Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Проклятие Нетаньяху: война с Ливаном, давление на Иран и магистральный план США и Израиля по созданию нового торгового коридора

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время выступления на общеполитических дебатах на Неделе высокого уровня 79-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

AP/TASS

Израильские власти во главе с Беньямином Нетаньяху фактически ведут военную кампанию в отношении Ливана. При этом с трибуны ООН лидер Израиля попытался представить торговый коридор "Индия – Ближний Восток – Европа" как единственно возможный вариант экономического соединения Европы и Азии в обход Ирана и Турции. Проект также подрывает интересы Москвы и Пекина. 

Власти США, а также ЕС и их союзники традиционно любят чертить всевозможные "оси зла" из стран, которые противостоят их интересам. Израиль также вступил в этот "клуб художников", вешающих очерняющие ярлыки на целые государства. 27 сентября премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху с трибуны Генассамблеи ООН выступил в роли очередного разделителя народов на "правильные" и "неправильные".  

Делегации дипломатов многих государств не стали слушать выступление Нетаньяху и покинули зал в знак протеста против продолжающихся израильских бомбардировок Газы и Ливана еще до начала его выхода на трибуну. Среди стран, чьи представители бойкотировали выступление израильского лидера, в частности, были: Бразилия, Ботсвана, Джибути, Гвинея-Бисау, Индонезия, Иран, Колумбия, Кувейт, Куба, Малайзия, Турция, Пакистан и Чили. 

Презентация Нетаньяху для оставшихся в зале делегатов с одной стороны содержала в себе вполне явную религиозную окраску с отсылками к библейским изречениям, с другой – израильский премьер также вполне наглядно показал, чего добивается Израиль и его сторонники на Ближнем Востоке. 

В своем выступлении он заявил о том, что "мы стоим перед тем же вечным вопросом, который Моисей поставил перед народом Израиля тысячи лет назад, когда мы стояли на пороге Земли Обетованной". В своих комментариях СМИ Нетаньяху и ранее цитировал библейские изречения: например, в комментариях New York Times в 2009 году он сравнил Иран с амаликитянами – первым библейским врагом евреев из числа арабских народов.  

В ходе выступления Нетаньяху показал оставшимся в зале делегациям две карты, заявив о том, что одна из них – "карта благословения". По его словам, "Израиль и его арабские партнеры создадут наземный мост, соединяющий Азию и Европу". Помимо этого Нетаньяху пообещал, что "между Индийским океаном и Средиземным морем по этому мосту мы проложим железнодорожные линии, энергетические трубопроводы и оптоволоконные кабели".

Израильский премьер не уточнил, будет ли при этом лично пытаться играть роль библейского Моисея, раздвигая морские пучины и укладывая рельсы по дну. "Благословенными" странами на карте были изображены Египет, Судан, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, и, разумеется, Израиль.  

Обратив внимание аудитории ко второй карте в своей руке, Нетаньяху заявил о том, что это – "карта проклятия, карта дуги террора, которую создал Иран от Индийского океана до Средиземного моря". В число "проклятых" израильским премьером стран вошли Ливан, Ирак, Иран, Сирия и часть Йемена, подконтрольная хуситам. Немаловажной деталью карт, которые израильский премьер демонстрировал на Генассамблее ООН, также стало полное отсутствие Палестины– не только как государства, но и как отдельное территории в принципе.

Вполне ясно отношение властей Израиля к отмеченным "проклятым" странам показала серия израильских терактов при помощи бытовой электроники, направленных против движения "Хезболла", однако приведших также к смерти и гибели гражданского населения, а также массированная бомбардировка различных объектов внутри Ливана во второй половине сентября.  Сразу после выступления Нетаньяху ВВС Цахала вновь начали наносить массированные удары по Бейруту, в результате которых был убит глава "Хезболлы" Хасан Насралла. 

В комментариях Daily Telegraph представители израильских властей назвали выступление Нетаньяху в ООН "уловкой", на которую пошел кабинет Нетаньяху, чтобы создать у главы Хезболлы иллюзию того, что Израиль не будет атаковать его.

