Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Платежная система БРИКС – новый шаг на пути создания финансовой инфраструктуры развивающихся стран

Антон Силуанов представляет Доклад по совершенствованию международной валютно-финансовой системы

Росконгресс

Формирование трансграничной платежной системы БРИКС – в том числе с возможным использованием технологии распределенного реестра и цифровых финансовых активов – поможет сократить затраты и риски при проведении платежей между развивающимися странами и позволит начать создание контура торгово-финансовой безопасности стран, входящих в организацию. 

10–11 октября, в преддверие XVI форума БРИКС в Казани, а также в рамках завершения председательства РФ в организации, в Москве прошли встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС. Министр финансов РФ Антон Силуанов 10 октября на семинаре "высокого уровня" с участием министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС рассказал о предварительных итогах российского председательства в организации в финансовом сегменте и представил доклад о совершенствовании международной валютно-финансовой системы.
Минфин РФ, Банк России и компания "Яков и Партнёры" в материале, подготовленном в рамках председательства России в БРИКС, провели сопоставительный анализ международной валютно-финансовой системы и изменения роли развивающихся стран в мировой экономики. 

Неэффективность действующей финансовой системы

В своем текущем виде финансовая система, основы которой были заложены более 50 лет назад, не обеспечивает эффективного продвижения интересов развивающихся государств. С учетом серьезных изменений их доли в мировой экономике появилась необходимость создания собственной торгово-финансовой инфраструктуры. В докладе отмечается, что по 4 основным  сегментам – инвестициям, платежам, резервам и сети финансовой безопасности – действующая финансовая система оказывает скорее сдерживающее, а не стимулирующее влияние на развивающиеся страны.

Объем мировой торговли 1995 - 2032

https://worldmarketstudies.ru/

За последние 30 лет доля торговли развивающихся стран между собой в мировой торговле выросла с 10% до 26% и по прогнозам продолжит расти. В 2022 году торговли стран БРИКС между собой составила 8% от общемирового показателя и к 2032 году, по прогнозам, вырастет до 19%. 

Подавляющий объем инвестиций по-прежнему сосредоточен в развитых странах с минимальными изменениями для развивающихся: доля прямых и портфельных инвестиций между развитыми странами сократилась с 72% до 63% с 2010 к 2022 году от общемирового объема. При этом в инвестиционных потоках между развивающимися государствами, а также из развитых стран в развивающиеся произошли лишь небольшие увеличения: с 8% до 11% и с 10% до 13% в 2010–2022 году, соответственно. 

Объем прямых и портфельных инвестиций в мире, 2010-2022

https://worldmarketstudies.ru/

Разрыв в изменении динамики торговли и стагнации инвестиций в целом говорит об упущенных возможностях и неполной реализации потенциала развивающихся стран в рамках существующей финансовой модели. Прибыли от растущей торговли инвестируются в более ликвидные и доступные рынки развитых стран, а не в собственные экономики развивающихся государств. Подобная модель в целом служит интересам развитых стран, и продолжение ее использования будет вести к дальнейшему оттоку капитала с развивающихся рынков в пользу развитых. 

Одним из факторов, имеющих непропорционально высокое и негативное влияние на инвестиционные позиции развивающихся рынков, также является сохранение монопольного положения тремя крупнейшими рейтинговыми агентствами США. В отношении развивающихся рынков с их стороны продолжает присутствовать определенная политическая предвзятость, а также повышенная неопределенность в оценках – по сравнению с оценками развитых стран. 

Совокупный ВВП стран БРИКС и G-7 по ППС

Источник: worldmarketstudies.ru

У развивающихся стран также есть вопросы к действующему мопонолисту в сфере платежных систем в лице SWIFT. В настоящее время из стран БРИКС от SWIFT отключены только Россия и Иран, однако угрозам за сотрудничество с ними также подвергаются и банки других стран объединения.

В докладе отмечается, что к SWIFT есть определенные вопросы в аспектах скорости, надежности и стоимости использования платежной системы.

В частности, отмечается, что вопреки заявлениям представителей SWIFT о выполнении 89% трансграничных платежей в течение часа в 2023 году, отдельные исследования в трансграничных платежах между странами БРИКС показывают, что временные задержки и высокие затраты, а также отсутствие ценовой прозрачности  при проведении платежей являются серьезными недочетами данной системы. В частности, расхождение в валютных курсах при трансграничных платежах для бразильских компаний составляло 2,5%, для стран Африки валютные спреды могут достигать от 8,5% до 20%.

Несмотря на снижение доли доллара США в мировых валютных резервах с 65% в 2010 году до 59% в 2023 году, доля валют развивающихся стран остается сравнительно низкой. При сохранении позиции американского доллара в качестве основной мировой валюты США также сохраняют за собой повышенную по значимости роль в текущей финансовой системе. При этом власти США далеко не всегда готовы учитывать интересы развивающихся стран, а также учитывать снижение роли США в мировой торговле. Кроме того, , американские власти также прибегают к использованию конфискации долларовых резервов различных развивающихся стран в политических целях, как показывают примеры захвата средств различных государств, в том числе России в 2022 году. 

