Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

"Новый уровень бреда" – "крупнейшее торговое соглашение в истории" как очередная инвестиционная сказка Трампа

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Дональд Трамп во время встречи.

AP/TASS

Озвученные договоренности предполагают рекордное и потенциально нереализуемое увеличение объемов закупок американских энергоносителей европейскими государствами; инвестиции со стороны Евросоюза не являются гарантированными; сделка также не имеет каких-либо юридических обязательств для обеих сторон. Президент США Трамп ранее в этом году схожим образом преувеличил масштабы соглашений, подписанных в рамках турне по соседним странам Персидского залива.  

Соглашение, о котором 27 июля сообщили по итогам переговоров в Шотландии президент Дональд Трамп и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйнен, предоставляет определенное пространство для "маневров" обеим сторонам: в дальнейшем Вашингтон и Брюссель смогут обвинить друг друга в невыполнении условий договоренностей. 

Опубликованные на сайте администрации США и Еврокомиссии условия соглашения не совпадают по срокам и формулировкам. В сообщении о сделке на странице Белого дома заявляется о том, что в рамках договоренностей "ЕС приобретет энергоносители США на $750 млрд и осуществят новые инвестиции в Соединенные Штаты на $600 млрд – все до 2028 года".

На сайте Еврокомиссии отмечается, что "ЕС собирается приобрести сжиженный природный газ, нефть и продукцию ядерной энергетики США в предполагаемом объеме $750 млрд в течение следующих трех лет". Относительно инвестиционной части соглашения отмечается, что "компании ЕС выразили интерес в инвестициях в объеме по крайней мере $600 млрд в различные сектора в США до 2029 года". 

Новый уровень американских импортных пошлин на европейские товары в 15%, скорее всего, станет лишь начальным и в перспективе может быть повышен. При этом заявленные цели по европейским инвестициям в США и закупке американских уже на предварительном этапе, еще перед тем как соглашение вступило в силу, выглядят сомнительными.

Помимо различий в официальных сообщениях властей США и ЕС по срокам реализации соглашения есть повод для сомнений по достижимости представленных цифр по инвестициям, а также закупкам в сфере энергетики. 

Общий объем импорта нефти, СПГ и металлургического угля США со стороны ЕС в 2024 году, по данным компании Kpler, составлял около $64,5 млрд. По условиям сделки от европейских стран потребуется ежегодно в течение следующих нескольких лет закупать американские энергоносители в 4-хкратном объеме от данного уровня. 

Проблема в данном случае, в основном состоит в реальных возможностях США по обеспечению подобных поставок. Совокупный объем общего экспорта нефти, сжиженного природного газа и металлургического угля США в 2024 году, по оценкам компании Kpler,в 2024 году составил $165,8 млрд. Для того, чтобы выполнить условие сделки по поставкам энергоносителей в объеме $250 млрд американским компаниям придется увеличить экспортные поставки на 30% – и при этом перенаправить все основные потоки экспорта в Европу. 

В комментариях порталу Politico [заблокирован в РФ] аналитик консалтинговой компании Kpler Лора Пейдж назвала цифру в $750 млрд в соглашении "полностью нереалистичной", отметив, что "[озвученные] цифры просто за пределами возможного".

Различными западными агентствами заявленные объемы импорта американских энергоносителей ЕС также оцениваются как "нереалистичные" и "труднодостижимые", а само обещание властей Евросоюза называется "бредовым". В агентстве Reuters отметили, что "степень бреда [в сделке США и ЕС], скорее всего, превышает то, о чем договорились Трамп и Китай в рамках так называемой торговой сделки первой фазы в декабре 2019 года".

Кроме труднодостижимых целей по поставкам энергоносителей, обязательства ЕС в инвестициям в США в рамках соглашения на текущем этапе выглядят довольно эфемерно. Помимо различий в официальных сообщениях в виде "осуществят новые инвестиции" и "выразили интерес к инвестициям" власти Евросоюза не обладают какими-либо возможностями, чтобы гарантировать подобные инвестиционные решения со стороны частных европейских компаний.

В целом, это уже четвертый пример "мегасделок" Трампа, объем которых расходится с реальными результатами в несколько раз. В числе предыдущих трех – уже отмеченная торговая сделка с Китаем, а также соглашение с Саудовской Аравией во время первого президентского срока Трампа. 

В американском Институте мировой экономики им. Петерсона в 2022 году отметили, что в рамках договоренностей с Трампом Китай "в итоге приобрел лишь 58% объема товаров от заявленных обязательств по увеличению импорта из США", при этом "Китай не приобрел ничего из дополнительных $200 млрд американских товаров, обещанных в сделке Трампа".

Заявленные цифры из чуть более раннего соглашения Трампа с Саудовской Аравией также не были достигнуты. Президент Трамп в ходе встречи с наследным принцем королевства Мухаммедом бен Салманом в 2017 году сообщил о том, что Саудовская Аравия якобы инвестирует в США $450 млрд. 

По оценкам Вашингтонского института стран Арабского залива, объем импорта американских товаров и услуг Саудовской Аравии в 2017–2020 годы составил $92 млрд. Даже с учетом покупок гособлигаций США со стороны Саудовской Аравии с 2016 по 2020 годы ($130 млрд) вложение Эр-Рияда в американскую экономику не достигли заявленного значения в $450 млрд.

Поездка Трампа по ряду соседних стран Персидского залива в мае 2025 года также, как отмечалось, сопровождалась заявлениями об огромных инвестициях, однако цифры были завышены и по некоторым позициям предполагали расходы выше ежегодного бюджета стран.  

Один из нюансов сделки между ЕС и США в том, что согласно сообщению ЕК, "политическое соглашение 27 июля 2025 года не содержит юридические обязательства". Данная оговорка оставляет Брюсселю возможность отказаться от выполнения части его условий в дальнейшем. Но при этом в Европе сам факт заключения данных договоренностей и согласие руководства Евросоюза на условия в виде повышения импортных пошлин США до 15% для европейских товаров становится поводом для раскола. В Германии, в частности, отмечают, что "эта сделка не является хорошей, это умиротворение [агрессора]". В НКО Кильский институт мировой экономики предлагают Европе альтернативный вариант – "формировать коалицию стран с другими государствами – Канадой, Мексикой, Бразилия и Южной Кореей". 

Возможное движение Европы к подобному выбору в дальнейшем может ограничить возможности США по навязыванию условий – в том числе союзным странам. При этом фрагментация мировой экономики, ее разделение на отдельные блоки в подобном сценарии начнет приобретать более изощренные формы, когда прежние форматы в виде "Большой семерки" все более явно утратят свою актуальность и потребуется создание новых экономических объединений.

Читать на сайте »