30 сентября спецслужбы Израиля начали наземные рейды на территорию Ливана, что, вполне вероятно, может стать подготовкой для дальнейшего наземного вторжения израильской армии. 

Иран, Турция, Россия и Китай за бортом торгового пути через "благословенные" страны

Действия Израиля вписывается в общую стратегию, часть которой представил Нетаньяху, используя библейскую риторику из Второзакония 11:26 о "проклятых" и "благословенных".

В отношении очерненных израильским премьером государств Тель-Авив, скорее всего, и дальше собирается применять военную силу – как самостоятельно, так и при помощи своих союзников в лице США и других стран. При этом текущая взрывоопасная ситуации, в рамках которой Израиль фактически находится в состоянии военного конфликта с "проклятыми" странами – прямо или пока еще опосредованно – означает сохранение повышенных рисков при реализации крупных транспортных проектов, а также существующих торговых путей в регионе. 

С другой стороны, через "благословенные" страны запланировано строительство торгового коридора "Индия – Ближний Восток – Европа" (India–Middle East–Europe Economic Corridor, IMEC).

Одним из прообразов данного транспортно-торгового коридора стал проект Персидской железной дороги, одобренный в Кувейте еще в 2009 году. В проекте собирались участвовать Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ и Саудовская Аравия. Предполагалось, что в общей сложности будет построено около 2,2 тыс. км железных дорог, которые свяжут между собой всех членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Стоимость проекта оценивалась в $250 млрд, предполагалось, что он будет завершен к 2030 году. Однако работы по проекту до сих пор не начались. 

После запуска Китаем проекта "Один пояс, один путь" в 2013 году и начала финансирования инфраструктурных объектов в различных странах на пути его следования – в том числе в странах Ближнего Востока – в США начали разработку ответных мер. В своем текущем виде проект IMEC был официально представлен в сентябре 2023 года. На полях саммита G20 в Нью-Дели был подписан меморандум о взаимопонимании между Индией, США, Германией, Италией, ОАЭ, Саудовской Аравией, Францией и ЕС. Израиль не упоминался среди стран, подписавших меморандум, однако было отмечено, что в рамках проекта планируется создать маршрут протяженностью в 4,8 тыс. км с трансграничными морскими и железнодорожными перевозками с транзитом из Индии через ОАЖ, Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль и затем далее в Европу.

По некоему совпадению и недосмотру израильских спецслужб всего месяц спустя, 7 октября 2023 года, палестинская группировка "Хамас" осуществила вторжение в Израиль. В качестве ответных мер Израиль начала массированную бомбардировку Сектора Газа. 

После начала бомбардировок Палестины о своих военных действиях против Израиля объявили йеменские хуситы из движения "Ансар Аллах", которых поддерживает Иран. В результате регулярных обстрелов и захвата судов хуситами ключевая транспортная артерия мира с маршрутом следования через Красное море и Суэцкий канал, соединявшая Европу и Азию, стала небезопасной. 18 декабря 2023 года против движения, чей официальный лозунг (сарха), сформулированный в 2002 г. Хусейном аль-Хуси как: "Аллах велик! Смерть США! Смерть Израилю! Проклятие евреям и победа ислама!" было объявлено о начале операции "Страж процветания" со стороны коалиции государств во главе с США. 

Однако в течение 2024 года данная операция не помогла устранить угрозы для судоходства. По оценкам компании VesselsValue, в августе 2024 года по сравнению с показателями августа 2023 года было отмечено падение объема трафика балкеров на 39%. При этом трафик танкеров упал на 49,8%.

Транспортные коридоры "Север-Юг" и Индия - Ближний Восток - Европа"

Источник: worldmarketstudies.ru

Одним из потенциальных маршрутов в обход Красного моря, которые позволил бы соединить Европу и Азию, а также страны глобального Юга, на сегодня является международный транспортный коридор "Север–Юг", который уже реализуется с активным участием России. Одним из основных участников проекта является Иран. Стоит отметить, что с момента объявления о запуске "Индия – Ближний Восток – Европа", в Иране при не вполне выясненных обстоятельствах в авиакатастрофе вертолета погиб президент Ирана. При этом Израиль продолжает применять активное военное давление на иранские позиции в регионе, в частности, нанося удары по "Хезболле" в Ливане.

