Европа готова использовать все доступные инструменты для защиты своей экономики, если Китай не сможет предложить справедливый доступ к своим рынкам, грозится глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, которая выступила с таким заявлением после переговоров в Париже между президентом Франции Эммануэлем Макроном и президентом Китая Си Цзиньпином, по результатам которой прозвучали слова о выгодности двусторонней торговли между странами и развитии связей.
Европейский Союз, повторяя действия своего сюзерена – США, пытается стать более жестким в торговых отношениях с Китаем. Формально враждебная риторика уже реализована на практике: осенью 2023 года ЕС начал расследование субсидий для китайских электромобилей, в результате чего к июлю могут быть введены новые тарифы.
Но Китаю в Европе интересен не только сбыт зеленых технологий и продуктов. Прямые китайские инвестиции в Венгрию и Сербию, от заводов по производству автомобильных аккумуляторов в Венгрии до добычи меди в Сербии, превышают $15 млрд, и их количество будет увеличиваться. Планируется, что во время визита в Венгрию и Сербию будет объявлено о строительстве новой высокоскоростной железной дороге между странами с участием Китая стоимостью $2,9 млрд.
Расширяющееся экономическое присутствие заполняет пустоту, оставленную ЕС, в этих странах. Вступление в Евросоюз все так же видится только далекой мечтой для Сербии, а политические разногласия ЕК и Виктора Орбана отрезают Венгрию от многих европейских инвестиционных программ. Учитывая ряд новых инвестиций, особенно в сочетании с перспективой дешевых китайских кредитов, правительство в Будапеште может назвать такое сотрудничество серьезным успехом, на фоне паралича европолитиков.
Поездка Си в Европу является его первой с 2019 года, за исключением посещения России, и маршрут отражает точку зрения Китая. Он будет в Белграде на 25-й годовщине смертоносной бомбардировки США китайского посольства в городе. С тех пор это место превратилось в гигантский культурный центр.
График Си вызвал затруднения в Париже, который предпочел бы, чтобы он посетил только Францию, поскольку у Белграда и Будапешта совершенно другие программы встреч. Пока Франция будет пытаться не испортить отношения с Китаем, в Венгрии китайские компании должны будут инвестировать более $10 млрд.
Contemporary Amperex строит гигантский завод по производству аккумуляторов стоимостью $7,8 млрд недалеко от венгерского города Дебрецен для снабжения немецких автопроизводителей. А BYD выбрал южный город Сегед недалеко от границы с Сербией для своего первого завода в Европе.
В Сербии Китай заслужил общественную похвалу за поддержку во время пандемии коронавируса после того, как поставил вакцины Sinopharm, как это было сделано в Венгрию. Китай инвестировал $5,5 млрд в добычу меди и завод по переработке стали, и эффект очень заметен.
Китай стал крупнейшим торговым партнером Сербии после Германии, объем экспорта и импорта которого в прошлом году составил 6,2 миллиарда долларов.
Несмотря на враждебную риторику со стороны ЕС, для Китая важно продолжать развитие своего главного проекта «Один пояс – один путь». И успешные встречи и реализация программ с участием китайского финансирования в Сербии и Венгрии могут создать правильное настроение для сотрудничества с Китаем у других Восточноевропейских стран.