Ряд направлений сотрудничества между Россией и Пакистаном являются перспективными как в плане потенциального улучшения экономических, так и внешнеполитических связей между двумя странами.
Отношения между Москвой и Исламабад в целом находятся на подъеме, во время руководства премьер-министра Пакистана Имрана Хана они получили новый импульс, кабинет министров действующего главы пакистанского правительства Шахбаза Шарифа также демонстрирует желание к расширению взаимодействия с РФ.
Объем торговли между РФ и Пакистаном пока остается сравнительно небольшим – в 2023 году в долларовом эквиваленте он составил $1 млрд. Основными наименованиями экспорта Пакистана в Россию стали одежда, текстиль, цитрусовые, медицинское оборудование и ряд других товаров. Из РФ в Пакистан в основном поставляются пшеница, бобовые, нефть и ряд других видов топлива. В 2024 году ожидается увеличение показателя взаимной торговли, власти обеих стран в целом рассчитывают на повышение объемов товарооборота в дальнейшем – для этого есть определенные предпосылки.
Транспорт и логистика
Соглашение между РФ и Пакистаном об автомобильном сообщении, которое было заключено в ноябре 2022 года и вступило в силу в 2023 году, позволило начать автомобильные перевозки между двумя государствами.
В рамках соглашения в июле 2023 года в Пакистан из РФ прибыли первые грузовики с партией бобовых, пряжи и других товаров через контрольно-пропускной пункт "Торхам" на афгано-пакистанской границе. В марте 2024 через автомобильный пункт пропуска Яраг-Казмаляр на границе РФ и Азербайджана, который входит в состав международного транспортного коридора "Север–Юг", года из Пакистана в Россию проследовали 16 грузовых фур с мандаринами.
На полях первого транспортного форума стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 1 ноября 2023 года был подписан меморандум о создании международного транспортного коридора "Белоруссия – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан".
Президент РФ Владимир Путин на встрече с ветеранами-строителями Байкало-Амурской магистрали, проводившейся совместно с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в апреле 2024 года, предложил "всем заинтересованным государствам" присоединиться к транспортному проекту "Север–Юг". Власти Пакистана выразили желание участвовать в данном проекте.
7 июня 2024 года на полях Петербургского международного экономического форума министерство транспорта РФ и министерство железных дорог Пакистана подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта. В рамках данных договоренностей стороны создали рабочую группу по реализации тестовых перевозок железнодорожным транспортом с использованием ж/д инфраструктуры МТК "Север–Юг".
Присоединение Пакистана к транспортному коридору позволит, по ряду оценок, снизить общие расходы МТК "Север–Юг" на 20% за счет сквозного железнодорожного пути на южном участке, а также сократить сроки товарных поставок. В рамках вступления Пакистана в данный проект Россия могла бы принять участие в модернизации ж/д ветки Кветта – Тафтан, соединяющей внутренние районы Пакистана с границей страны с Ираном.
3 декабря министр транспорта РФ Роман Старовойт провел переговоры с министром энергетики Пакистана Сардаром Легари – министры обсудили ожидаемую тестовую отправку контейнерных составов из Пакистана по МТК "Север–Юг".
Власти РФ и Пакистана также ведут переговоры о начале прямого авиасообщения. 5 декабря представители двух стран провели консультации по данному вопросу.
Основной объем грузов из РФ в Пакистан доставляется морским транспортом. За счет морских перевозок России за последние несколько лет существенно увеличила поставки пшеницы в Пакистан. В начале 2024 года РФ стала главным экспортером пшеницы в страну, в I квартале года объем поставок достиг 1 млн тонн.
В морских перевозках грузов между Россией и Пакистаном в целом за последние годы наблюдается явная тенденция по увеличению объемов. В 2023 году объем морских грузоперевозок между странами вырос в два раза. В 2024 году ожидается дальнейшее повышение показателей – за первое полугодие года было перевезено на 25% грузов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Энергетика
Одним из перспективных проектов, который пока не был реализован остается строительство газопровода в Пакистане. В 2015 году Москва и Исламабад подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода "Север-Юг". Проект предполагает соединение порта Карачи с северными районами Пакистана. В 2021 году проект был официально переименован в "Пакистанский поток". Начало строительства проекта неоднократно откладывалось, однако РФ и Пакистан в целом не отказываются от его реализации. В комментарии 5 декабря 2024 года министр энергетики Пакистана Сардар Легари заявил о том, что стороны пока "находятся на начальной стадии обсуждения газопровода".
В 2023 году Пакистан заказал у России первую поставку нефти марки Urals в объеме 100 тыс. тонн. Правительство Пакистана разрешило компаниям заключать прямые контракты с экспортерами нефти РФ. На заседании межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству России и Пакистана в начале декабря 2024 года заместитель министра энергетики РФ Роман Маршавин отметил, что поставки нефти из РФ в Пакистан продолжаются, при этом стороны обсуждают вопрос об увеличении их объемов.
Военно-техническое сотрудничество
В предыдущие годы Россия намного более активно сотрудничала в сфере ВТС с Индией. Однако по мере того, как индийские власти взяли курс на более тесное взаимодействие с другими странами в оборонной сфере между РФ и Пакистаном также могут появиться возможности для расширения военно-технического сотрудничества – даже несмотря на то, что основным партнером в ВТС для Карачи остается Пекин.
Доля Китая в импорте оружия и военной техники Пакистаном в 2019–2023 годах, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), шведского аналитического центра, составила 82%, при этом Пакистан в целом вошел в топ-5 стран мира по объемам импорта оружия. РФ может предложить Пакистану диверсифицировать спектр импортируемой продукции, сократив зависимость от Пекина.
В 2014 году власти РФ отменили ранее введенное эмбарго на поставки оружия Пакистану. В 2015 году был заключен контракт на поставку небольшой партии вертолетов Ми-35. В 2021 году были заключены контракты на поставку Пакистану российских противотанковых комплексов, средств ПВО, а также стрелкового оружия.
Власти Пакистана выражают интерес в дальнейшем расширении военно-технического сотрудничества между Москвой и Исламабадом. В феврале 2024 года в интервью РИА Новости об этом заявил председатель комитета по обороне Сената Пакистана Мушахид Хусейн Сайед.
Данные комментарии, а также примеры последних лет показывают, что перспективы дальнейшего улучшения взаимодействия между РФ и Пакистаном есть не только на экономическом, но и военно-политическом треке.
Совместные объединения
В 2016 году Россия и Пакистан впервые в истории двух стран провели совместные военные учения – "Дружба–2016". После этого ВС РФ и Пакистана провели серию данных учений – как на территории России, так и на территории Пакистана. Учения проходили как в формате взаимодействия сухопутных сил, так и в рамках военно-морских соединений, в частности, в формате учений "Аман–2021".
В июне 2017 года Пакистан вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества, при этом процесс присоединения к организации фактически стартовал на заседании ШОС под председательством РФ в Уфе в 2015 году. Россия поддержала заявку Пакистана на вступление в организацию в 2011 году.
Власти Пакистана также проявляют интерес к присоединению к БРИКС+. Официальную заявку на вступление в организацию Исламабад подал в 2024 году. Пакистан не вошел в число государств, вошедших в категорию "стран-партнеров БРИКС" в этом году, данный статус получили: Алжир, Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Индонезия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция, Уганда, Узбекистан. Однако вполне вероятно, что Пакистан войдет в следующую группу государств, которые присоединятся к организации в данном статусе. В ноябре 2024 года спикер Национального собрания Пакистана Сардар Аяз Садик отметил, что "российское правительство действительно поддерживает" Пакистан в его стремлении присоединиться к БРИКС.