Еще одним крупным транспортным проектом является так называемая "Дорога развития" через Ирак и Турцию. При реализации данного проекта грузы морским путем могут доставляться из Азии через Персидский залив с последующим железнодорожным транзитом через Ирак и Турцию и морским транспортом в Европу. Изначально концепция данного проекта появилась еще в 1980-е года. В обновленном варианте проект был представлен в 2010 году. В апреле 2024 года в Багдаде между министрами Ирака, Турции, Катара и ОАЭ был подписан договор о строительстве железной дороги от порта Гранд-Фау до границы Ирака и Турции. 

Власти Ирака и Турции уже предлагали Китаю включить развитие "Дороги развития" в общий проект "Одного пояса, одного пути", однако в КНР пока не высказали однозначной позиции по этому предложению.

С учетом вполне обострения ситуации на Ближнем Востоке реализация данных проектов может серьезно затянуться. Более того, заявление премьер-министра Израиля о создании "дуги террора, которую создал Иран от Индийского океана до Средиземного моря", а также включение Ирака и Сирии в число "проклятых стран" потенциально говорит о намерении Израиля и его основного союзника в лице США по усилению противодействие данным проектам. 

Бомбардировки Палестины, военная кампания против Ливана, нагнетание враждебной риторики против Ирана в целом позволяют Израилю сохранять напряженность на обоих маршрутах, на которых планируется реализация транспортных проектов в обход Красного моря.

Реализация самого проекта "Индия – Ближний Восток – Европа" так же сопряжена с повышенными геополитическими рисками. 

Однако бомбардировки Газы и фактический геноцид палестинского населения со стороны Израиля не повлияли на намерения участников проекта продолжать его реализацию. В частности, в феврале 2024 года Индия и ОАЭ подписали первую официальную договоренность между собой о развитии данного коридора. Также в феврале 2024 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис в своем заявлении на форуме заявил о важности проекта IMEC, отметив, что "война в Газе и турбулентность на Ближнем Востоке… не подрывают серьезной, сильной логики проекта IMEC и не должны ослабить нашу решимость к работе по его реализации". Премьер-министр Нарендра Моди также отметил, что коридор "Индия – Ближний Восток – Европа" является "проектом, который объединяет несколько поколений, и было бы ошибкой рассматривать его сквозь призму какого-либо одного события или конфликта". 

По утверждению министра инвестиций Саудовской Аравии Халида Аль-Фалиха, у проекта IMEC есть возможность стать "более крупным и значимым, чем Шелковый путь". 

С другой стороны, осознавая риски от создания подобного транспортного коридора в обход Турции, президент Турции Реджеп Эрдоган еще в момент объявления о его запуске на "Большой двадцатке" в Нью-Дели отмечал, что коридор "Индия – Ближний Восток – Европа" не может быть коридором без Турции".

В этом контексте Индия, вполне возможно, больше всех заинтересована в реализации данного проекта в рамках конкуренции с Китаем и развития страны в целом. Успешная реализация IMEC в определенном смысле позволит Индии "примерить на себя роль Турции" в качестве связующего звена между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой.

Проект "Индия – Ближний Восток – Европа" вступил в "гонку" реализации транспортных коридоров позднее остальных, но с учетом намерений и действий Израиля по дестабилизации "проклятых" им стран, он может иметь определенные шансы на более быструю реализацию. Подобный сценарий несет в себе серьезные экономические риски для стран, которые не делят мир на "проклятые" и "благословенные" с трибуны Организации объединенных наций.

Обострение конкуренции в создании новых элементов транспортно-торговой инфраструктуры в целом является еще одним явным примером фрагментации мировой экономики, распада на соперничающие друг с другом блоки государств.

Читать на сайте »