Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Претензия на Гренландию – обострение мировой конкуренции вместо "многополярного мира"

Снимок земли из космоса

.

Ухудшение отношений между США и странами Евросоюза в связи с попытками администрации Трампа добиться контроля над Гренландией в целом отвечает интересам РФ и развивающихся стран, но при этом может повлечь за собой обвал мировых рынков в случае обострения противостояния. Реализация сценария перехода острова во владение США с более активным экономическим и военным освоением данной территории в дальнейшем потенциально ведет к обострению рисков для национальной безопасности России. 

Заявления президента Трампа о присоединении Гренландии к США, после агрессивных действий его администрации в течение всего прошлого года и начале 2026 года, стали поводом для наиболее серьезного обострения отношений между США и странами Европы за многие годы. Одним из потенциально сравнимых эпизодов подобного уровня можно было бы назвать требования президента Франции Шарля де Голля к США по конвертации накопленных долларовых резервов в золото в 1960-е годы. Более полной аналогией текущей ситуации было бы предъявление подобных требований со стороны всех стран Европы, а не только Франции. Тем не менее, действий одного только французского правительства в итоге стало достаточно, чтобы в начале 1970-х подтолкнуть к краху Бреттон-Вудскую финансовую систему, основанную на привязке доллара к золоту. 

Текущий кризис вокруг территориальных притязаний Трампа на Гренландию также имеет потенциал к серьезным негативным последствиям, при этом возможно более серьезным в случае обострения кризиса в рамках НАТО. 

Президент США в соцсети TruthSocial выступил с угрозами применить пошлины в 10% в отношении 8 европейских стран с 1 февраля – Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Финляндии. При этом он пригрозил повысить их до 25% с июня, "пока не наступит время, когда будет достигнута сделка по полной покупке Гренландии".

Власти ЕС пока не выработали официальной ответной стратегии на данное предложение Трампа "продать Гренландию или получить 25%-ные пошлины". В Брюсселе, по данным неназванных источников издания Financial Times,  рассматривают возможность применения ответных пошлин в размере на 93 млрд евро ($107,7 млрд). Стоит обратить внимание на то, что указанные меры разрабатывались в ЕС в качестве ответного шага на угрозы Трампа применить импортные пошлины летом 2025 года. В ИИМР тогда отметили, что торговая сделка, на которую в итоге согласились в руководстве Евросоюза, является невыгодной для европейской экономики. 

В ситуации с Гренландией, в отношении которой, Трамп, как отмечали в ИИМР, пытается создать предпосылки для присоединения острова, он прибегает к похожей тактике в давлении на ЕС, как до этого в противостоянии с Китаем – выдвигает угрозы применения повышенных импортных пошлин с обещаниями их дальнейшего повышения, пока не будут выполнены его требования.

С КНР данные методы в итоге не принесли желаемых результатов – после ответных мер Китая по ограничению экспорта редкоземельных металлов  взаимные импортные пошлины были снижены. При этом торговая сделки между США и КНР до сих пор не подписана, что говорит о сохранении противоречий между сторонами.

Можно напомнить и несколько видоизменить высказывание британского премьер-министра Уильяма Черчилля, сделанное им относительно подписания странами Европы Мюнхенского соглашения с фашистской Германией в 1938 году. Руководство Европы в соглашении с Трампом, выбирая между "экономическим позором" и торговой войной в 2025 году, выбрало позор. Однако в итоге, рискует получить и то, и другое.  

Провальная тактика руководства Евросоюза по лести и заискиванию перед Трампом может и должна стать примером для других стран, демонстрирующим ошибочность подобных действий. Это один из явных выводов из данной ситуации. Среди основных тенденций, которые проявляются на фоне текущего обострения конфликта США и ЕС из-за Гренландии, в целом стоит отметить:

  • Перспективы ослабления взаимосвязей и доверия в рамках НАТО и торговых связей США и стран ЕС; 
  • Формирование рисков обвала мировых рынков; 
  • Заискивание перед Трампом ведет к еще большим проблемам;
  • Отношения между странами и регионами, претендующими на статус полюса силы, обостряются.

Применение взаимных импортных пошлин между США и ЕС, скорее всего, будет не единственным элементом обострения ситуации. В Евросоюза также рассматривают вероятность впервые применить так называемый "инструмент противодействия принуждению", который предусматривает меры по защите ЕС и его государств-членов от экономического принуждения. В рамках данных действий может быть ограничен доступ отдельных отраслей ЕС для американского капитала, введены новые налоги для американских IT-корпораций и ряд других мер. Еще более радикальным шагом может стать попытка властей ЕС к принуждению компаний по сокращению инвестиций в США. 
Одной из аналогий действий Де Голля могла бы стать массовая продажа долговых обязательств США во владении европейских стран. Необходимо, однако, учитывать, что страны ЕС в настоящее время серьезно зависят от США в вопросе поставок энергоносителей. Кроме того, подобные действия явно не останутся без ответа со стороны администрации Трампа, и в целом эскалация противостояния между США и ЕС может привести к серьезным негативным последствиям для мировых рынков.

