В самых передовых инвестиционных банках около 40% открытых вакансий связаны с искусственным интеллектом.
Интерес к развивающимся технологиям искусственного интеллекта растет вместе с предполагаемому влиянию на бизнес. По данным консалтинговой компании Evident, в самых передовых банках примерно 40% открытых вакансий связаны с искусственным интеллектом. К ним относятся такие позиции как инженеры данных и аналитики, а также должности, связанные с этикой применения ИИ и управлению процессами построения сложных моделей.
В этом процессе лидирует JPMorgan. Самый крупный американский банк по объему активов на балансе объявил о открытии 3651 вакансии в области искусственного интеллекта по всему миру с февраля по апрель, что почти вдвое превышает вакансии от ближайших конкурентов Citigroup и Deutsche Bank. Eigen Technologies, которая помогает таким компаниям как Goldman Sachs и ING с созданием систем искусственного интеллекта, заявила, что количество запросов от банков выросли в пять раз в первом квартале 2023 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Deutsche Bank применяет так называемое глубокое обучение для анализа того, не вкладывают ли клиенты частного банкинга слишком много в какой-то один определенный актив. Затем ИИ подбирает индивидуальным клиентам подходящие именно для них фонды, облигации или акции. На завершающем этапе люди-консультанты передают рекомендации, сгенерированные искусственным интеллектом, соблюдая регуляторные нормы
У JPMorgan есть аналогичные планы. В мае банк подал заявку на патент на сервис, похожий на ChatGPT, который поможет инвесторам выбирать определенные акции. Проект находится на начальной стадии.
Morgan Stanley заявляет, что позволяет бизнесам вокруг компании проводить тесты "снизу вверх", используя открытые крупномасштабные языковые модели - большие ИИ-сети, обученные на огромных объемах текста со всего интернета. В апреле банк заявил, что получил патент на модель, использующую ИИ и глубокое обучение для интерпретации, свидетельствуют ли заявления представителей Федеральной резервной системы о смягчении или ужесточении монетарной политики.
Wells Fargo использует крупномасштабные языковые модели для определения информации, которую клиенты должны сообщать регуляторам, а также для улучшения своих бизнес-процессов. Банк также создал помощника для клиентов на основе чат-ботов с использованием платформы Dialogflow от Google Cloud.
Французский банк BNP Paribas использует чат-ботов для ответов на вопросы клиентов, в то время как искусственный интеллект применяется для обнаружения и предотвращения мошенничества и отмывания денег. Схожие задачи у системы Cast, созданной в Societe Generale. Она используется для выявления возможных нарушений на рынках капитала. По утверждениям банка, Cast работает на 26 языках и обрабатывает 2,5 миллиона часов разговоров и 347 миллионов электронных писем в год.
Аналитики Goldman Sachs в мартовском отчете оценили, что 300 миллионов постоянных рабочих мест в мире могут быть сокращены из-за внедрения систем генеративного ИИ. По удар могут попасть 35% позиций в сфере бизнеса и финансовых операций в США.
У искусственного интеллекта есть и недостатки. Например, он дорог в разработке и эксплуатации. Стоимость использования крупномасштабных языковых моделей для ответа на вопрос может составлять до 14 долларов за запрос, в то время как стоимость услуг человеческого юриста составляет около 6 долларов. Это связано с значительными затратами на облачные вычисления, связанные с обработкой сложных финансовых документов. Более детальное исследование будущего генеративных моделей можно найти в исследовании «Генеративные нейросети: восстание машин или новая экономика».