Основные элементы сети финансовой безопасности действующей мировой финансовой системы также не вполне отвечают интересам развивающихся стран. Эффективность резервного актива Международного валютного фонда – специальных прав заимствования (SDR), изначально создававшихся в виде альтернативного резервного актива и потенциально новой мировой валюты, остается довольно ограниченной. Существующий порядок управления МВФ в целом также сохраняет преимущества за развитыми странами: интересы 35 развитых экономик представляют 12 директоров в МВФ. Остальные 155 стран, также входящих в состав фонда, отчасти представляют 12 директоров от развивающихся стран, при этом по многим вопросам они также могут быть объединены с развитыми странами. При подобном варианте обсуждения и решения вопросов мнение и интересы развивающихся стран считаются второстепенными по своей значимости. Директоры от развитых стран в целом располагают 63% голосов в МВФ, несмотря на то, что паритет покупательной способности экономик стран, которые они представляют, к настоящему времени снизился до 46% от мирового ВВП.

Ситуация, описанная в докладе, в целом говорит о колониальном характере мировой финансовой системы, которая в первую очередь функционирует в интересах развитых стран. Западные государства не должны иметь возможности ограничивать торговлю и развитие развивающихся стран, сохраняя подобное непропорционально высокое влияния на мировую финансовую систему.

Развивающим государствам стоит активнее развивать элементы собственной финансовой инфраструктуры. В докладе отмечается, что в интересах развивающихся стран "как можно быстрее создать и масштабировать собственную платежную и инвестиционную инфраструктуру; это включает в себя саму финансовую инфраструктуру (включая платформы, системы сообщений и так далее), а также надежную юридическую систему, которая защитит ее участников и будет выступать в качестве основы для привлечения и увеличения объема внутренних инвестиций".

Трансграничная система платежей БРИКС

В докладе, представленном Минфином РФ, предложены несколько различных вариантов создания системы платежей. 

Разработка платежной инфраструктуры между странами БРИКС может вестись по двум основным направлениям – созданию самой системы сообщений, а также системы иностранных банков-корреспондентов, которая будет использовать данную систему для проведения трансграничных платежей. Участники системы должны будут создать механизмы, которые позволят им обменивать широкий спектр инструментов в режиме реального времени с минимальными задержками, в частности, с использованием цепочек в которых финальные пары совмещены посредством соединения пар – в схожем ключе, как и в обычных валютных торгах, например, в торгах по паре рубль/доллар через пару рубль/юань к паре юань/доллар.  

В подобной модели для организации торгов может потребоваться участие небанковских структур для предоставления дополнительной ликвидности и обеспечения эффективного процесса установления цен. Для этого может также понадобиться создание критерия квалифицированного участника, который, в свою очередь, позволит привлечь различных пользователей от финансовых организаций и корпораций до розничных клиентов. Расширение формата с привлечением квалифицированных участники с использование традиционных клиринговых моделей, скорее всего, приведет к повышенным затратам и операционным сложностям и задержкам, поэтому в докладе эксперты предлагают использование технологии распределенного реестра, позволяющей устранить риски контрагентов и кредитные риски.

В данном контексте предлагаются различные варианты трансграничной платежной системы, в частности: 

  • Создание системы мировых коммерческих банков, которые могут проводить трансграничные платежи в национальных валютах, при этом данные операции будут проводиться при помощи обмена информацией по альтернативным механизмам и будут защищены от действий, требующих дополнительного согласования со сторонними организациями. Данный подход основывается на использовании собственных платежно-информационных систем отдельных стран.
  • Создание прямых связей между центральными банками отдельных стран, которые не могут подвергаться внешнему воздействию. Такой подход также позволит использовать систему валютного взаимозачета и снизить затраты на проведение транзакций.  
  • Внедрение решений на основе технологии распределенного реестра или создание новой многонациональной платформе на основе современных технологий, которая будет включать в себя компонент финансовых сообщений и позволит проводить платежи за счет токенов, обеспеченных национальными валютами, цифровыми валютами центральных банков – по усмотрению каждой участвующей стороны. Подобный вариант позволит большую степень децентрализации платежной системы.
  • Создание центров взаимной торговли сырьевыми ресурсами: зерном, нефтью, природным газом и золотом. Данная мера позволит обеспечить независимое ценообразование и поможет укрепить суверенитет экономик стран БРИКС.

Возможные варианты проведения трансграничных платежей предполагают сохранение доступа к системе и внутренним рынкам стран со стороны участвующих организаций даже если они подвергнутся экстерриториальным ограничениям. Кроме того, предлагаемые модели также подразумевают собой отход от проведения платежей на основе доллара США в пользу платежей на основе национальных валют. Данное решение, в свою очередь, потребует оценки управления валютными рисками и создания запасов ликвидности национальными банками и кредитными организациями. В результате, вне зависимости от выбора какого-либо из предложенных в докладе вариантов между национальными регулирующими органами стран БРИКС потребуется тесное взаимодействие. В дальнейшем в рамках БРИКС может быть создана система национальных регулирующих органов и межнациональных регулирующих организаций и ассоциаций.

