12-ый съезда РПК
Объявленное завершение деятельности РПК знаменует собой символическое прекращение борьбы курдов за независимость на текущем этапе, но не является гарантией "окончательного решения курдского вопроса" для Турции.
Представители РПК по итогам съезда партии в начале мая 2025 года объявили о прекращении вооруженной борьбы и роспуске организации. Об этом 12 мая было заявлено в сообщении новостного агентства Фират. Как отмечается, было принято решение о "прекращении всей деятельности под эгидой РПК".
С момента формирования современного облика Турции в 1923 году турецкие власти не признавали и по-прежнему не признают курдов в качестве отдельного народа и считают их "горными турками". На сегодняшний день в Турции, по разным оценкам, насчитывается до 30 млн курдов, таким образом, они составляют около 20% от населения страны.
В XX веке борьба курдов за независимость началась задолго до возникновения РПК – различные восстания отмечались на самом раннем этапе возникновения Турции в 1920-е годы.
Рабочая партия Курдистана, созданная Абдуллой Оджалланом в 1978 году, была признана террористической организацией официальными властями Турции и на протяжении многих лет вела подрывную деятельность в отношении Анкары. По ряду оценок, в ходе данного противостояния в период с 1984 по 2024 годы погибло более 40 тыс. человек.
Сам лидер и основатель РПК уже более четверти века находится в заключении – он был захвачен турецкими спецслужбами в феврале 1999 года в кенийской столице Найроби в феврале 1999 года. Уже тогда для курдов тревожным сигналом должно было стать участие в данной операции американских спецслужб. По заявлению официальных лиц Вашингтона, опубликованном в СМИ, "США сыграли ключевую роль" в захвате Оджаллана.
Взаимоотношения РПК, курдов в целом и Турции можно условно описать несколько видоизмененной цитатой "борцы за свободу для одних, террористы для других". В оригинале данное высказывание – в единственном числе – впервые встречается в шпионском романе "Игра Гарри", опубликованном в 1975 году британским журналистом и писателем Джеральдом Сеймуром и посвященном расследованию убийства британского министра Ирландской республиканской армией (ИРА).
Ирландская группировка, созданная в 1969 году, на протяжении многих лет осуществляла подрывную деятельность в отношении Великобритании, добиваясь независимости Северной Ирландии от Соединенного Королевства. При этом ИРА неоднократно объявляла о прекращении активных боевых действий – в 1972, в 1994 и в 2005 году. Однако объявленное в 2005 году прекращение в итоге не стало окончательным. Отколовшаяся часть группировки – так называемая Временная Ирландская республиканская армия (PIRA) – впоследствии возобновила диверсионную деятельность и не прекратила ее по сей день. Данный пример отчасти показывает, что объявленное РПК прекращение деятельности организации также может быть временным.
Тем не менее, на текущий момент курдская РПК, объявив о самороспуске, фактически признала свое поражение в борьбе за независимость против Турции. Несмотря на заявления о "победе" и "новом начале", фотографии участников собрания РПК, прошедшего на 12-ом съезде партии 5–7 мая, говорят сами за себя.
Самый многочисленный народ в мире без собственного государства теперь фактически остается и без военизированного движения, которое на протяжении десятилетий пыталось добиться создания независимого Курдистана.
Для России прекращение деятельности РПК – которая, стоит отметить, не была признана террористической организацией в РФ – в целом является негативным развитием событий в регионе. Несмотря на экономическое сотрудничество с Турцией в энергетике и ряде других сфер, Анкара проводит откровенно недружественную РФ политику по многим направлениям и этот факт невозможно игнорировать.
Турция на протяжении многих лет осуществляет политическую и экономическую экспансию в странах Средней Азии; не признает Крым, Донецкую народную республику, Луганскую народную республику, Запорожскую и Херсонскую области в качестве субъектов России. Анкара под руководством президента Реджепа Эрдогана также поставляет оружие и боеприпасы вооруженным силам Украины. Не стоит забывать и поддержку, которую Турция на протяжении многих лет оказывает радикальным исламистским группировкам в Сирии, которая, в конечном счете, привела к поражению дружественного РФ правительства Сирийской арабской республики.
