Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

На пути к дезинтеграции. Как иностранные интересы разрушают Молдавию

Герб Молдавии

Источник: worldmarketstudies.ru

Общественно-политический раскол вокруг евроинтеграции и структурные проблемы в экономике Молдавии создает риски полномасштабного конфликта. Доступность энергии давно является проблемой для страны, но прекращение транзита российского газа через Украину поставило ее в ранг национальной угрозы, так как Молдавия вынуждена была перейти на более дорогих поставщиков.

  • Молдавия переживает стагнацию экономики при одновременном росте торгового дефицита.
  • Энергетическая уязвимость Молдавии усугубляется отсутствием транзита российского газа через Украину и критической зависимостью от импортируемых энергоносителей.
  • Нынешняя экономическая политика правительства страны усиливает политическую поляризацию, ухудшает макроэкономическую ситуацию, резко снижая перспективы глубокой интеграции Молдавии в общеевропейский рынок.
  • Незначительный перевес сторонников европейской интеграции на референдуме отражает глубокий раскол молдавского общества, который может усилиться в преддверии парламентских выборов 2025 года.


Политическая обстановка и проблемы суверенитета

Политическая обстановка в Молдавии нестабильна. Усугубляет ситуацию общественный раскол. Население республики фактически разделено на два непримиримых лагеря: сторонников евроинтеграции и тех, кто выступает за сбалансированную внешнюю политику с сохранением связей с Россией и государствами ЕАЭС. Нынешнее руководство страны во главе с президентом Майей Санду ориентировано на интеграцию с Европейским союзом, и стремится к полному членству в ЕС к 2030 году.

Этот курс был формально закреплен на референдуме в октябре 2024 года, когда за вступление в ЕС выступили 50,46%, а против — 49,54% голосовавших. Незначительный перевес высвечивает глубокий раскол в молдавском обществе. Имеется существенная разница в результатах голосований между центром республики, где власти располагают более широким набором инструментов контроля над общественным сознанием, и периферийными, преимущественно депрессивными районами, где безраздельно доминируют оппозиционные, «евроскептические» настроения.

Ситуация обостряется расколом Кишинева с республиканскими автономиями — Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР), которая проводит суверенную политику на укрепление связей с Москвой, а также Автономным территориальным образованием (АТО) Гагаузия, где центральные власти противостоят волеизъявлению местных жителей. Результаты голосований по выборам и на референдуме в обеих автономиях отражают неприятие избирателями кишиневского режима и несогласие с  продвигаемым им курсом на интеграцию в систему безопасности, связанную с НАТО.

В ПМР и Гагаузии Александр Стояногло выиграл выборы с результатами 79,4% и 97,04% голосов соответственно. На выборах башкана (главы) Гагаузской автономии в апреле-мае 2023 года во втором туре победу одержала Евгения Гуцул, секретарь оппозиционной партии «Шор» и ответственный секретарь Национально-политического совета (НПС) сформированного этой партией блока «Победа». После выборов 2023 года в Гагаузии официальный Кишинев, отказавшись признать итоги голосования, перешел к прямому давлению, уже через месяц, в июне 2023 года, запретив деятельность партии «Шор» как «неконституционной». Евгения Гуцул по состоянию на начало мая 2025 года находится под домашним арестом и проходит обвиняемой по делу о незаконном финансировании партии «Шор». 

Особое место в политических процессах Молдавии занимают неправительственные организации (НКО), финансируемые западными странами. На сегодняшний день в Молдавии действует около 8 000 НКО, что составляет 1 организацию на 325 человек. Это чрезвычайно высокая концентрация, свидетельствующая о значительном внешнем влиянии. Результатом их работы стало формирование политических сил, ориентированных на евроинтеграцию, таких как Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), через который и пришла к власти Санду.

Частота визитов американских, британских и европейских представителей в Молдавию также говорит об интенсивности внешнего влияния. В апреле 2025 года министр иностранных дел Германии Анналена Бербок объявила о выделении Молдавии помощи в размере 37 млн евро, а ЕС утвердил выделение 20 млн евро на модернизацию систем ПВО, что явно выходит за рамки экономической помощи. Общий объем средств, выделенных на перевооружение Молдавии по линии Европейского фонда мира, за последние 3 года составляет уже 197 млн евро.

Экономическое положение и структурные проблемы

Экономика Молдавии в настоящее время находится в состоянии стагнации. По данным национального статистического бюро, рост ВВП страны в 2024 году составил всего 0,1%, а прогноз Всемирного банка на 2025 год был пересмотрен в сторону понижения с 3,9% до 0,9%. Во второй половине 2024 года наблюдалась техническая рецессия: ВВП сократился на 1,9% в третьем квартале и на 1,3% — в четвертом.

