Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Снижение кредитного рейтинга США: ни демократы, ни республиканцы не могут сбалансировать бюджет и ослабить зависимость американской экономики от долга

Доллар США в увеличительное стекло

Zuma\TASS

Комментарии рейтингового агентства Moody’s о неспособности различных администраций США остановить рост госдолга потенциально являются еще более негативными и предвещают больше проблем, чем утрата последней наивысшей кредитной оценки американскими долговыми обязательствами.

Решение о снижении суверенного кредитного рейтинга США с уровня "Aaa" до "Aa1", принятое агентством Moody’s 16 мая, можно отметить как очередной сигнал о продолжающейся переоценке финансового статуса американской экономики. 

Проблемы хронических превышений расходов над доходами, стагнация налоговых поступлений и увеличение долговой нагрузки преследуют США на протяжении многих лет и свою лепту в нее внесли самые различные факторы, которые не были упомянуты в заявлении Moody’s. 

Один из поворотных моментов, помимо многочисленных геополитических авантюр и войн США на Ближнем Востоке и других регионах, стал финансовый кризис 2008 года. После этого Федеральная резервная система США начала регулярно прибегать к программам "количественного смягчения" или печатания денег, а в Вашингтоне начали заметно увеличивать госрасходы в целях стимулирования экономики.

Свой вклад в кризис внесли и сами рейтинговые агентства в лице Fitch, Moody’s и S&P. Все три крупных американских рейтинговых агентства оказались замешаны в скандалах с недостоверными рейтингами, были ответчиками в судебных процессах и были оштрафованы за несоответствие их оценок реальному состоянию и надежности различных производных финансовых инструментов, обеспеченных ипотечными ценными бумагами.

Большинство фондов, которые инвестировали средства в США в соответствии с наивысшей оценкой долговых обязательств, как отметили в Reuters, "пересмотрели свои рекомендации после снижения рейтинга США со стороны S&P".

Доля США в мировом государственном долге

Источник: worldmarketstudies.ru

В S&P понизили оценку американских гособлигаций на одну ступень с "ААА" до "АА+" почти 14 лет назад: в августе 2011 года. На фоне данного решения, а также кризисной ситуации в связи с затянувшимся повышением планки госдолга США фондовые рынки тогда отреагировали серьезным обвалом: индекс S&P 500 упал на 6%. При этом в целом на фоне данного негативного фона общее падение индекса за довольно короткое время составило около 16%.

Решение Fitch Ratings снизить кредитную оценку США в августе 2023 году с "ААА" до "АА+" было встречено рынками намного мягче.

Объявление со стороны Moody’s, опубликованное после закрытия рынка акций США в пятницу, 16 мая, не привело к обвалу американских фондовых индексов в понедельник. Данная реакция, с одной стороны показывает, что подобное решение больше не рассматривается как некий серьезный "шок".

Риски увеличения госдолга США, о которых заявили в агентстве в 2023 году, предупреждая о возможности пересмотра рейтинга, как было отмечено, были известны задолго до этого и все более отчетливо начали проявляться после 2008 года. Тем не менее, в подобной сдержанной реакции инвесторов можно прочесть молчаливое согласие с оценками о том, что "сменяющие друг друга администрации и созывы конгресса США не смогли одобрить необходимые меры для прекращения развития тенденции по крупным дефицитам бюджета и растущим процентных платежам". 

Процентные выплаты по госдолгу США

Источник: worldmarketstudies.ru

Процесс потери наивысшего кредитного рейтинга долговых обязательств США по версии крупнейших рейтинговых агентств растянулся на 14 лет. Есть довольно высокая вероятность того, что на этом падение финансового качества американских гособлигаций – с учетом общей долговой нагрузки, бюджетных расходов и других показателей – на этом не остановится. По мере того, как следующие администрации Белого дома будут ставить новые рекорды по процентным платежам и зависимости американской экономики от долга в 2030-е годы вполне вероятно продолжится и снижения кредитного рейтинга США.