В рамках данного конфликта Трамп также выступил с очередным гротескным заявлением, которое потенциально предвещает продолжение агрессивной внешней политики США. В письме премьер-министру Норвегии Йонасу Гар Стёре, которое было частично опубликовано американским  телеканалом PBS News, Трамп заявил о том, у Дании нет никаких документов о владении Гренландией. Более того, по его словам, после того, как ему не вручили нобелевскую мира "за остановку более 8 войн", теперь он "больше не чувствует обязательств думать исключительно о мире, а думать о том, что хорошо для Соединенных Штатов Америки". В норвежском правительстве подтвердили получение данного письма, а также достоверность его содержания, опубликованного в СМИ.

По оценкам британского издания Independent, за год с момента начала второго президентского срока Трампа нанес военные удары или пригрозил нападением 10 различным странам мира. Эти оценки стоит дополнить агрессией администрации США в других сферах: в частности, Трамп объявил торговую войну КНР, применил импортные пошлины против почти всех стран мира под экономическим предлогом, а также под политическим предлогом против Бразилии и Индии. Кроме того, он применил новые санкции против РФ.

Вполне вероятно, что страны ЕС будут стремиться диверсифицировать свою торговлю, как и КНР ранее в рамках торгового конфликта с Трампом. Одним из примеров этого является соглашение "Меркосур" между Евросоюзом и странами Латинской Америки. Обсуждение договора длилось почти 25 лет, но в условиях более агрессивной внешней политики США стороны смогли довольно быстро завершить его оформление. 

Обострение напряженности в отношениях США и ЕС объективно выгодно РФ, так как ослабляет экономические и военно-политические связи между ключевыми странами НАТО. При этом не стоит забывать, что Трамп не является каким-либо союзником России.  Под его руководством США продолжают захватывать танкеры так называемого  "теневого флота" РФ. Администрация Трампа также причастна к похищению лидеров иностранных государств, объявлению торговых войн и шантажу развивающиеся страны импортными пошлинами. Под руководством Трампа США наносят военные удары по территории и объектам развивающихся стран. Стоит также напомнить о том, что США являются прямыми соучастниками попытки удара по резиденции президента РФ в конце 2025 года. Кроме того, как отмечали в ИИМР, "мирные инициативы" Трампа ведут к снижению влияния РФ и формирования новых рисков для национальной безопасности страны.

Как администрация Трампа, так и руководство многих стран ЕС, а также Великобритании продолжают вести преступную деятельность в отношении РФ, как самостоятельно, так и в контексте поддержки Украины. Российский бюджет в 2026 году, с большой долей вероятности, ждет новое снижение нефтегазовых доходов – в том числе, из-за нефтяных санкций и различных ограничительных мер в виде "потолка цен", а также возросших рисков и расходов на транспортировку нефти из-за рейдерских действий властей США. 
В частности, с 1 февраля власти ЕС снижают "потолок цен" на российскую нефть до $44,1 за баррель, об этом 15 января сообщил Совет ЕС. Кроме этого, стоит также учитывать потенциальные планы Великобритании по захвату танкеров "теневого флота" РФ по примеру США. По данным неназванных источников издания The Times [заблокировано в РФ] в правительстве Великобритании, британские власти изучают возможность захвата кораблей "теневого флота" с последующей продажей конфискованной нефти и передачи данных доходов Украине. Отдельные страны ЕС, в частности, Италия уже начали захватывать не только нефтяные танкеры, но и сухогрузы, побывавшие в российских портах.

С учетом данных действий и намерений властей европейских стран в 2026 году можно отметить, что потенциал улучшения отношений для России с Евросоюзом остается крайне ограниченным. В обострении конфликта США и ЕС оптимальным для РФ было бы ухудшение позиций обеих сторон. Наиболее выгодный сценарий для России в целом заключался бы в формировании собственного экономического и промышленного потенциала с дальнейшим снижением зависимости от США и ЕС в технологиях, а также укреплении связей с развивающимися странами, в том числе военных. 

При этом гипотетический вариант установления контроля США над Гренландией создаст новые проблемы для РФ. Вместо одной базы ВВС США, а также существующих элементов ПРО на острове в дальнейшем могут появиться новые элементы военной инфраструктуры в рамках ПРО "Золотой купол", о чем открыто уже говорит Трамп. В ИИМР отмечали, что реализация данной программы администрацией Трампа сама по себе направлена на девальвацию ядерного потенциала РФ. Получение полного контроля над Гренландией и размещение новых элементов ПРО США на острове только усилит данные риски. В ИИМР ранее также отмечали, что Трамп называл "российские и китайские корабли на всем протяжении побережья" Гренландии в качестве одной из перехода острова во владении США по соображениям национальной безопасности.

Для России в долгосрочной перспективе было бы выгодно замедленное экономическое и военное освоение острова Данией, США и другими странами в текущем формате, чем ускоренное строительство какой-либо новой военной инфраструктуры ПРО, а также в целом расширение ресурсной базы США за счет присоединения Гренландии. 

Читать на сайте »