Сельскохозяйственный сектор, составляющий 7,1% ВВП Молдавии, продемонстрировал резкое падение на 19% в годовом выражении, что внесло отрицательный вклад в общий рост в размере 1,3 процентных пункта. Доля сектора в ВВП постепенно снижается, в 2021 году она составляла 10,6%. Несмотря на снижение экономического веса, отрасль сохраняет социальное значение, обеспечивая занятость для 21% рабочей силы страны.

Внешнеторговый баланс сельхозпродукции в торговле с ЕС положительный — экспорт в 2023 году составил 892 млн евро, в то время как импорт — 584 млн евро. Основу молдавского экспорта составляют масличные культуры (32,5% от общего объема агроэкспорта в ЕС) и зерновые (23%), в то время как среди импортируемых товаров преобладают молочные продукты (9,6%) и свинина (8%). Структура внешней торговли сельхозпродукцией отражает специализацию страны на растениеводстве, при этом наблюдается зависимость от импорта переработанной продукции с более высокой добавленной стоимостью. По данным на первый квартал 2025 года, домохозяйства играют важную роль в сельскохозяйственном секторе Молдавии. В животноводстве она особенно заметна: домохозяйства владеют 70% поголовья крупного рогатого скота, 38% свиней, 92% мелкого рогатого скота (овец и коз), а также производят 75% молока и 27% яиц.

Импорт в Молдавию по регионам

Источник: worldmarketstudies.ru

Промышленное производство также показывает отрицательную динамику: в первые два месяца 2025 года его объем снизился на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, преимущественно из-за падения в обрабатывающем секторе на 6,1%.

Особую обеспокоенность вызывает ситуация во внешней торговле. Торговый дефицит Молдавии вырос на 39,9% в годовом исчислении за первые два месяца 2025 года, превысив 1 млрд долларов США. За этот период экспорт сократился на 14,8%, в то время как импорт увеличился на 16%.

Экспорт из Молдавии по регионам

Источник: worldmarketstudies.ru

Структура внешнеторгового оборота Молдавии претерпела значительные изменения. Если в начале 2010-х годов торговля была более сбалансирована между странами СНГ и Европейским союзом, то к 2024 году наблюдается явный перекос в сторону ЕС. Объем экспорта в ЕС составил 2,39 млрд долларов США, тогда как в СНГ — всего 0,24 млрд долларов. Аналогичная ситуация наблюдается и в импорте: 4,55 млрд долларов из ЕС против 0,35 млрд долларов из СНГ. При этом торговый дефицит продолжает расти, что указывает на структурные проблемы в экономике.

Энергетический сектор и проблемы эффективности

Прекращение транзита российского газа через Украину с 1 января 2025 года создало для энергетического сектора Молдавии дополнительные трудности, вынудив страну перейти на более дорогие источники энергии. Энергетическая доступность давно является проблемой в Молдавии — около трети населения сообщают о невозможности обеспечить достаточное отопление жилья, что является одним из самых высоких показателей в Европе.

Опрос могут ли молдаване отапливать свой дом

Источник: worldmarketstudies.ru

Исследования Всемирного банка показывают, что с начала 2020-х годов доля расходов молдавских домохозяйств на энергию значительно превышает показатели соседних государств. Средний показатель по стране составляет около 16% семейного бюджета, при этом наиболее уязвимые категории граждан тратят до 20% своих доходов на энергетические нужды. Для сравнения, в большинстве стран Европейского союза этот показатель не превышает 10%.

Более 70% жилищного фонда в Молдавии имеет низкий уровень энергоэффективности, что приводит к значительным потерям тепла и перерасходу энергоресурсов. Особенно остро эта проблема стоит для жителей сельской местности, которые преимущественно используют твердое топливо для отопления, и малообеспеченных городских домохозяйств, подключенных к централизованным системам теплоснабжения с высокими тарифами.

В ответ на энергетический кризис 2022-2023 годов правительство Молдавии внедрило Фонд снижения энергетической уязвимости (EVRF) — механизм, связывающий финансовую компенсацию с уровнем энергетической уязвимости домохозяйств. В рамках программы домохозяйства классифицируются по категориям уязвимости на основе соотношения их доходов и ожидаемых расходов на энергию. Наиболее уязвимые категории получают увеличенные субсидии на газ и отопление, что позволило значительно смягчить влияние высоких цен на энергоносители. По оценкам, без этих мер уровень бедности в стране мог быть на 8,3 процентных пункта выше.

