Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Немцев просят "затянуть пояса" на фоне продолжения промышленного спада и роста банкротств

Флаг Германии и здание Европейского центрального банка.

AP/TASS

Власти рассчитывают преодолеть затянувшийся экономический кризис в ФРГ за счет принятых программ стимулирования и новых кредитов, однако серьезный ущерб немецкой экономике уже нанесен, при этом новые меры поддержки не решают ключевые экономические проблемы Германии.

В своем выступлении в Саарбрюкене 3 октября в день объединения ГДР и ФРГ канцлер Германии Фридрих Мерц заявил о том, что текущий период для Германии является "трудным". По словам главы немецкого правительства, "глобальный экономический порядок в настоящее время переписывается", при этом "возводятся таможенные барьеры и [среди стран] усиливается эгоизм". Мерц отметил, что данные изменения "ослабляют нас в экономическом плане". Канцлер ФРГ также заявил о том, что немецкая "нация находится на важном, возможно, решающем этапе в своей истории", добавив, что "масштаб вызовов должен быть понятен всем, каждому гражданину в нашей стране".  

"Трудность" текущего периода для Германии, которую признал Мерц, заключается в том, что экономика ФРГ фактически находится в состоянии стагнации с 2019 года, которое в 2023–2024 годах перешло в состоянии рецессии. Канцлеру Мерцу в "наследство" от прежнего главы немецкого правительства Олафа Шольца досталась Германия, власти которой отказались от закупок энергоносителей РФ и при этом сделали акцент на так называемом "зеленом переходе" с внедрением энергогенерации на основе альтернативных источников энергии. В результате, немецкие компании столкнулись с ростом затрат. Дополнительный фактор, который серьезно подорвал позиции промышленности ФРГ – бурное развитие и экспансия китайских компаний в сфере возобновляемой энергетики. 

Новый канцлер ФРГ изначально сделал ставку на принятие рекордных мер по стимулированию экономики за счет новых долговых заимствований, в частности, в рамках финансирования различных мер поддержки за счет средств из фонда для инфраструктурных инвестиций в размере 500 млрд евро. Среди уже принятых мер по стимулированию экономики ФРГ – снижение налогов для немецких корпораций в объеме 45 млрд евро в период 2025–2029 годов. 

Согласно ряду прогнозов, новые меры поддержки и стимулирования должны помочь преодолеть Германии экономический спад. Официальные оценки немецкого центробанка на этот счет пока довольно осторожны: в Бундесбанке ожидают стагнацию на грани рецессии в 2025 году (0,0% ВВП), и минимальные темпы роста ВВП ФРГ в 2026 (0,7%) и 2027 годах (1,2%).

В Deutsche Bank более оптимистично оценивают перспективы роста, прямо отмечая, что "крупномасштабные меры стимулирования приведут к повышению ВВП". По оценкам банка, в 2026 году темпы роста немецкой экономики составят 0,5%, в 2026 – 2%, в 2027 – 1,5%.

Однако есть и ряд других факторов, которые могут говорить о том, что вернуть немецкую экономику обратно на устойчивую траекторию роста за счет новых мер стимулирования будет не так просто. 

Правительство Мерца в настоящее время уже, по оценкам агентства Reuters, использует средства, которые предназначались для инфраструктурных инвестиций в целях покрытия текущих бюджетных расходов. В этом плане, как отмечается, немецкие чиновники продолжают практику, которая распространилась во время недолгого функционирования кабинета бывшего канцлера ФРГ Олафа Шольца: средства из фондов и программ, предназначенные для определенных целей, перенаправляются для других задач.

Можно отметить два основных фактора, которые будут препятствовать планам Мерца на преодоление "трудных" времен:

  • Серьезный ущерб промышленности Германии уже нанесен, при этом промышленные ассоциации говорят о продолжении кризиса;
  • Налоговые послабления и другие госрасходы за счет бюджета не решают основную проблему – рост себестоимости производства в ФРГ после отказа от российских энергоносителей.

По оценкам консалтинговой компании Ernst & Young, в период с 2019 по июль 2025 года промышленность Германии лишилась около 250 тыс. рабочих мест. При этом увольнения ускорились за последние годы – как отмечается, с 30 июня 2024 по 30 июня 2025 года компании промышленного сегмента ФРГ уволили около 114 тыс. человек. 

В торгово-промышленной палате Германии (DIHK) в сентябре 2025 года отметили, что рост корпоративных банкротств в ФРГ в 2025 году уже достиг наиболее высокого значения за последние 10 лет, и по итогам года в Германии ожидается рекордный с 2015 года показатель в более чем 22 тыс. корпоративных банкротств. В организации отмечают, что финансовое положение немецких компаний в 2025-ом осложнилось после 2-х лет рецессии. В DIHK отмечают, что "кризис продолжается и ежедневно лишает нас рабочих мест".

По оценкам немецкого Института исследований занятости (IAB), тенденции по сокращению в немецкой промышленности продолжаться не только в этом году, но и в следующем: согласно прогнозам, в 2025 году общее снижение занятости среди компаний промышленного сектора ФРГ составит 130 тыс. человек, в 2026 году ожидается увольнение еще 70 тыс. человек. 

Данные статистического ведомства ФРГ показывают, что промышленные заказы в немецкой экономике и промышленная активность в целом продолжают снижаться.

Ранее в ИИМР отмечали, что совокупная динамика ВВП ФРГ в 2020–2030 годы, скорее всего, будет худшей для Германии с момента завершения Второй мировой войны в 1945 году. 

Даже если Фридриху Мерцу в ближайшие годы удастся добиться минимального роста ВВП ФРГ на уровне в 1%, с учетом стагнации и рецессии немецкой экономики в первой половине текущей декады ему не удастся предотвратить неутешительный результат для экономики Германии по итогам десятилетия. При этом в силу остается вопрос о том, сможет ли Мерц остаться у власти в Германии, а не досрочно провалиться вместе со своим правительством, как его предшественник Шольц.

Стоит добавить, что в мероприятии по случаю объединения ГДР и ФРГ также присутствовал президент Франции Эммануэль Макрон. Вместе с Мерцем оба политика в своих выступлениях в очередной раз не забыли упомянуть "о российской угрозе", также заявив о том, что "новые альянсы авторитарных стран создаются против нас".

Сложная ситуация в экономике Франции и Германии, которую отражают текущие социально-политические настроения, во многом объясняет, почему Мерц и Макрон пытаются использовать украинский кризис в своих интересах. Оба политика крайне непопулярны в своих странах: в Die Welt со ссылкой на данные опроса Germany Trend, проведенного в начале октября, отмечают, что уровень поддержки Фридриха Мерца на должности канцлера ФРГ составляет 27%. Деятельность Эммануэля Макрона, как отмечали в ИИМР, по данным ряда опросов, в сентябре полностью одобряли от 15 до 17% французов.

В своих выступлениях Мерц и Макрон также коснулись темы распространения популярности идей "темного просвещения". По словам Макрона, "несмотря на возвращение темного просвещения… есть путь к новому просвещению". При этом французский президент не уточнил, что именно он подразумевает под "новым просвещением", и являются ли они с Мерцем, по его мнению, представителями "нового просвещения". Институт изучения мировых рынков ранее обозначал определенные признаки распространения популярности в США идей "темного просвещения", которые также могут быть привлекательны и для элит, но не для рядовых граждан в других странах: отказ от демократии в пользу монархии с основным акцентом на реализации интересов определенных групп бизнеса.

Читать на сайте »