Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Сближение Индии и Китая – начало "перезагрузки" из-за неоколониальной политики Трампа

Прредседатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Республики Индии Нарендра Моди во время церемонии встречи лидеров БРИКС.

Григорий Сысоев/ТАСС

Руководство двух стран начинает предпринимать более активные попытки урегулирования существующих противоречий и выстраивания более конструктивного сотрудничества с учетом продолжающихся угроз для экономической и национальной безопасности стран от действий администрации США.

Несмотря на совместное участие обеих стран в основании БРИКС в 2009 году, а также заключение "Индийско-Китайского стратегического и кооперативного партнерства ради мира и процветания" в 2005 году, между Нью-Дели и Пекином на протяжении долгого времени сохранялись напряженные отношения. Две крупнейшие в мире страны по населению на протяжении многих лет фактически являются соперниками – причем, в перспективе не только в Юго-Восточной Азии, но и на глобальном уровне. Между сторонами также происходили столкновение на различных пограничных участках в 2020 и 2022 годах. 

Тем не менее, 2025 год может войти в современную историю отношений Индии и Китая в качестве отправной точки по сближению двух государств. После определенного "потепления" на дипломатическом уровне также начали проявляться и первые более конкретные улучшения в торговле и транспортном сообщении. 

В январе 2025 года страны договорились о возобновлении прямого авиасообщения, которое было прервано в феврале 2020 года. 19 августа индийское издание Economic Times сообщило о том, что Китай отменил прежние экспортные ограничения для Индии в сегменте удобрений, редкоземельных магнитов и минералов, а также буровых машин. Просьба об отмене данных ограничений со стороны Нью-Дели была озвучена в ходе встречи главы МИД Индии Субраманьяма Джайшанкара с его визави из МИД КНР Ван И в июле этого года. В ходе визита главы МИД Китая в Индию 18–20 августа было также объявлено о создании рабочей группы по демаркации границ между странами.  

В долгосрочной перспективе улучшение экономического и политического взаимодействия между Индией и Китаем отвечает интересам обеих стран в большей степени, чем сохранение "пассивно-агрессивного" соперничества. Одним из основных факторов в улучшении отношений двух стран, по многим оценкам, стали действия администрации Трампа с применением угроз и импортных пошлин.

По утверждению агентства Bloomberg, власти Китая в марте начали "прощупывать почву" на предмет улучшения связей с Нью-Дели, когда председатель КПК Си Цзиньпин якобы  направил письмо президенту Индии Драупади Мурму.

Министерство иностранных дел КНР в комментариях агентству заявило о том, что "улучшение китайско-индийских отношений в общих интересах обеих стран и является результатом совместных усилий обеих сторон". При этом в МИД КНР заявили, что со стороны руководства Китая не было направлено никакого письма, о котором заявили в Bloomberg. По утверждению внешнеполитического ведомства КНР, процесс "перезагрузки" отношений начался благодаря встрече Си Цзинпиня и Нарендры Моди в рамках форума БРИКС, проведенного Россией в Казани в октябре 2024 года.

Следующая встреча на высшем уровне между лидерами двух стран состоится в ближайшие дни. Посещение Китая премьер-министром Индии Нарендры Моди и его участие в форуме ШОС станет первым официальным визитом в КНР со стороны индийского руководства за последние 7 лет.  Это будет вторая личная встреча лидеров Индии и Китая менее чем за год и обе встречи проходят в рамках мероприятий организаций, которые были созданы развивающимися странами. 

В официальном заявлении премьер-министра Индии отмечается, что Моди "с нетерпением ждет встречи с президентом Си Цзинпинем, президентом Путиным и другими лидерами на полях саммита".

Американские СМИ уже начали освещать происходящее как "выигрыш для Китая", что можно расценивать как очередную попытку игнорирования собственных интересов Индии. В пользу этого можно отметить комментарии Никки Хейли, занимавшей должность постоянного представителя США при ООН во время первого президентского срока Трампа. В статье Newsweek 20 августа Хейли, дочь индийских иммигрантов, которые в середине 1960-х сначала переехали из Индии в Канаду, а затем в США, заявила о необходимости сохранения тесных связей между США и Индией. По ее словам, "Индия и Китая являются недружественными соседями, у которых есть конфликт экономических интересов и сохраняются территориальные споры". Кроме того, Хейли заявила, что "в интересах Америки помочь Индии противостоять все более агрессивному северному соседу, как в экономическом плане, так и в военном". Бывший постпред США при ООН также добавила, что "в краткосрочной перспективе помощь Индия необходима США для переноса критически важных производственных цепочек подальше от Китая".