Вариант с использованием решений на основе распределенного реестра или создание новой международной платформы для трансграничных платежей, как отмечается, потребует дополнительного и более тщательного изучения с учетом новизны и ассоциированных рисков. 

Среди одного из основных преимуществ модели на основе распределенного реестра – устранение кредитного риска (при использовании цифровых валют центральных банков), который присутствует в действующей банковской модели. Еще одним преимуществом данной модели является существенное сокращение временных и денежных затрат – за счет отсутствия корреспондентских организаций, проверок соответствия в одной юрисдикции (по сравнению с многочисленными юрисдикциями при традиционных корреспондентских моделях) и полной автоматизации платежного процесса.

По оценкам экспертов, в совокупности это позволит достичь стоимости проведения каждой транзакции с использованием технологии распределенного реестра в размере от 1–2% по сравнению с затратами на проведение сделок и платежей при помощи обычных систем. При сценарии применения половины трансграничных платежей между странами БРИКС с использованием распределенного реестра выгода от экономии средств за счет подобной модели может ежегодно составлять до $15 млрд.

В целом предлагаемые варианты "трансграничной платежной инициативы БРИКС", как отмечается в докладе, позволит снизить текущие риски за счет ряда факторов: 

  • ускорения и обеспечения трансграничных платежей между странами БРИКС; 
  • разработки общих правил и регламентов для создания базовых условий для организации процедур по борьбе с отмыванием денег и борьбе с терроризмов, и увеличить прозрачность платежей; 
  • поддержания инноваций за счет предоставления финансовым организациям новых возможностей и инструментов; 
  • расширения финансовой инклюзивности за счет достижения совместимости национальных платежных инфраструктур стран БРИКС; 
  • увеличения доли национальных валют в трансграничных платежах.

Институт изучения мировых рынков в июле 2024 года отметил потенциальные выгоды в виде снижения издержек и ускорение проведение расчетов при использовании технологий блокчейна и цифровых финансовых активов (ЦФА) для проведения трансграничных платежей.
Начиная с марта 2024 года в России ЦФА уже стали для российских экспортеров и импортеров одним из дополнительных средств международных расчетов.

Вместе с тем, в ИИМР отмечали, что для реализации инициативы властей РФ по проведению трансграничных расчетов в рамках БРИКС с применением ЦФА потребуется решить целый ряд правовых вопросов, причем не только в России, но и во всех странах-участницах, а также повысить ликвидность рынка и проработать порядок расчетов между нерезидентами и российскими операторами обмена ЦФА.

От проектов к действию

В докладе, посвященном реформированию и созданию новых элементов мировой финансовой системы, обозначен ряд других предлагаемых инициатив: создание депозитарной системы и перестраховочной компании БРИКС. 

Министр финансов Антон Силуанов в комментариях СМИ отметил, что предлагаемая система BRICS Clear также основывается на технологии распределенного реестра. Он также подчеркнул необходимость создания собственной перестраховочной компании для того, чтобы у странз БРИКС "была собственная мощная система страхования грузов, товаров и услуг вне зависимости от каких-либо политических ограничений".

Предложения России по созданию трансграничной платежной системы БРИКС (BCBPI) с использованием цифровых финансовых активов, а также создания депозитарной системы BRICS Clear и собственной перестраховочной компании БРИКС в этом году в целом можно охарактеризовать как кульминацию деятельности РФ в качестве председателя организации в 2024 году.

Подводя итоги российского председательства в БРИКС и предложенных нововведений в целом глава Минфина РФ заявил:
"Сейчас мы задаем вектор будущей финансовой инфраструктуры БРИКС. Процесс ее построения займет время. Странам БРИКС необходимы защитные меры и альтернативные механизмы. Через год мы рассчитываем выйти на приемлемые для всех участников решения в платежно-расчётной сфере. Через 5 лет надеемся увидеть другие интегрируемые инструменты финансового рынка, в том числе в сфере страхования и кредитных рейтингов".

Итоги работы по линии министерств финансов и центральных банков, в том числе, предложения по трансграничной платежной инициативе БРИКС и ряду других проектов будут официально представлены лидерам стран организации на саммите в Казани 22–24 октября 2024 года. 

Несмотря на текущий неопределенный законодательный статус цифровых активов в большинстве государств БРИКС и отсутствия гармонизации законодательства в данном вопросе, власти стран  объединения поддерживают запуск. Об этом прямо говорится в итоговом заявлении в итоговом заявлении министров стран БРИКС, принятом 11 октября: "Мы признаем преимущества более быстрых, низко затратных, более эффективных, прозрачных, безопасных и инклюзивных инструментов трансграничных платежей, создаваемых на основе минимизирования торговых барьеров и недискриминационного доступа". Также отмечаются, что министры стран БРИКС "полагают, что это позволит улучшить сотрудничество между странами БРИКС и стимулирует диалог для организации торговли и инвестиционных потоков между участниками БРИКС и другими странами".

Сама логика процесса ускоряющегося развития БРИКС будет подталкивать страны-участники к более активной работе по созданию новых элементов международной валютно-финансовой системы, учитывающей растущую роль развивающихся стран в мире.

Читать на сайте »