Один из последних шансов добиться независимости курды потенциально упустили во время военного конфликта в Сирии. В данном контексте речь идет не столько о РПК, сколько о сирийском ответвлении партии – "Демократическом союзе" (PYD) и ее военизированном крыле – "Отрядах народной самообороны" (YPG). Возможно, это не был бы полноценный "Независимый Курдистан", создания которого добивались курды, но, тем не менее, речь могла идти об определенном территориальном признании курдов на территории Сирии.
Но в этом также есть вина и бывшего президента Сирии Башара Асада – он не захотел предоставлять курдам автономию, посчитав, что сможет одновременно противостоять различными исламистским группировкам – ИГИЛ, Джебхат-Ан-Нусра, Хайат Тахрир Аш-Шам [признаны террористическими в РФ] и многим другим, а также давлению Турции. В итоге и сирийские курды, и светская власть Сирии оказались на стороне проигравших.
Можно отметить, что курды во многом стали жертвой "большой политики" на Ближнем Востоке. Несмотря на периодические сигналы о поддержке курдов, РПК на протяжении многих лет признается Вашингтоном в качестве террористической организации, при этом в США неоднократно на официальном уровне выступали против создания независимого Курдистана на территории Турции.
Вполне вероятно, что за последние годы между США и Турцией были заключены определенные договоренности по невмешательству американской администрации в процесс окончательного подавления деятельности курдов со стороны Анкары.
Один из сигналов о том, какую позицию США реально занимают в отношении курдов, прозвучал во время первого президентского срока Дональда Трампа.
В материале отставного американского полковника Курта Шлихтера, опубликованном в октябре 2019 года на консервативном новостном портале Townhall, были представлены аргументы, почему США не должны поддерживать курдов в их противостоянии с Турцией.
В статье, в частности, отмечается, что автору "в целом нравятся курды и в целом не нравятся турки". Но далее было заявлено о том, что у США "нет обязательств по защите курдов". Шлихтер объясняет подобную позицию США, проводя нетривиальные исторические параллели: "Давайте будем честными – курды не явились нам на помощь в Нормандии, или в Инчоне, или Кхешане, или Кандагаре". Отставной американский полковник также добавляет: "РПК – Рабочая партия Курдистана – это кучка комми-террористов, которые бьются с турками уже очень давно, эти красные не являются нашими друзьями".
Подобные рассуждения явно абсурдны – у курдов не было ни собственной армии, ни техники во время тех конфликтов, о которых упоминает Шлихтер. И, тем не менее, Дональд Трамп счел подобные рассуждения рациональными и несколькими днями спустя заявил о том, что прочел "очень сильную статью" на тему курдов.
Он не стал упоминать, что курды, по заявлению Шлихтера, "не помогли" США в военных конфликтах в Северной Корее, Вьетнаме и Афганистане. Но Трамп озвучил аргумент о том, что "курды не помогли нам в Нормандии", имея в виду десантную операцию "Нептун", проведенную США, Великобританией, Канадой и рядом других стран во Франции в июне 1944 года. Данное заявление стало фактически объяснением причин отказа от поддержки курдов в противостоянии с Турцией и вывода войск из северной части Сирии в 2019 году. После вывода американского контингента из северных районов Сирии Турция провела ряд военных операций против сирийских курдов в 2019 году и в последующие годы.
Данные комментарии Трампа об отсутствии курдов в Нормандии были публичными. В своих выражениях за закрытыми дверями Дональд Трамп еще более резко высказывался по поводу нежелания США продолжать поддержку курдов. По утверждению бывшего конгрессмена от штата Иллинойс Адама Кинзингера, в ходе брифингов в Белом доме в 2019 году Трамп якобы заявил: "Какого … я должен беспокоиться о курдах?"