Китай. Шанхай. Контейнерный терминал в порту Шанхая.
Новое обострение в торговом конфликте между Пекином и Вашингтоном демонстрирует готовность властей КНР пользоваться уязвимостью американской экономики и военно-промышленного комплекса США в сфере редкоземельных металлов.
9 октября власти КНР опубликовали ряд решений по ужесточению экспортного контроля. В общей сложности было принято, а также обновлено семь различных ограничений, часть из которых вступили в силу в момент публикации, а другие – начиная с 8 ноября. Среди них, в частности, решение о введении экспортного контроля в отношении редкоземельных металлов и продукции из них.
Первоначальной реакцией Трампа была угроза применения 100%-ных импортных пошлин, а также "введение экспортного контроля за поставками любого критически важного программного обеспечения". Данные меры он пообещал применить против Китая с 1 ноября в своем сообщении в соцсети TruthSocial, сопроводив свои угрозы словами о том, что "невозможно поверить, что Китай применил такие меры, но они сделали это". Однако затем, президент США, можно сказать, "прочитал, что было написано мелким шрифтом".
Одна из основных деталей в объявлении со стороны Китая: в Пекине пообещали отказывать в поставках РЗМ для использования в военной продукции. В последовавших 12 октября официальных комментариях министерства торговли КНР по данному решению военный контекст использования РЗМ и продукции из РЗМ был более акцентирован. В ответе на вопрос о мотивации принятия данного решения власти страны отметили, что "с учетом нестабильной ситуации и частых военных конфликтов в мире, Китая принимает во внимание важные сферы использования редкоземельных минералов и связанных с ними компонентов в военной сфере".
Запасы и добыча редкоземельных элементов в России и в мире
В китайском издании Global Times отметили изменение прежнего формата приложений, которые использовались при публикации решений министерства. Компании, которые хотят добиться получения лицензий на экспорт редкоземельных металлов из КНР, будут должны предоставить в министерство соответствующее заявление на китайском языке. При этом вместо форматов Microsoft Word (.doc) и Adobe (.pdf) документы были опубликованы на китайском языке в текстовом формате WPS (.wps), который разрабатывает китайская компания Kingsoft. Можно отметить, что официальный Пекин тем самым, сигнализирует готовность к дальнейшему импортозамещению американской продукции в Китае.
Ужесточение мер экспортного контроля КНР в сфере редкоземельных металлов в перспективе может привести к двум основным негативных последствиям: ограничение в доступе к продукции из РЗМ несет ущерб для обороноспособности США (как в плане производства текущих видов военной техники и боеприпасов, так и новых разработок). При этом под угрозой срыва оказывается основная ставка американских компаний на ближайшие годы – масштабное строительство инфраструктуры для технологий искусственного интеллекта.
Для США и других развитых стран, которых коснутся ограничения Китая, есть довольно серьезная проблема в восполнении китайских поставок редкоземельных металлов и продукции из РЗМ. Китаю потребовалось несколько десятилетий для формирования "промышленной экосистемы" из компаний по добыче самих РЗМ, а также по производству различных компонентов с их использованием.
Институт по изучению мировых рынков ранее отмечал, что США обновили список минералов, которые, по оценкам американских властей, представляют критически важную значимость для экономики и национальной безопасности. В обновленном списке представлены не только редкоземельные металлы, но и ряд других минералов. В докладе Китай обозначен как основной экспортер 46 из 84 наименований минеральных ресурсов, значимость которых оценивалась в рамках доклада для экономики США.
За последние несколько месяцев OpenAI, Nvidia, Oracle, Microsoft и другие крупные американские корпорации озвучили планы по строительству новых центров обработки данных в США и другой инфраструктуры для дальнейшего развития технологий искусственного интеллекта. Реализация этих планов, в частности, масштабное производство компонентов для новых ЦОД потребует большого объема редкоземельных металлов. Власти КНР в рамках процесса изучения заявлений на экспорт продукции из РЗМ могут, в том числе, попытаться замедлить реализацию данных проектов в США и других странах.
В текущем противостоянии с США действия КНР можно расценить как попытку "расшевелить" переговорный процесс с американской стороны, который в последнее время фактически зашел в тупик без какого-либо явного прорыва. Китай также демонстрирует готовность к дальнейшему противостоянию с США даже без заключения торговой сделки с Трампом. Пекин, вполне вероятно, не доволен текущими предложениями США, среди вариантов которых можно обозначить обещание администрации Трампов поставок "чуть менее обрезанных" чипов Nvidia в обмен на редкоземельные металлы.
