Китай, флаги
Совокупные вложения компаний КНР в реализацию компонентов проекта в первой половине 2025 года достигли рекордных значений, были показаны новые максимумы по инвестициям в страны Средней Азии, а также по ряду ключевых секторов в государствах, принимающих участие в проекте.
По оценкам совместного доклада австралийского Университета Гриффита и китайской консалтинговой организации Green Finance & Development Center, общий объем инвестиций в рамках проекта "Один пояс, один путь" достиг $1,308 трлн. Из этой суммы около $775 млрд приходится на контракты в строительной сфере и $533 млрд – на нефинансовые инвестиции.
За первые 6 месяцев года общий объем инвестиций по 176 сделкам в рамках проекта составил $124 млрд – больше, чем за весь 2024 год ($122 млрд). Данный показатель также стал рекордным для полугодового периода за все время с момента официального запуска проекта в 2013 году. Наиболее высокий объем инвестиций с начала реализации "Одного пояса, одного пути" был зафиксирован в нефтегазовом секторе ($44 млрд), металлургической и горнодобывающей отраслях ($24,9 млрд), а также в сфере промышленности и технологий ($23,2 млрд).
Страны, присоединившиеся к китайскому проекту "Один пояс один путь"
В докладе также отмечается, что в первой половине года был отмечен существенный рост объемов инвестиционных сделок и строительных контрактов. Размер крупных инвестиций (более $100 млн) увеличился в среднем до $1,24 млрд по сравнению с показателем в $672 млн в 2024 году. Суммы строительных контрактов в среднем выросли до $783 млн, в 2024 году средний показатель составлял $498 млн.
В динамике инвестиций Китая в рамках "Одного пояса, одного пути" в 2024 и первой половине 2025 года можно отметить определенное смещение региональных акцентов. В период 2013–2023 годов китайские компании в целом довольно равномерно вкладывали средства и заключали сделки в таких регионах как: Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Азия, Ближний Восток, Африка, Европа и Латинская Америка.
Однако в 2024 и первые 6 месяцев 2025 года объем сделок и инвестиций по странам Европы и Латинской Америке в рамках проекта был в среднем заметно ниже по сравнению с предыдущими периодами его реализации. При этом объем инвестиций и строительных контрактов в странах Центральной Азии, а также Ближнего Востока заметно увеличился. В странах Африки финансовая вовлеченность китайских компаний – после общего снижения активности Китая по реализацию проекта в 2020–2022 годах – остается стабильно высокой.
Наиболее крупные контракты в строительном секторе в рамках "Одного пояса, одного пути" в первой половине 2025 года были заключены в Нигерии ($21 млрд), Саудовской Аравии ($7,2 млрд), ОАЭ ($7 млрд), Танзании ($3,6 млрд) и Индонезии ($2,1 млрд). Лидерами по инвестициям со стороны китайских компаний за этот же период стали Казахстан ($23 млрд), Таиланд ($7,4 млрд) и Египет($4,8 млрд).
Шелковый путь
В числе крупнейших инвесторов Китая в страны на маршрутах "Одного пояса, одного пути" в первые 6 месяцев 2025 года стали такие компании, как: East Hope Group (23,3% от всего объема инвестиций), Xinfa Group (14,6%), Longi Green Energy (8%), ByteDance (7,3%), Sinopec (7,2%). Наиболее активное участие в строительных контрактах в рамках проекта проявили China National Chemical Engineering (39,3%), PowerChina (10,1%), CITIC Group (10%).
В активности китайских компаний по отдельным секторам наблюдается как сохранение ряда основных тенденций, так и формирование новых направлений по инвестициям. Энергетика и сырьевой сектор продолжают занимать доминирующее положение: с 2019 доля инвестиций в энергетическом секторе стран в целом колеблется в диапазоне от 30 до 40%. При этом доля металлургии и горнодобывающей отрасли за последние несколько лет начала заметно увеличиваться: с 10–15% в 2014–2022 годах до 17–20% в 2023–2024 годах.
В первой половине 2025 года доля инвестиций по данным направлениям составила 20,4% от общего объема. За последние несколько лет также заметно выросли инвестиции китайских компаний в технологический сектор стран, которые участие в "Одном поясе, одном пути". В период 2013 – 2022 годов, по данным доклада, доля данных инвестиций составляла от нескольких процентов до значений менее 1%. В 2023 году показатель вырос до 13,2%, в 2024-ом – до 14,3%. В первой половине 2025 года доля данных инвестиций со стороны китайских компаний в проекте составила 13,9%.
Власти США неоднократно выступали с критикой китайского мегапроекта. Официальные лица как в администрации Байдена, так и в администрации Трампа во время его первого президентского срока обвиняли Китай в даче взяток компаниям и чиновникам в странах, принимающих участие в "Одном поясе, одном пути". Также звучали обвинения в том, что инвестиции КНР в эти государства превратятся для них "в долговую ловушку". Подобные заявления звучали, в частности, со стороны госсекретаря США Майкла Помпео, а также министра финансов США Джанет Йеллен. В мае 2025 года в австралийском аналитическом центре "Институт Лоуи" выступили с утверждением о том, что развивающиеся страны "пытаются справиться с приливной волной погашения долгов и выплат по процентным платежам Китаю".
В американском Центре стратегических и международных исследований (CSIS) [признан нежелательной организацией в РФ] в 2024 году отмечали, что "США необходимо сформулировать стратегию противодействия" проекту КНР. В CSIS заявили о том, что американским властям нужен "альтернативная позитивная концепция, а не требования от развивающихся стран прекратить работать с Китаем".
С возвращением Трампа к власти США, однако, стали занимать более агрессивную позицию. В конце марта 2025 года в американской консалтинговой компании Rhodium Group отметили, что со стороны Вашингтона фактически начался процесс "изъятия стратегических активов у Китая". В компании также высказали предположение, кто данная скрытая тенденция продолжится и после ухода текущей администрации США и "будет иметь серьезные геополитические последствия" в 2030-х годах. В качестве примеров действий администрации Трампа в Rhodium Group отметили действия по получению контроля над портами в районе Панамского канала, а также более активное применение американского законодательства для блокирования сделок китайских компаний, в том числе ретроспективного характера, с отменой ранее заключенных сделок.
В более широком контексте создание условий для нестабильности и разжигание вооруженных конфликтов в странах на маршрутах "Одного пояса, одного пути" можно также рассматривать как часть долгосрочной стратегии, которую власти США будут продолжать осуществлять в целях создания помех для реализации проекта. Прямые вооруженные конфликты между Пакистаном и Индией, а также Израилем и Ираном, которые произошли в первой половине 2025 года, можно рассматривать в качестве потенциальных примеров подобных действий.
В руководстве РФ неоднократно выступали с положительными оценками китайского проекта, в том числе в плане сопряжения "Одного пояса, одного пути" как с международными объединениями, в частности, Евразийским экономическим союзом, так и крупными транспортными проектами, которые реализуются под эгидой или при участии России.
ем не менее, в долгосрочном плане синергия взаимодействия с Китаем по продвижению данного проекта может оказаться менее существенной, чем утрата влияния РФ в определенных регионах, например, в странах Центральной Азии, на инвестициях в которых компании КНР начали делать вполне явный акцент.
По официальным данным Россия перестала получать какие-либо инвестиции от китайских компаний в рамках "Одного пояса, одного пути" с 2022 года. По оценкам доклада, в первой половине 2025 года китайские компании также не заключали каких-либо сделок в РФ в рамках реализации данного инфраструктурного проекта.