В ближайшей перспективе свою руку к данному процессу приложит президент Трамп. С его подачи обсуждается законопроект с различными налоговыми льготами для стимулирования экономики США. По оценкам НКО "Комитет по ответственному федеральному бюджету", в текущей версии выполнение мер из законопроекта обойдется бюджету США примерно в $2,7 трлн в течение следующих 10 лет.

По оценкам управления Конгресса США по бюджету (CBO), которые были опубликованы в январском докладе организации, дефицит бюджета США в 2025 году составит $1,9 трлн. На фоне сохранения ежегодных дефицитов процесс повыения госдолга также будет продолжаться. По прогнозам CBO, к 2029 году показатель госдолга к ВВП США достигнет уровня в 107%, тем самым превысит значения, которые наблюдались в американской экономике в начальные годы после Второй мировой войны. Данные параллели, мягко говоря, показывают, что в американской экономике "что-то не так". Долговая нагрузка США в ближайшие годы превысит отметку, наблюдавшуюся 80 лет назад по итогам самого разрушительного военного конфликта в современной истории человечества. К 2035 году госдолг США, согласно оценкам, увеличится до 118% от ВВП страны.

Прогнозируемый дефицит США, 2022-2035гг

Источник: worldmarketstudies.ru

С увеличением госдолга США продолжают расти и процентные платежи. Как уже отмечалось, по оценкам CBO, в 2024 году они составили $881 млрд, превысив ряд крупных федеральных программ в бюджете США.


В Институте мировой экономики Петерсона отмечают, что, согласно прогнозам бюджетного управления конгресса, в 2025 году процентные платежи вырастут до $952 млрд. В целом в период с 2025 по 2035 годы размер процентных платежей, которые правительство США будет должно осуществить по долговым обязательствам, составит $13,8 трлн.

В исследовательском институте отмечают, что данная сумма "превышает любой 10-летний период [в истории США] и с поправкой на инфляцию почти в два раза выше потраченных средств в этих целях за последние 20 лет". В организации отмечают, что данная сумма "примерно равна $40,5 тыс. в пересчете на каждого гражданина страны", и "почти в 5 раз больше размера ущерба со стороны 403 крупных природных катастроф, которые произошли в США с 1980 года и в рамках которых общий ущерб превышал $1 млрд". 

Повышение госдолга США и растущие процентные платежи уже отражаются на внутренней и внешней политике США. Из-за того, что обслуживание госдолга стало отдельной и постоянно растущей статьей федерального бюджета у американских властей в буквальном смысле меньше возможностей на другие расходы, в частности, в сфере здравоохранения и социального обеспечения. 

Появление в США таких структур как министерство повышения эффективности (DOGE), сокращение численности госаппарата и расходов на "мягкую силу" в рамках агентства США по международному развитию (USAID) – это отражение усилий властей найти "лишние" расходы в бюджете. При этом пересмотр торговых отношений со многими странами можно трактовать как стремление увеличить налоговые поступления за счет попытки добиться переноса производств в США.

Рост американского госдолга в определенном смысле уже перестал быть внутренней проблемой США – последствия от данного феномена затрагивают и другие государства. За счет неуклонного увеличения объема госдолга США де-факто "экспортируют инфляцию" в мировую экономику. 

США практически с самого начала XXI века перешли из разряда "острова стабильности" в источник финансовых шоков для всего мира. В последние годы к факторам дестабилизации, которые несут США для других государств, также добавились резкие изменения политического курса и обострение торговых конфликтов с каждым новым электоральным циклом.  

Соотношение долга к ВВП стран в 2000 и 2024 г.

ИИМР

Одним из следующих кандидатом на утрату высшего кредитного среди развитых стран может стать Германия. По отдельным оценкам, 2020-е годы могут стать "потерянным десятилетием" для ФРГ на фоне стагнации в экономике. Тенденции замедленного экономического роста и повышение зависимости от долга, вполне вероятно, в дальнейшем будут продолжаться среди многих развитых стран в целом – в том числе из-за продолжения процессов фрагментации мировой экономики на отдельные соперничающие блоки. 

Сохранение повышенной роли доллара и подконтрольной США и западным странам финансовой инфраструктуры в дальнейшем все более явно будут являться источником проблем и рисков, а не решений для многих стран мира.

Читать на сайте »