Изделия из стали, готовые к отправке
В администрации США в очередной раз заявили о принятии решения по ужесточению торговых барьеров в связи с "соображениями национальной безопасности ". Тем не менее, по прогнозам, американскую экономику ждет рост цен на продукцию из стали и алюминия после данных действий.
В феврале 2025 года администрация США объявила об увеличении пошлин на сталь и алюминий до 25%, отметив, что отменяет действие предыдущих исключений, которые были сделаны для Аргентины, Австралии, Бразилии, ЕС, Канады, Мексики и ряда других стран. Данные меры вступили в силу 12 марта.
Новый порог импортных пошлин США в данной сфере был повышен с 25% до 50% и вступил силу с 4 июня для всех стран, за исключением Великобритании, с властями которых администрация Трампа пока продолжает вести торговые переговоры. В своих комментариях на выступлении в конце мая президент Трамп заявил о том, что пошлины создают некий "забор". По его словам, "при [пошлинах] в 25%, они могут перелезть через этот забор, при 50% они больше не смогут сделать этого".
Глава промышленной ассоциации AISI (American Iron and Steel Institute) Кевин Демпси приветствовал данное решение, заявив о том, что "мировое перепроизводство стали во главе с Китаем продолжает расти, несмотря на замедление спроса в КНР".
Для Китая новая величина американских пошлин на сталь и алюминий составляет не 50%, а 70%. При этом для ряда товаров – в том числе из стали и алюминия – из так называемой "секции 301" в отношении которых были ранее введены торговые ограничения, импортные пошлины США составят 95%.
Китай является крупнейшим в мире производителем стали и алюминия – а также крупнейшим в мире потребителем обоих металлов. Объем производства стали в стране с 2020 году превысил 1 млрд тонн и продолжает оставаться выше данного показателя в последние годы, в том числе по итогам 2024 года.
Производство алюминия в КНР в 2024 году составило 44 млн тонн или около 60% от мирового объема. Прямые поставки стали и алюминия из КНР в США при этом за последние годы остаются не столь высокими.
Помимо поддержки американских производителей, о которой регулярно заявляют в администрации Трампа в качестве причины повышения пошлин, одной из потенциальных целей данных действий может являться попытка ограничить поставки китайских компаний в США через третьи страны. По данным министерства торговли США, основными экспортерами стали на американский рынок в 2024 году были такие страны, как: Канада, Бразилия, Мексика, Южная Корея и Вьетнам. Китай в официальной статистике занял лишь 10-ую строчку с объемом поставок стали в США в размере около 500 тыс. тонн. По отдельным оценкам, за последнее время китайские сталелитейные компании существенно увеличили поставки во Вьетнам, который, в свою очередь, в дальнейшем реэкспортирует китайскую сталь под видом собственной в США.
Среди экспортеров алюминия на американский рынок Китай в 2024 году занял 3-е место, но это очень "скромное" 3-е место по сравнению с поставками Канады, которые более чем в 10 раз выше: 258 тыс. тонн и 3,2 млн тонн, соответственно.
При ограниченных поставках стали и алюминия, Китай, по оценкам Bloomberg, опубликованным порталом Cipher, на протяжении многих последних лет опережает Канаду и Мексику по объемам поставок продукции из стали и алюминия в США.
Основная проблема для американских потребителей, которые в дальнейшем, по многим прогнозам, столкнутся с ростом цен из-за данных действий Трампа, заключаются в намного более высокой стоимости металла в США и нехватке мощностей для того, чтобы компенсировать объемы импорта. Биржевые цены на сталь американского производства в среднем в два раза выше мировых цен.
В торговой палате США ранее отметили, что текущие действия американской администрации в сфере пошлин на сталь и алюминий намного жестче по сравнению с первым президентским сроком Трампа. Помимо вышеупомянутого отсутствия в мерах 2025 года исключения для Канады, Мексики и других крупных поставщиков стали и алюминия, в состав товаров, которые облагаются пошлинами, вошла более широкая группа товаров – в том числе компоненты и запчасти авиационной, автомобильной и сельскохозяйственной техники. В отличие от мер, принятых в 2018 году, импортные пошлины на алюминий были увеличены в 5 раз: с 10% до 50%.
Также отмечается, что в отличие от предыдущего варианта пошлин в данной сфере, новые меры не предусматривают возможности запроса американскими компаниями предоставить исключения из пошлин при импорте определенных сплавов стали и алюминия, производство которых ограничено в США.
Администрация США под руководством президента Трамп в целом за счет импортных пошлин продолжает повышать налоги для иностранных компаний за право доступа к американскому рынку сбыта. Однако, в отдельных сферах торговое противостояние США с Китаем начинает развиваться не вполне по тому сценарию, на который рассчитывают в Вашингтоне.
В частности, по данным издания Wall Street Journal, из-за того, что в качестве ответных мер на пошлины США власти КНР ввели ограничения на экспорт редкоземельных металлов, "ряд американских автопроизводителей и их поставщики оценивают возможность переноса производства части автомобильных компонентов в Китай, чтобы избежать данных ограничений.