Для решения проблем энергоэффективности в жилищном секторе правительство Молдавии создало Фонд энергоэффективности в жилищном секторе (FEERM), который будет располагать бюджетом в размере не менее 723 млн лей (около 42 млн долларов США) на следующие три года. Средства будут собираться с предприятий энергетического сектора в соответствии с Программой обязательств по энергоэффективности. Годовой бюджет FEERM будет удваиваться за счет вкладов партнеров по развитию и международных финансовых организаций.

Фонд будет предоставлять безвозмездное финансирование в размере до 70% от общих расходов, необходимых для реализации мер по энергоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии в жилищном секторе. Целью Фонда является ежегодное обновление отапливаемой площади не менее 155 тыс. кв. метров жилья в многоквартирных домах и 56 тыс. кв. метров в индивидуальных домах, что позволит сократить потребление энергоресурсов как минимум на 30%.

Дополнительным направлением реформы энергетического сектора является модернизация его инфраструктуры, в том числе сетей передачи и распределения энергии. Текущие потери в сетях оцениваются в 10-15%, что значительно превышает средние показатели в странах ЕС.

Несмотря на предпринимаемые меры, энергетический сектор Молдавии остается уязвимым к внешним шокам. Высокая зависимость от импортируемых источников энергии — более 70% от общего потребления — создает риски для энергетической безопасности страны, особенно в условиях геополитической напряженности в регионе.

Важнейшие линии передач Молдавии

Источник: worldmarketstudies.ru

На сегодняшний день Молдавия сохраняет зависимость от транзита электроэнергии через левобережье Днестра. Электричество, закупаемое в ЕС, проходит через Приднестровье, узел Кучурган. Технических альтернатив для обхода данного маршрута в настоящее время не существует.

Кишинев не осуществляет контроль над Молдавской ГРЭС в Приднестровье. До января 2025 года эта станция поставляла электроэнергию в Кишинев. Доходы от этих продаж составляли значительную часть бюджетных поступлений администрации региона.

Правительство Молдавии предпринимает меры для диверсификации энергетических маршрутов путем строительства высоковольтной линии электропередачи Кишинев-Вулканешты, завершение которой запланировано на конец 2025 года. Данная линия протяженностью 158 километров с приблизительно 508 опорами является частью проекта развития электроэнергетической системы стоимостью 61 млн евро. Из этой суммы 27 млн евро выделено непосредственно на строительство линии, а остальные средства направлены на модернизацию Кишиневской электростанции и расширение подстанции в Вулканештах.

Развитие портовой инфраструктуры

Важнейшим элементом транспортной инфраструктуры Молдавии является Международный свободный порт Джурджулешты (Giurgiulesti International Free Port) — единственный морской и речной порт страны, который обеспечивает более 70% водных импортно-экспортных операций. Порт расположен на небольшом участке реки Дунай, граничащем с Румынией и Украиной, что придает ему стратегическое значение.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), поддерживающий строительство и эксплуатацию порта с 1995 года, в 2021 году приобрел 100% капитала группы компаний Danube Logistics, став единственным владельцем Danube Logistics SRL — оператора порта.

В настоящее время ЕБРР запустил структурированный процесс слияний и поглощений через международный тендер для поиска потенциальных инвесторов, которые могли бы поддержать дальнейшее развитие этого актива. Роль порта Джурджулешты за последние годы выросла, так как он выгодно расположен для обеспечения поставок на юго-запад Украины. Румынская госкомпания «Администрация морских портов Констанцы», управляющая всеми черноморскими портами своей страны, в середине апреля выразила намерение приобрести Danube Logistics. В рамках этого процесса «Администрация портов» объявила тендер на сумму 2 млн румынских леев (около 402 тыс. евро) для выбора консультанта, который проведет комплексную оценку активов, подготовит необходимую документацию для сделки и окажет содействие на всех этапах процесса покупки.

Приобретение порта румынской государственной компанией может существенно повлиять на транспортно-логистические потоки в регионе и потенциально усилить экономическую зависимость Молдавии от западного соседа. Подобное развитие событий следует рассматривать в контексте общей политики «европейской интеграции», проводимой нынешним правительством Молдавии, и рисков дальнейшего ослабления экономического суверенитета страны.

Встраивание в глобальные цепочки создания добавленной стоимости

Всемирный банк рекомендует Молдавии активнее интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС), в частности, в автомобильном и фармацевтическом секторах. Однако многие ГЦСС уже контролируются либо игроками с низкими затратами, включая заработную плату, либо с высокой квалификацией и производительностью труда, что затрудняет конкуренцию для таких новичков, как Молдавия. Автомобильная ГЦСС, характеризующаяся крупными региональными производственными сетями, требует для своего развития квалифицированного человеческого капитала, близости к основным рынкам сбыта и стабильного экономического климата. Фармацевтическая ГЦСС еще более сложна для входа: передовые экономики производят инновационные лекарства, а крупные развивающиеся страны сосредотачиваются на дженериках.

