Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Россия – Китай: ключевые совместные проекты

Россия Китай

.

По данным Главного таможенного управления Китая, товарооборот между РФ и КНР в 2022 году увеличился на 29,3% по сравнению с предыдущим годом, достигнув рекордного уровня $190,27 млрд.

На долю России приходилось 3% общего внешнеторгового оборота Китая. По данным Китая, в январе-сентябре 2023 года двусторонний товарооборот увеличился на 29,5%, составив $176,4 млрд, что позволяет предположить, что в 2023 году при сохранении текущей динамики общий объем торговли, вероятно, достигнет $235,2 млрд.

Россия в основном экспортирует в Китай энергоресурсы, металлы, древесину, сельскохозяйственную продукцию и морепродукты. Китай, в свою очередь, импортирует легковые и грузовые автомобили, бытовую электронику, экскаваторы, микропроцессорные блоки, одежду, обувь и другие товары народного потребления.

Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный совместно РФПИ и Китайской инвестиционной корпорацией, действует с 2012 года. Приоритет отдается проектам в секторах энергетики, транспортной инфраструктуры, логистики и сельского хозяйства.

По данным Минэкономразвития России, по состоянию на сентябрь 2023 года Россия и Китай совместно реализовали 79 крупных проектов с общим объемом инвестиций около $170 млрд. По данным генерального консульства Китая во Владивостоке, китайские инвестиции на Дальнем Востоке России в 2022 году превысили $13 млрд.

Россия по итогам первой половины 2023 года поставила в Китай 60,6 млн т нефти, что на 25,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Россия поставляет нефть в Китай по трем основным маршрутам: по ветке нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), через Казахстан, и порта Козьмино на Дальнем Востоке.

Газопровод «Сила Сибири» начал транспортировку газа в Китай в декабре 2019 года. Ответвление к восточным регионам Китая построено на российско-китайской границе в районе городов Благовещенска и Хэйхэ. В 2021 году по этому трубопроводу «Газпром» поставил в Китай 10,39 млрд кубометров газа, в 2022 году — 15,5 млрд. Важным шагом стало строительство газоперерабатывающего завода в городе Свободном. Первая линия была запущена в июне 2021 года, выход на полную проектную мощность (42 млрд кубометров в год) ожидается к 2025 году.

Вторая стадия проекта предполагает увеличение поставок в Китай по «Силе Сибири» до 50 млрд кубометров газа. Маршрут проходит через западную Монголию в провинцию Синьцзян. Стадию технико-экономического обоснования проект прошел в январе 2022 года, хотя контракт на поставку газа еще не подписан.

Третий проект предполагает поставку газа с шельфа острова Сахалин по строящемуся газопроводу «Сила Сибири-3» в города Дальнереченск и Хулин. В феврале 2022 года «Газпром» и CNPC подписали соглашение о поставке по этому маршруту 10 млрд кубометров природного газа ежегодно в течение следующих 30 лет.

В период с 1998 по 2018 год подразделение «Росатома» , «Атомстройэкспорт», построил на Тяньваньской АЭС четыре энергоблока с реакторными установками ВВЭР-1000. Их общая стоимость оценивается примерно в $3,5 млрд. Ядерное топливо для этой АЭС поставляет Россия по контракту стоимостью $1 млрд до 2025 года. 7 марта 2019 года подписан генеральный контракт на строительство 7-го и 8-го энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 новейшего поколения 3+. 5-й и 6-й блоки Китай строит по собственному проекту.

Коридор «Европа-Западный Китай» является крупнейшим транспортным проектом. Протяженность автомагистрали составляет около 8500 километров, из них 2200 километров по России, 2800 километров по Казахстану и 3500 километров по Китаю. Строительство началось в 2008 году и по планам завершится к 2024 году. Ожидаемый объем грузоперевозок составит 33 миллиона тонн в год. Инвестиции китайских компаний оцениваются в $1,53 млрд.

Автомобильный мост и канатная дорога через реку Амур между Благовещенском и Хэйхэ открылись в августе 2020 года. Общая стоимость проекта оценивается в $204,18 млн. Мост был открыт для грузового движения в июне 2022 года.

Читать на сайте »