Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Режим санкции ЕС против России – идеологическая война. Помириться не получится даже после завершения СВО

Флаги РФ и ЕС

Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

Евросоюз расширяет экстерриториальный характер ограничений и предлоги, под видом которых вводятся новые санкции против РФ. Систематический характер данной деятельности ЕС и количество уже принятых законов говорит о формировании идеологии продолжения гибридной войны против России, вне зависимости от исхода СВО на Украине.

Совет Евросоюза 8 октября 2024 года объявил о создании "нового механизма для ограничительных мер в ответ на дестабилизирующие действия России заграницей". В рамках данного механизма власти ЕС, как утверждается, рассчитывают принимать санкции "в отношении физических лиц и организаций, участвующих в действиях и политике правительства Российской Федерации, которые подрывают фундаментальные ценности ЕС и стран-членов, их безопасность, независимость и целостность, а также безопасность, независимость и целостность международных организаций и третьих стран". 

В своем заявлении Совет ЕС также пообещал, что "будет бороться с гибридными угрозами, такими, как: подрыв электоральных процессов и функционирование демократических институтов; угрозы и саботаж экономической деятельности, услуг общественной значимости и критической инфраструктуры; использование координированной дезинформации, иностранное информационная манипуляция и вмешательство; вредоносная кибердеятельность, инструментализация мигрантов, а также дестабилизирующая деятельность. 

Представитель главного законодательного органом ЕС в сопровождающем заявлении отметил, что "Евросоюз и его страны-члены, сильно осуждают усиливающуюся кампанию Россию по гибридной деятельности против ЕС, его стран-членов и партнеров". По утверждению ЕС, "эти действия вновь показывают безрассудное и безответственное поведение России, и ее неуважение к международному порядку, основанному на правилах и международному закону". 

Также, по словам чиновника, европейские власти якобы "обнаружили растущее число действий против ЕС, включая кибератаки, кампании по манипуляцию информацией и вмешательства, случаи поджога, вандализма и саботажа, в том числе против нашей критической инфраструктуры, а также инструментализацию миграции и другие подрывные действия". Представитель ЕС добавил, что власти продолжат использовать "гибридный инструментарий ЕС", включая дипломатические и ограничительные меры, а также другие доступные инструменты, чтобы предотвратить, сдержать и ответить на гибридные действия России".

Данные действия и заявления ЕС по объявлению о новых санкций не содержали каких-либо конкретных доказательств прямого или косвенного участия РФ в "гибридных действиях", в которых власти Европы обвиняют Россию. 

Стоит отметить политический и экстерриториальный характер новых ограничений ЕС, поводом для которых могут стать обвинения в действиях, описанные в довольно расплывчатых формулировках. Власти ЕС фактически планируют вводить ограничения против компаний и физических лиц на основе подозрений в деятельности "против интересов ЕС", "а также международных организаций и третьих стран" за пределами Евросоюза. 

Тем самым, поводом для санкций в дальнейшем, если судить по данному заявлению, могут стать некие действия против интересов ЕС не только на территории Европы, но также и в отношении "безопасности, независимости и целостности международных организаций и третьих стран". В подобном виде данные ограничения могут трактоваться как политически мотивированные санкции в принципе за практически любую деятельность за пределами Европы, которая может по тем или иным причинам не понравиться руководству ЕС.  Примерами подобной деятельности могут быть санкции за "вмешательство" России в ситуацию в Грузию, Молдавии или какой-либо другой страны в СНГ или мире в целом.

Разрушение инфраструктуры

Стоит также коснуться аспекта, касающегося "поджога, вандализма и саботажа, в том числе против нашей критической инфраструктуры". 26 сентября 2022 года в результате серии взрывов в исключительных экономических зонах Дании и Швеции были разрушены обе нитки газопровода "Северный поток – 1" и одна из двух ниток газопровода "Северный поток – 2". 

Власти ЕС не только не допустили РФ к расследованию этого инцидента, но и спустя более чем два года после данного происшествия не сообщили о каких-либо результатах разбирательства.

Кибератаки

В отсутствие каких-либо конкретных доказательств Евросоюза относительно "растущего числа кибератак со стороны России" в качестве конкретного примера масштабной кибератаки, произошедшей за последнее время, можно привести хакерскую атаку на сетевые сервисы ВГТРК, произошедшую в ночь на 7 октября 2024 года. 

7 октября европейское подразделение американского издания Politico [доступ к вещанию ограничен на территории РФ – прим. ред.] сообщило: "Представитель правоохранительных органов Украины заявил POLITICO о том, что "украинские хакеры провели крупномасштабную атаку на Всероссийскую государственную телерадиовещательную компанию".

Получив эту информацию от представителя украинских силовых ведомств, явно осведомленного о произошедшем, данное европейское СМИ тем самым фактически стало соучастником киберпреступления, совершенного против ВГТРК в ночь на 7 октября. Сокрытие информации о преступлении, которое может привести к выявлению правонарушителей, является уголовно наказуемым правонарушением во многих странах ЕС. Однако, судя по данному примеру, если преступление совершается против России, европейские журналисты могут избежать какой-либо ответственности.  

