Председатель КНР Си Цзиньпин
Власти КНР рассчитывают укрепить региональные и двусторонние отношения со странами в качестве одной из ответных мер на торговые ограничения США.
Руководство Китая в рамках обострившегося в начале апреля торгового конфликта с США предприняло ряд ответных шагов. Среди принятых мер, в частности: повышение импортных пошлин на американские товары до 125%, новые ограничения на экспорт редкоземельных металлов, ограничения в прокате американских фильмов, приостановка покупок самолетов Boeing. Также был расширен список американских компаний, которые были внесены в "черный список" и наложены меры экспортного контроля.
Уже принятые меры и общая позиция китайского руководства "в борьбе до конца" в торговом противостоянии с администрацией Трампа говорят в пользу того, что в Китае на текущем этапе уже не возлагают каких-либо серьезных надежд на восстановление прежнего уровня экономического взаимодействия с США в ближайшей и среднесрочной перспективах. Администрация Байдена не стала отменять импортные пошлины, примененные во время первого президентского срока Трампа, и при этом еще больше расширила меры экспортного контроля в отношении китайских компаний. С учетом этого даже потенциальная смена правящей партии в США в следующем электоральном цикле, скорее всего, не приведет к каким-либо существенным изменениям в подходе американского руководства к КНР: Китай и дальше будет рассматриваться как "основной конкурент" и "главной угрозой для американских интересов".
Для Китая кризис в отношениях с США является потенциально наиболее серьезным испытанием с момента сближения Пекина и Вашингтона и активизации сотрудничества в 1980-е годы – вместо магистрального выбора по сотрудничеству стороны пришли к состоянию жесткой конкуренции.
Один из элементов текущей стратегия противостояния Китая – выстраивание более тесных экономических связей с целью возместить потери от ожидаемого снижения товарооборота с США за счет активизации торговых отношений с другими странами и регионами.
Одним из примеров резкого снижения экономического взаимодействия между торговыми партнерами за последние годы является похолодание отношений России и Европейского союза. Всего несколько лет назад ЕС был ключевым торговым партнером РФ: в 2021 году на долю Евросоюза приходилось около 36% в общем объеме российского товарооборота. В 2024 году блок остался за пределами пяти наиболее главных торговых партнеров России.
Концентрация импорта между основными торговыми партнерами 2013-2024гг
В этом плане Китай находится в более выгодном положении: процесс "отвязки" китайской экономики от США и рост товарооборота с другими странами и регионами начался еще до возвращения Трампа к власти. Можно отметить, что власти КНР уже начали реализовывать стратегию диверсификации торговли Китая.
По данным Главного таможенного управления КНР, в 2024 году США были третьим по величине торговым партнером для Китая – после стран АСЕАН и ЕС.
Экспорт в США в 2018 году составлял 3,5% от общего объема экспорта китайских товаров. В 2023 году показатель снизился до 2,9%. Объем товарооборота между США и КНР в 2024 году составил $688 млрд или около 3,7% от ВВП Китая. Это существенный показатель, но, для сравнения: товарооборот со странами в рамках Всестороннего регионального экономического партнерства (RCEP), включающего страны АСЕАН, в 2023 году составил 30% в общем объеме торговли Китая.
Экспорт и импорт Китая в 2024 году
В "Институте мировой экономики Петерсона", одном из ведущих американских аналитических центров в сфере экономики, в 2024 году отметили, что в структуре экспорта и импорта США, ЕС и Китая в период 2013–2023 годов произошли довольно заметные изменения.
Оценки аналитического центра по концентрации основных импортных направлений на основе индекса Херфиндаля – Хиршмана за этот период показали, что США снизили зависимость от импорта КНР, заметно увеличив долю импорта из Канады и Мексики. При этом можно отметить, что часть импорта китайских товаров в США в данном случае фактически "мимикрировала" под мексиканский импорт – с учетом переноса части производств китайскими компаниями в Мексику. За этот же период 2013–2023 годов доля китайского импорта в ЕС заметно возросла.
В более полном виде стратегия ответных мер Китая, скорее всего, будет заключаться в дальнейших действиях властей КНР по увеличению объема внутреннего рынка страны и повышения покупательной способности китайских потребителей; повышение товарооборота с так называемым "Глобальным Югом". При этом китайские компании также могут продолжить переносить часть производственных цепочек в другие страны с целью доступа на американский рынок.
В КНР уже начали призывать основных торговых партнеров к более тесному взаимодействию. В преддверие турне председателя КПК Си Цзиньпиня по странам Юго-Восточной Азии в центральном издании КПВ Nhan Dan была опубликована его статья. В материале содержится призыв к дальнейшему развитию двусторонних отношений между КНР и Вьетнамом. При этом также Си Цзиньпин также заявил о том, что "в торговых и пошлинных войнах нет победителей, протекционизм ни к чему не приведет".
Руководство Китая ранее также провело переговоры с ЕС, в сообщении агентства Xinhua было отмечено, что в Пекине призвали к углублению торгового, инвестиционного и промышленного сотрудничества Китая и ЕС.
В европейско-китайских экономических отношениях есть свои подводные камни в виде собственного торгового конфликта, который начался между Брюсселем и Пекином в 2024 году. Страны Евросоюза, по крайней мере, на текущем этапе, вряд ли будут готовы вступать в какую-либо антиамериканскую торговую коалицию вместе с Китаем.
Наиболее реализуемыми на текущий момент выглядят перспективы более тесного сотрудничества КНР с Россией и другими государствами БРИКС.
Постепенное повышение взаимодействия со странами АСЕАН в Азиатско-тихоокеанском регионе, а также странами Африки и Ближнего Востока в двусторонних отношениях с КНР и в рамках дальнейшей реализации проекта "Один пояс, один путь" также может помочь Китаю сгладить последствия торгового противостояния с США.