Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Скрытая коридорная война: действия США против Ирана как преграда проектам России и Китая

Иран, дорога

.

Конфликт Израиля и Ирана, в который вступила администрация США, даже после завершения может поставить под угрозу долгосрочные договоренности и инвестиции РФ и КНР в Иране. 

Россия и Китай уже достаточно давно обозначили свои приоритеты относительно стратегического характера развития отношений с Ираном и начали выделять серьезные инвестиции для реализации совместных проектов. За последние годы между Тегераном, Москвой и Пекином произошла активизация сотрудничества в военно-технической сфере, энергетике и экономике в целом. 

Совместные инициативы РФ, Китая и Ирана имеют повышенное значение для их национальных интересов. Повышенная значимость крупных инфраструктурных проектов превращает их в одну из первостепенных целей в условиях обострения геополитического противостояния в мире. США и другие страны, заинтересованные в подрыве данных интересов, предпринимают определенные действия для создания преград и проблем на пути их реализации. 

Стремление ослабить данное взаимодействие, а также остановить совместную реализацию крупных транспортных проектов потенциально может являться одной из причин давления США на Тегеран.

Международные торгово-транспортные коридоры

Источник: worldmarketstudies.ru

В случае успеха попытка военного давления на Иран с потенциальной целью свержения действующего правительства может ослабить энергобезопасность Китая и нивелировать усилия Москвы и Пекина в сфере развития торговых и транспортных связей с другими регионами мира.

Создание очагов нестабильности на пути следования маршрутов коридоров России и Китая  можно рассматривать как некую задачу-минимум, которой придерживаются их геополитические соперники.  

Россия ранее уже столкнулась с уничтожением инфраструктуры в энергетике в виде диверсии на ветках газопроводов "Северный поток–1" и "Северный поток–2". Ответственность за данные подрывные действия – по его собственным заявлениям – дважды взял на себя Дональд Трамп: сначала в качестве кандидата в президенты США, а затем уже в статусе повторно избранного лидера государства. 

"Север – Юг"

Реализация международного транспортного коридора "Север – Юг", проект которого был разработан в России еще в 1999 году, началась в 2000-х годах, однако заметный импульс проект получил после аварии на Суэцком канале в 2021 году, а также с началом СВО на Украине в 2022 году. 

Общая протяженность МТК "Север – Юг" от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи составляет около 7200 км. В рамках проекта предполагается создание трех ветвей: западной, восточной и транскаспийской. Данные ветви сходятся в портах на юге Ирана (Бендер-Аббас, Чабахар), откуда в дальнейшем грузы отправляются и/или прибывают в Индию, а также страны Персидского залива, Восточной Африки и других регионов.

Необходимо отметить, что как российский, так и китайский транспортные проекты в перспективе могут заметное усилить позиции Ирана на Ближнем Востоке – как экономические, так и геополитические. В 2022 г. власти Ирана заявили о том, что развитие транзитных логистических маршрутов через страну в дальнейшем может принести больше доходов, чем экспорт нефти и нефтепродуктов. Об этом, в частности, заявлял вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер.

С возвращением Дональда Трампа к власти в США основной вектор внешнеполитического давления США на какое-то время сместился от России в сторону Китая. В результате противодействие развитию связей Ирана с Китаем и их совместным проектам становится одной из ключевых целей американских властей – с учетом роли Тегерана как одного из ключевых союзников КНР на Ближнем Востоке.

Маршрут "Одного пояса, одного пути" через Иран

Транспортный сухопутный маршрут через Иран – одно из многих направлений проекта Китая "Один пояс, один путь". Первые прямые железнодорожные перевозки в тестовом режиме в рамках проекта между КНР и Ираном состоялись в 2016 году. Уже тогда было зафиксировано преимущество данных поставок отдельных грузов подобным маршрутом – время доставки сокращалось до 14–15 дней по сравнению с морскими перевозками по традиционному маршруту через Малаккский пролив, занимавшими 30 дней.

В конце мая 2025 года данный маршрут, по данным иранских СМИ, был объявлен официальном открытым. 

В Тегеране также отметили, что новый маршрут предлагает ключевое решение "для защиты двусторонней торговли между Ираном и КНР от щупалец американской гегемонии". Сухопутный коридор между странами не сможет в полной мере дублировать объемы морского товарооборота – в частности, в плане поставок нефти. И, тем не менее, данный проект, – как и МТК "Север – Юг" является наглядным примером последовательного и успешного взаимодействия ведущих развивающихся стран. Стоит также напомнить, что за последние годы помимо реализации данного маршрута между КНР и Ираном также произошло серьезное укрепление экономических и энергетических связей. В 2021 году Пекин и Тегеран подписали соглашение о сотрудничестве сроком на 25 лет и объемом в $400 млрд. В состав соглашения входят поставки нефти и нефтепродуктов в Китай по сниженным ценам. КНР импортирует нефть и нефтепродукты из Ирана в объеме около 1,7 млн баррелей в сутки – это около 1/3 от всего объема нефти, которую Китай закупает в странах Ближнего Востока. В случае дальнейшей эскалации ситуации вокруг Ирана, как отмечают в издании Wall Street Journal, "Китай может оказаться отрезанным от поставок дешевой иранской нефти".

Помимо потенциального создания проблем для энергетической безопасности КНР и проектов Пекина и Москвы в Иране геополитические соперники России и Китая также ведут разработку альтернативного транспортного маршрута через Ближний Восток. Вместо Ирана на роль определенного "хаба" в данном проекте претендует ни кто иной, как атаковавший его 13 июня Израиль.

"Индия – Ближний Восток – Европа"

Проект транспортного коридора IMEC (India–Middle East–Europe Economic Corridor) официально был представлен в сентябре 2023 года еще в рамках администрации Байдена. На полях саммита G20 в Нью-Дели был подписан меморандум о взаимопонимании между Индией, США, Германией, Италией, ОАЭ, Саудовской Аравией, Францией и ЕС. Впоследствии Израиль присоединился к проекту. 

Вернувшись к власти Трамп отказался от реализации многих внутренних и внешнеполитических и экономических инициатив Байдена. Но данный проект формально пока остается в силе. В феврале 2025 года в рамках встречи с премьер-министром Нарендрой Моди президент США назвал еще не открывшийся коридор "Индия – Ближний Восток – Европа" как величайшей торговым путем за всю историю. Тем самым Трамп показал, что в будущем хотел бы лишить данного статуса китайский "Великий шелковый путь" – а заодно и его современную итерацию в виде "Одного пояса, одного пути".

Прямую выгоду от данной инициативы преимущественно могут получить страны, через который проходит коридор "Индия – Ближний Восток – Европа". Для США интерес в его реализации скорее заключается в потенциальном создании помех Китаю в виде альтернативного торгового маргрута из Азии в Европу. Дополнительные "бонусы" для Вашингтона – дальнейшее вовлечение Индии в орбиту западных стран, вступление Саудовской Аравии по мере развития проекта в "Авраамские договоренности" с Израилем, а также получение крупных инфраструктурных контрактов для американских компаний.  

Создание конкурирующих проектов транспортно-торговой инфраструктуры, как уже отмечалось, можно рассматривать как еще один пример фрагментации мировой экономики, разделения на соперничающие друг с другом блоки государств. В целом, пока Россия и Китай продолжают двигать фигуры на поле мировой геополитики, Израиль, США, а также страны ЕС начинают демонстрировать все более явную склонность к другой стратегии: переворачивание шахматной доски и использования ее для нанесения ударов по соперникам.

Читать на сайте »