В подобных заявлениях вполне явно выражается идея о том, что США рассчитывают и дальше использовать Индию в качестве противовеса Китаю. Сохранение напряженных отношений между двумя крупнейшими по численности населения странами мира, которые при этом обладают довольно крупным арсеналом ядерного оружия, вполне возможно, отвечает национальным интересам США. Однако отвечает ли долгосрочное сохранение подобной ситуации национальным интересам Индии и Китая?

США являются главным торговым партнером Индии, в 2024 году объем взаимной торговли двух стран достиг $129 млрд. Однако, товарооборот Индии и Китая, несмотря на различные ограничения, является практически сопоставимым: в 2024 году показатель составил $128 млрд. При этом в 2025 году президент США предпринял попытку воспользоваться повышенным уровнем экономического взаимодействия индийской и американской экономик, в целях шантажа Нью-Дели. Трамп потребовал от властей Индии прекратить закупки российской нефти и применил импортные пошлины в размере 50% в отношении индийских товаров после отказа выполнять его требование. 

Можно отметить, что в данной ситуации в целом проявляется одна из ключевых проблем  развивающихся стран: у них нет общей позиции в рамках БРИКС и они продолжают попытки "договориться" с США по отдельности. Попытки давления со стороны США не прекратятся даже после заключения каких-либо сделок. Пример применения импортных пошлин США в отношении Канады и Мексики – несмотря на трехстороннее торговое соглашение USMCA, которое было подписано во время первого срока Трампа в 2018 году, – вполне наглядно демонстрирует условный характер договоренностей с американскими властями.

Трамп в целом прямым текстом заявляет о том, что собирается "возвращать величие Америки" за чужой счет, применяя повышенные импортные пошлины, и заключая сделки, в рамках которых США собирают "дань" с других стран в виде инвестиций в американскую экономику. 

"Миролюбивый" подход или геополитическое "непротивление злу насилием", которое до сих пор демонстрировали развивающиеся страны в ответ на экономическое давление Вашингтона, во многом скрывает нежелание властей принимать серьезные меры и открыто выступать против интересов США. Данная стратегия, или, скорее, ее отсутствие, рано или поздно продемонстрирует  свою несостоятельность, при этом нерешительность руководства стран БРИКС со временем будет обходиться им все дороже. 

Странам объединения пора переходить к более тесному взаимодействию – как в плане выстраивания собственной финансовой инфраструктуры, так и выработки совместных мер противодействия внешнему давлению. Если Нью-Дели и Пекин, а также другие участники БРИКС не будут стараться решать взаимные претензии и спорные вопросы самостоятельно – третьи страны, в лице США, а также Великобритании и ЕС продолжат попытки играть на противоречиях между развивающимися государствами.

Властям развивающихся стран также стоит почаще публично напоминать о том, какую деятельность на протяжении предыдущих столетий осуществляли Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция и другие европейские страны на различных континентах мира – от Латинской Америки и Африки до Индокитая и Тихоокеанского региона. Экономическое давление и потенциальное разжигание региональных конфликтов, которым в настоящее время занимается администрация Трампа, являются прямым продолжением западных колониальных преступлений прошлого. Прежнее "величие" США и подавляющего числа всех западных государств основаны на систематическом ограблении остального мира посредством различных "выгодных сделок", которые были навязаны странам в результате военных действий, финансового или торгово-экономического шантажа. Участие в "возвращении величия Америке" сегодня – это добровольное закрепление вассального статуса государств. 

Вмешательство властей США в торговые отношения развивающихся стран, а также попытки ограничения их экономического и технологического прогресса рано или поздно заставят руководство стран БРИКС перейти к более тесному взаимодействию и активному противостоянию подобной политике. Вполне вероятно, что в Индии и Китае все активнее зреет понимание того, что, чем скорее начнется данный процесс, тем меньше возможностей будет у властей США для продолжения реализации грабительского подхода в отношении развивающихся стран в дальнейшем.

Читать на сайте »