Вместо реализации ранее заявленной стратегии по продаже российского газа за рубли недружественным странам, произошло смягчение требований к иностранным покупателям.
В рамках прежней схемы оплата за газ, который "Газпром" поставлял в Европу, происходила в валюте, затем "Газпромбанк" проводил ее конвертацию в рубли, после этого обязательства по оплате перед "Газпромом" считались выполненными.
В конце ноября власти США объявили о новых санкциях в отношении РФ, которые затронули Газпромбанк, его дочерние подразделения в иностранных юрисдикциях, а также ряд других банковских и финансовых организаций России. Данные санкции вступают в силу 20 декабря.
После этого 5 декабря президент России внес изменения в указ от 2022 года о специальном порядке исполнения покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа. В указе заметно скорректированы прежние положения о том, что оплата российского газа производится только в рублях.
Из текста указа следует, что "Газпромбанк" больше не оказывает содействия иностранным покупателям в конвертации иностранной валюты в рубли при расчетах за поставки газа. При этом расчеты за российский газ с использованием специальных рублевых счетов К приостанавливаются: согласно тексту указа, они "не производятся впредь до отмены ограничительных мер".
Для обхода санкций в отношении "Газпромбанка" теперь рублевые счета, на которые иностранные покупатели будут переводить средства для оплаты поставок, могут быть открыты с помощью неназванного "уполномоченного банка". В комментариях СМИ впоследствии представители Газпромбанка заявили о том, что банк продолжает оставаться единственным "уполномоченным банком", через который осуществляются расчеты за поставку природного газа иностранными покупателями из недружественных стран.
Однако более существенные изменения касаются возможных способов оплаты – одним из вариантов предполагается, что "обязательство по оплате поставки природного газа может быть прекращено полностью или частично путем зачета встречных требований российского поставщика к иностранному покупателю по инициативе российского поставщика".
Кроме того, указ также фактически оставляет возможность для оплаты поставок в иностранной валюте – в виде оплаты задолженности за предыдущие поставки газа: "задолженность иностранного покупателя ... считается погашенной с момента зачисления на открытый российским поставщиком в уполномоченном банке рублевый или валютный счет средств в рублях или в иностранной валюте, поступивших от иностранного покупателя".
Влияние расчетов за газ в рублях на котировки российской валюты на начальном этапе можно было оценить по первоначальному укреплению курса. После объявления президентом РФ Владимиром Путиным 23 марта 2022 года о подписании указа об оплате поставок в российского газа в рублях в его первоначальной редакции рубль укрепился с отметки в 104 рублей за доллар до уровня в 55 рублей за доллар к июлю того же года.
Одним из факторов укрепления рубля были ожидания со стороны иностранных компаний о том, что за решением перевести оплату российских поставок газа для Европы на "специальные рублевые счета К" также последует перевод оплаты и других видов сырья из РФ в национальную валюту. Однако этого не произошло.
Более того, в новой редакции указа фактически были смягчены для Европы требования к оплате исключительно в рублях. Во многом это было сделано для обеспечения дальнейшей оплаты поставок за газ в условиях санкций против "Газпромбанка" и продолжения поступления валюты.
При этом и без видоизменений указа, в его прежнем виде влияние "оплаты в рублях" за поставки экспорта российского газа в Европу на позиции российского рубля на валютном рынке со временем начало уменьшаться. Объем трубопроводных поставок газа "Газпромом" в Европу с 2022 года начал заметно сокращаться. Если в 2015–2021 годах поставки достигали значений в 150–200 млрд кубометров в год, то в 2023 году совокупный объем поставок в Европу и Турцию составил лишь около 47 млрд кубометров. В 2024 году прогнозируются схожие объемы.
Если бы поддержку котировкам российской валюты предполагалось осуществлять, то ее необходимо было делать за счет торговли всем сырьем в национальной валюте, а не только газом для недружественных стран.
В данном контексте стоит отметить, что комментарии отдельных глав министерств РФ в последнее время не предполагают существования подобной цели в принципе. Акцент, скорее, продолжает сохраняться на поддержании выгодного курса рубля для российских экспортеров.
Тем не менее, если бы такая позиция действительно существовала, то вопрос потребовалось бы решать не только формированием требований по оплате других видов сырья в национальных валютах, но с учетом внешнеторгового баланса РФ с другими странами.
В данном контексте резкое увеличение объемов поставок нефти из России в Индию с оплатой в рупиях не только не помогли каким-либо образом укрепить позиции российского рубля, но и создали проблемы для экспортеров РФ в виде последующей конвертации индийской валюты. Помимо фактора последовательного ослабления котировок рупии к доллару на протяжении многих лет, Россия до недавнего времени не импортировала из Индии существенные объемы продукции, например, в сфере микроэлектроники, фармацевтики, IT-услуг и других товаров. Закупки этих и других наименований товаров, а также создание на территории Индии производств в интересах РФ можно было бы существенно нарастить одновременно с увеличением поставок нефти. В результате данные проблемы пришлось решать на протяжении нескольких последних лет и их решение, опять же, не оказало какой-либо существенной поддержки курсу рубля.