Экспорт из Молдавии по категориям товаров

Источник: worldmarketstudies.ru

Автомобильный сектор Молдавии специализируется на производстве жгутов проводов — трудоемком компоненте с низкой добавленной стоимостью. Данный подсектор обеспечивает занятость около 21 тыс. работников и формирует существенную долю экспорта электрического оборудования страны, который в 2024 году составил 579 млн долларов США или 16% общего товарного экспорта. Производители из Молдавии интегрированы в европейские цепочки поставок, создавая компоненты для крупных автомобильных брендов. В период с 2012 по 2022 год Молдавия продемонстрировала четвертый в мире показатель темпов роста экспорта жгутов проводов с совокупным годовым приростом в 8%.

Перспективы модернизации автомобильного сектора, по мнению экономистов Всемирного банка, включают несколько временных горизонтов. В краткосрочной перспективе (1-3 года) целесообразно сделать акцент на производстве жгутов проводов высокого качества для премиум-сегмента и внедрении более эффективных производственных процессов, включая элементы автоматизации. В среднесрочной перспективе (3-5 лет) рациональным видится диверсификация в производство высоковольтных кабелей для электромобилей, где Молдавия могла бы использовать преимущества низкой стоимости производства и географической близости к сборочным площадкам ЕС. Долгосрочная перспектива (более 5 лет) предполагает вхождение в сектор автомобильной электроники с использованием накопленного опыта и близости к растущей электронной промышленности Румынии. 

Дальнейшему развитию автомобильного сектора препятствует нехватка рабочей силы вследствие эмиграции. Многие граждане Молдавии, имеющие двойное гражданство с Румынией, предпочитают трудоустройство за рубежом из-за более высокого уровня оплаты труда. Также негативное влияние оказывает слабая институциональная база для привлечения прямых иностранных инвестиций, характеризующаяся отсутствием должной координации между различными ведомствами и нечеткими приоритетами. Сдерживающим фактором является и недостаточное развитие инфраструктуры, связанной с торговлей. Согласно Индексу эффективности логистики 2023 года, Молдавия занимает 133-е место из 139 стран, что существенно ограничивает возможности для поставок в режиме «точно в срок», который является одним из ключевых требований для участия в современной автомобильной промышленности. Предложенный Всемирным банком подход вызывает сомнения с учетом высокой волатильности автомобильного рынка и переноса центра автомобилестроения в страны Азии, что ставит под вопрос целесообразность интеграции Молдавии в европейские производственные цепочки в долгосрочной перспективе. 

Импорт в Молдавию по категориям товаров

Источник: worldmarketstudies.ru

Фармацевтический сектор Молдавии характеризуется ограниченным и сокращающимся участием в глобальной отрасли вследствие нормативных изменений и геополитических вызовов. Исторически отрасль ориентировалась на производство дженериков для внутреннего рынка и стран СНГ, однако столкнулась с ужесточением стандартов качества и сокращением экспорта в Россию, являвшуюся крупнейшим рынком сбыта.

В 2022 году экспорт фармацевтической продукции не достиг отметки в 50 млн долларов США, что соответствует 101-му месту в мировом рейтинге. Сектор представлен шестью компаниями, имеющими сертификацию по стандартам GMP (Good Manufacturing Practice), основная деятельность которых сосредоточена на изготовлении из импортных действующих веществ готовых лекарственных форм и их упаковке. Преобладающая часть экспорта направляется в страны СНГ, тогда как на рынок ЕС приходится незначительная доля.

Развитие фармацевтического сектора сдерживается рядом факторов. Слабая защита интеллектуальной собственности — третье место с конца в Европе — снижает привлекательность страны для производителей инновационных лекарственных препаратов. Высокий инвестиционный риск связан с тем, что создание нового фармацевтического производства требует значительных — до 2 млрд долларов — капиталовложений при длительном — 5-10 лет — периоде окупаемости, что делает стабильность экономического климата критически важной. Также существенным ограничением является невозможность достижения эффекта масштаба из-за ограниченного внутреннего рынка и скромных по мировым меркам объемов государственных закупок.