Еще одним примером участия ЕС в "гибридных действиях" является проведение различных "хакатонов" – форумов и соревнований – на территории Украины, направленных, как заявляется  "против дезинформации России". Украинское подразделение Немецкого Института имени Гёте в последние годы продолжает организовывать на Украине серию подобных мероприятий под названием Mediengeist. Финансирование этим "хакатонам", по данным портала Eu Neighbours East, обеспечивает Министерство иностранных дел Германии.

Миграция

Еще одним поводом для введения новых санкций против России со стороны ЕС было названа "инструментализация миграции".

В качестве одного из ответных шагов в РФ можно было бы обратить более пристальное внимание на действия самого Евросоюза в данной сфере: в частности, в плане оценки деятельности и финансирования ЕС Международной организации по миграции (МОМ), а также выделения финансирования Евросоюза на образование стран СНГ.

В разделе сайта МОМ, посвященному брюссельскому отделению организации отмечается, что "с 2013 по 2023 годы ЕС регулярно предоставлял финансирование МОМ в сферах возвращения и реинтеграции, переселения и релокации, иммиграции и пограничного управления, защиты, миграции и развития, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации, а также стабилизации сообществ". Также отмечается, что "в 2019–2023 году Европейский союз выделил МОМ $2,718 млрд". На какие именно цели были потрачены данные средства? С учетом заявлений Брюсселя о защите интересов за пределами ЕС было бы нелишним узнать, выделялись ли данные средства для каких-либо стран СНГ. 

Кроме того, Евросоюз также неоднократно выделял средства "на поддержку образования и цифровизации" различным странам СНГ. Данное финансирование, среди прочего, могло также оказать влияние на составление образовательных материалов в странах, получивших данное финансирование. 

В результате, подобные меры в своей совокупности могут оказывать определенное влияние на миграционные потоки из стран СНГ в Россию и формировать определенное отношение мигрантов к РФ.

Гибридные инструменты

Санкции ЕС против РФ, которые вводятся под предлогом борьбы с "гибридными действиями" в данном контексте являются одним из инструментов гибридного давления Евросоюза в отношении России. Оказание многостороннего воздействия на другие государства – в первую очередь, с учетом продолжающихся попыток давления на РФ – за последние годы активно изучается и применяется в ЕС.

Фактически власти ЕС ведут финансирование работы входящих в военный блок НАТО аналитических организаций, которые оценивают и разрабатывают меры воздействия в отношении России и при этом обвиняют РФ в "гибридных действиях".

В октябре 2017 году ЕС и НАТО официально открыли (https://www.eeas.europa.eu/node/33119_ru) Европейский центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам (Hybrid CoE). 

В одной из недавних работ данного Гибридного центра ЕС-НАТО в Хельсинки, посвященной теме санкций против РФ, Россия прямо обозначается как "цель" в самом заголовке и неоднократно в самом тексте доклада. В докладе также отмечается, что "экономические меры должны быть дополнены военными и дипломатическими мерами".

Создание подобных "центров по противодействию гибридным угрозам" в целом является одним из примеров продолжающегося в Европе процесса формирования так называемого "Гибридного инструментария ЕС" (EU Hybrid Toolbox), о котором в Евросоюзе упомянули при объявлении о новых санкциях против России 8 октября 2024 года. Совет ЕС официально призвал организовать этот механизм в марте 2022 года. 

Нидерландский институт международных отношений Клингендаль в декабре 2022 года опубликовал доклад на эту тему. Документ, в частности, обозначает основные компоненты "Гибридного инструментария ЕС", среди которых: 1) превентивные меры; 2) меры по сотрудничеству (объединение со странами со схожими взглядами и координация с НАТО); стабилизационные меры (дипломатия, миссии и операции Европейской политики безопасности и обороны, стратегическая коммуникация); 4) ограничительные меры (отслеживание и санкции); 5) меры помощи и солидарности.

В мае 2024 года Совет ЕС сообщил о дальнейшем развитии "Гибридного инструментария" в виде создания "Гибридных команд быстрого реагирования ЕС". Как отмечается, данные "команды" будут предоставлять помощь странам ЕС и "партнерским странам" в противодействии гибридным угрозам и кампаниям. Еще более любопытна формулировка в заявлении на эту тему со стороны МИД Польши: в сообщении отмечается, что "команды будут созданы из экспертов из стран и организаций ЕС и будут отправляться на краткосрочные миссии в страны, которым потребуется помощь". 

Тем самым, в ЕС продолжают расширять инструментарий по оказанию давления и вмешательства в дела других государств под видом "оказания помощи", "защиты ценностей" и "противодействию гибридным угрозам". 

Действия западных стран в отношении России в целом все более отчетливо приобретают вид идеологической борьбы, причем одностороннего характера. В Конституции РФ не закреплена какая-либо государственная идеология, вместе с тем США и ЕС все чаще прибегают к формулировкам о защите неких "основополагающих ценностей". Судя по все новым ограничениям и обвинениям со стороны западных стран, Россия якобы систематически подрывает данные "ценности". Борьба с властями РФ на территории западных стран, за ее пределами и фактически по всему миру становится на законодательном уровне одной из основных идеологий внешней и внутренней политики Запада.

Читать на сайте »