ценных минералов".

США ранее уже предлагали властям Дании "продать Гренландию". Возвращение Трампа к подобному предложению в 2019 году, а также ряд других его действий в целом выглядят как реставрация доктрины Монро периода раннего империализма США с агрессивной внешней экспансией, покупками и силовым захватом зарубежных территорий. 

Попытка властей США получить Гренландию в XXI веке – фактически по схожему формату приобретения Аляски у российского царя Александра 2 в 1867 году – однако, не нашла понимания у властей Дании и самих жителей острова.  

Предпринимаемые в течение 2025 года усилия администрации Трампа говорят о потенциальном изменении стратегии в пользу оказания давления в отношении Дании. Начинает формироваться некая повышенная значимость Гренландии для "национальных интересов США", с одновременным проведением информационного давления и подрывной деятельности по снижению влияния Датского королевства в Гренландии. 

Среди действий, предпринятых в данном направлении: посещение в 2025 году базы Питуффик вице-президентом США Джеймсом Д. Вэнсом; проведение тайных операций по дискредитации Дании; принятие новой стратегии по национальной безопасности США, а также само недавнее назначение американского специального посланника в Гренландии. Выступая перед военнослужащими на самой северной военной базе США, ранее известной как база ВВС Туле, в марте 2025 году Вэнс заявил о том, что "наше послание к Дании очень простое: вы подвели народ Гренландии". По словам Вэнса, датские власти "недостаточно инвестировали в народ Гренландии, недостаточно инвестировали в архитектуру безопасности этой невероятной, красивой территории, наполненной невероятными людьми". Вице-президент США при этом заявил, что "эта ситуация должна измениться".

В августе 2025 года датский телеканал DR со ссылкой на неназванные источники в правительстве Дании сообщил о том, что власти США якобы проводят операции по вербовке участников "для участия в сепаратистском движении на территории Гренландии и Дании". Вскоре после данной публикации МИД Дании вызвал посла США в стране с требованием объяснить  данные действия.

Один из не так часто освещаемых фактов относительно влияния Дании в Гренландии заключается в том, что датские власти в последние годы находятся в довольно уязвимом положении в плане сохранения прежнего влияния на острове. На протяжении длительного периода с 1960–1990 годов Дания фактически вела кампанию по скрытому геноциду населения страны – речь идет о принудительной контрацепции, которая коснулась многих тысяч молодых женщин Гренландии. Данный скандал стал разгораться во время первого президентского срока Трампа, когда в 2017 году женщины, пострадавшие  в результате данных действий правительства Дании, начали сообщать об этом в соцсетях. В 2025 году разбирательства по данному скандалу продолжаются, в том числе в виде публикаций новых докладов о пострадавших в Гренландии результате данных систематических антигуманных действий властей Дании.   

Администрация Трампа, если она действительно ведет подрывные действия в отношении Дании в Гренландии и стремится воспользоваться уязвимым положением датских властей, явно преследует свои собственные интересы. 

Президент США, заявляющий на публику о том, что ему якобы "не нужны минералы Гренландии", кулуарно, по данным СМИ, стремится принять участие в разработке редкоземельных металлов на острове. Об этом в начале октября 2025 года сообщили в агентстве Reuters отметив, что администрация Трампа обсуждала инвестиции в компанию Critical Metals Corp, владеющей активами на территории Гренландии. Власти США впоследствии опровергли данное сообщение, заявив, что не рассматривают сейчас предложение об инвестициях в Critical Metals Corp.

Однако, в пользу того, что основной интерес в Гренландии для США представляют не "национальные интересы" и не "невероятные люди", как утверждал вице-президент, а именно ресурсы острова говорят более ранние заявления Дональда Трампа. 

Еще до того, как официально выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США от Республиканской партии в 2015 году, Трамп во многих интервью говорил о том, что его интересует во внешней политике. 

В 2011 году в интервью изданию Wall Street Journal Трамп отметил: "Я заинтересован в каких-либо действиях в Ливии только в случае, если мы получим нефть". По его словам, "если мы не возьмем нефть в Ливии, меня Ливия не интересует". В интервью телеканалу CNN [заблокирован в РФ] в том же 2011 году будущий президент США заявил: "Это очень интересно: в прежние времена, когда происходила война и если вы выигрывали войну – вы выигрывали войну, вы победили". Трамп пояснил свою мысль словами: "Если у них были алмазы, если у них было золото, то когда вы выигрывали войну, вы выигрывали войну".

В интервью телеканалу ABC в том же году он чуть более подробно, что происходило с алмазами, золотом у тех, кто проиграл войну: "В прежние времена, знаете, когда происходила война, победитель получал трофеи, вы выигрываете войну и забираете их". На вопрос ведущего о том, значит ли это, что "мы [США] будем воровать нефтяные месторождения?" Трамп ответил: "Извините, это не воровство, вы ничего не воруете, вы берете – мы возмещаем свои убытки". 

Данные комментарии Трампа в дальнейшем материализовались в объективной реальности в виде захвата США нефтяных месторождений в северной части Сирии в 2019 году. В своем официальном заявлении президент США тогда отметил: "Мы получили контроль над нефтью, и мы будем защищать ее, мы будем решать, что делать с ней в будущем".

Действия администрации США по захвату нефтяных танкеров Венесуэлы в конце 2025 года, которые, скорее всего, продолжатся и в 2026 году, а также комментарии Трампа о том, что Венесуэла якобы "украла нашу нефть, украла нашу землю", вполне наглядно демонстрируют: сырьевые стратагемы Трампа, о которых он говорил в 2011 году, имеют схожие очертания и в настоящее время. 

Любой гипотетический сценарий включения Гренландии в состав США в будущем – в результате постепенной потери влияния Дании и/или давления со стороны американских властей с целью проведения референдума о присоединении к США, так или иначе, будет означать резкое ухудшение отношений со странами Европы. И тем не менее, Трамп продолжает создавать предпосылки для подобных действий – разумеется, "в интересах народа Гренландии", численностью около 57 тысяч человек.

Читать на сайте »