Возможные направления развития фармацевтического сектора в краткосрочной перспективе, от года до трех лет, включают поддержку существующих производителей в получении сертификации GMP и диверсификацию продуктовой линейки с фокусом на генерические препараты, где географическая близость Молдавии может обеспечить конкурентные преимущества. В среднесрочной перспективе, от трех до пяти лет, целесообразно укрепление позиций в качестве поставщика для рынков СНГ с постепенным наращиванием экспортного потенциала и опыта соответствия иностранным нормативным требованиям.

Идеи экономистов Всемирного банка быстро теряют актуальность на фоне роста неопределенности вокруг таможенной политики США и ЕС, и стремления сокращать географический разброс производственных цепочек во всех секторах. 

Геополитический выбор

Общественно-политический раскол вокруг «европейского выбора» перекинулся и в оппозиционную среду. Это усложняет ситуацию вокруг предстоящих 28 сентября парламентских выборов, лишая ее остатков предсказуемости. Ситуация усугубляется кризисом во взаимоотношениях Кишинева с Тирасполем (ПМР) и Комратом (АТО Гагаузия). Попытка силового подавления этих автономий, вне зависимости от причин, которыми она будет оправдываться, приведет к полномасштабному региональному кризису. В случае с ПМР складываются существенные риски возникновения на границах республики нового конфликта высокой интенсивности, служащего продолжением украинского. По расположению его эпицентра можно предположить, что такой конфликт способен оказать существенное воздействие на ход СВО, обеспечив интенсивную эскалацию военных действий на ее южном фланге.
По итогам предыдущих выборов, состоявшихся 11 июля 2021 года, парламент поделен между тремя коалициями. Президентская партия «Действие и солидарность» контролирует 63 депутатских мандата из 101. Блок коммунистов и социалистов располагает 26 мандатами. Блок «Победа», объединивший запрещенную партию «Шор» с рядом непарламентских партийных структур, имеет 9 мандатов.

На волне результата, показанного Александром Стояногло на президентских выборах, вокруг него сформирован и четвертый блок — «Альтернатива». Он включает внепарламентские партии и объединения мэра Кишинева Иона Чебана, экс-премьера Иона Кику и бывшего депутата Марка Ткачука. Позиционирование этого блока, с одной стороны, «проевропейское», в пользу интеграции в ЕС, с другой стороны, за сохранение суверенитета Молдавии, против ее аншлюса Румынией. Объявив о готовности взаимодействовать со всеми сторонниками этой позиции, Стояногло таким образом пытается реализовать потенциал, обнаруженный участием в президентских выборах, где он уступил Санду только в результате фальсификаций.

За какую партию молдаване готовы голосовать в 2025 году

Источник: worldmarketstudies.ru

Публикуемые социологические данные фиксируют прохождение электорального барьера (5% для партий, 7% для блоков) всеми четырьмя объединениями. 

На этом фоне можно сделать несколько предположений. Во-первых, падение рейтинга правящей партии, скорее всего, не позволит Санду сформировать однопартийное правительство. Поскольку коалиция этой партии с блоком коммунистов и социалистов, а также с блоком «Победа» исключена, «Альтернатива» с ее «европейским вектором» становится единственной политической силой, обладающей ключом к удержанию Санду исполнительной власти.

Во-вторых, единственным вариантом формирования парламентского большинства, при котором правящая партия окажется в оппозиции, является коалиция блока коммунистов и социалистов, блока «Победа» и блока «Альтернатива».

В-третьих, поскольку создание такой коалиции упирается в принципиальные программные противоречия потенциальных участников, не исключен вариант, при котором коалиции большинства сформировать не удастся никому. В этом случае, в соответствии с 85-й статьей конституции Молдавии, парламент будет распущен и пройдут новые выборы, что содержит риски продолжительного политического кризиса, в том числе перехода к фактической полноценной «чрезвычайной» диктатуре прозападных сил.

Выводы

  • Смещение внешнеторговых связей Молдавии в сторону ЕС с одновременным сокращением связей со странами СНГ не привело к экономическому росту, а, напротив, усугубило структурные проблемы экономики и увеличило торговый дефицит страны.
  • Создание специализированных фондов для снижения энергетической уязвимости и повышения энергоэффективности не смогло нивелировать последствия прекращения транзита российского газа через Украину, вынудившее Молдавию перейти на более дорогостоящие источники энергии. Это ухудшило и без того сложное социально-экономическое положение населения.
  • Автомобильная и фармацевтическая отрасли представляют потенциальное направление экономического роста Молдавии при условии перехода от низкомаржинального производства к компонентам с более высокой добавленной стоимостью.
  • Политическая поляризация молдавского общества усугубляется внешним влиянием и может привести к региональной дестабилизации, особенно в контексте напряженных отношений с Приднестровьем и Гагаузией.
Читать на сайте »