В результате, в Пекине не стали дожидаться очередных угроз или обещаний со стороны администрации США и воспользовались наличием промышленных компетенций компаний КНР по добыче редкоземельных металлов и производстве различной продукции для высокотехнологичных отраслей. В декабре 2024 года в ИИМР высказывали предположение о том, что ограничения в сфере поставок редкоземельных металлов и других видов сырья могут стать одним из вариантов ответных действий руководства КНР.
Концентрация импорта между основными торговыми партнерами 2013-2024гг
Еще один фактор, который позволяет властям Китая не идти в фарватере обещаний администрации США, а активно влиять на переговорный процесс – это снижение зависимости экономики КНР от спроса со стороны США. Китай не только создал фактически монопольные компетенции по объемам и спектру как самих редкоземельных металлов, так и продукции из них, но и предпринял усилия по диверсификации своей экономики. Торговое взаимодействие Китая с США за последние годы было снижено и в результате, снизилась значимость американского рынка для китайских компаний. В 2017 году поставки продукции в США составляли около 19% от общего объема экспорта КНР. По данным за первые три квартала 2025 года данный показатель уменьшился почти вдвое, составив 11,4%.
Одна из дополнительных причин готовности КНР идти на обострение с американской администрацией – деятельность Дональда Трампа на посту президента США в отношении Китая. Американские власти уже фактически закрепили вектор сдерживания и противостояния Китаю как ключевое направление своей внешней политики. Сохранение администрацией Байдена импортных пошлин и санкций против КНР, которые применил Трамп, показало, что данный вектор и преемственность курса в отношении Китая будет сохраняться. Однако именно опыт общения с Трампом, вероятно, стал ключевым фактором для руководства КНР в плане принятие решений, которые могут нанести ущерб американским интересам.
Стоит напомнить, что еще до развязывания торговой войны с Китаем и применения импортных пошлин, Трамп фактически нанес личное оскорбление председателю КПК Си Цзиньпиню. Президент США пригласил главу КНР на переговоры в свою резиденцию в Мар-а-Лаго в штате Флорида, и во время данных переговоров одобрил решение об обстреле крылатыми ракетами Сирии под предлогом "борьбы с распространением химического оружия". Китай при этом сохранял дружественные связи с действовавшим на тот момент руководством Сирийской Арабской республики. Дополнительным штрихом к данному дипломатическому оскорблению тогда стали комментарии министра торговли США Уилбура Росса, о том, что данный обстрел Сирии крылатыми ракетами Tomahawk со стороны США во время визита Си Цзиньпиня был "послеобеденным развлечением".
После этого в марте 2018 году Трамп фактически развязал торговую войну против КНР: было объявлено о применении импортных пошлин в размере 25% на товары из Китая. В сентябре 2018 года импортные пошлины США для Китая были повышены еще на 10%, а затем еще на 15% в мае 2019 года. За этим последовала целая серия ограничений для китайских компаний в высокотехнологичном сегменте, причем не только в США, но и в других союзных странах – Австралии, Великобритании, Канаде и ряде других государств. Еще до возвращения Трампа к власти в 2025 году он угрожал новыми торговыми ограничениями для Китая и с началом своего президентства приступил к резкой эскалации торгового противостояния с КНР.
Данный контекст позволяет понять, что для КНР договоренности с США не являются какой-либо "путеводной звездой". Кроме того, уже в течение 2025 года власти Китая смогли убедиться, к чему ведут надежды на переговоры с США и конкретно с администрацией Трампа на примере Ирана. Вся команда переговорщиков из Ирана была убита, при этом Трамп откровенно поиздевался над их смертью. Президент США прокомментировал их убийство, заявив: "Вы знаете, люди, с которыми я имел дело, мертвы, эти сторонники жесткой переговорной линии". Когда его спросили о причине их смерти, Трамп ответил: "Ну не от короновируса же они умерли".
В Китае с самого начала возвращения Трампа к власти демонстрировали готовность оспорить технологическое лидерство американских компаний и нанести ощутимый ущерб финансовому рынку США. Компания DeepSeek сделала доступной для пользования модель генеративного ИИ DeepSeek R1 в день инаугурации Дональда Трампа. В результате, планировавшееся триумфальное начало второго президентства американского бизнесмена, а также объявленная сделка в сфере ИИ по созданию проекта Stargate были омрачены резким обвалом фондового рынка и рекордным снижением котировок по отдельным компаниям высокотехнологичного сектора США. Данные действия, по ряду оценок, "были запланированы руководством КНР для того, чтобы послать сигнал Трампу".