Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Стратегическая значимость Африки для Китая: использование портов двойного назначения в военных целях

Порт Лекки в Нигерии

https://lekkiport.com/


В США опасаются дальнейшего усиления военного присутствия ВМС НОАК в Африке, отмечая большое количество проектов строительства морской инфраструктуры с участием Китая, а также увеличение заходов военных кораблей КНР и военно-морских учений. 

По данным Африканского центра стратегических исследований при Минобороны США, власти КНР напрямую участвуют в развитии 1/3 от общего числа морских портов стран Африки: государственные компании Китая принимают участие в 78 из 231 портов Африки "в качестве строителей, финансистов или операторов" данных объектов инфраструктуры. 

В аналитическом центре при Пентагоне отмечают, что подобная концентрация госкапитала в морской инфраструктуре со стороны Китая "намного выше, чем где-либо еще в мире", указывая на наличие 24 портов, построенных или управляемых компаниями КНР в Азии и 10 портов в странах Латинской Америки. 

Активизация экономических связей между Китаем и странами Африки в виде начала реализации крупных инфраструктурных проектов прослеживается с 1970-х годов. Дополнительным импульсом для более широкого экономического присутствия китайских компаний на Африканском континенте стала стратегия "Выход во внешний мир" (Go Out), начало которой объявил бывший генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь в 2000 году. Масштабный инфраструктурный проект "Один пояс – Один путь", запущенный действующим председателем КНР Си Цзинпинем в 2013 года фактически стал продолжением реализации данной стратегии. 

Действующие порты и проекты портов стран Африки с участием КНР

Источник: worldmarketstudies.ru

Одновременно с укреплением экономических и политических связей Пекина и стран Африки власти КНР также формируют условия для более активного военного присутствия Китая в африканских государствах. В данном контексте создание портов двойного назначения с возможностью захода военных кораблей ВМС НОАК, а также увеличением совместных военных учений с африканскими странами и другими дружественными Китаю государствами является частью стратегии КНР по защите своих экономических интересов.

По данным Африканского центра стратегических исследований, с 2000 года Китай принял участие в 19 военно-морских учений в Африке, в целом с начала XX века корабли ВМС НОАК совершили 55 заходов в порты африканских стран. Военные корабли Китая заходили почти в половину (36) портов из 78 портов стран Африки, в которых в том или ином качестве присутствует госкапитал КНР. В 2017 году Китай по договоренности с Джибути открыл военно-морскую базу в порту Дорале. 

По мнению американских властей, КНР вскоре собираются открыть новую базу ВМС в одной из стран Западной Африки. В феврале 2024 года издание WSJ со ссылкой на источники в администрации Байдена сообщило о том, что у США якобы есть сведения о планах Китая по созданию новых военно-морских баз – в Габоне и Эквиториальной Гвинее.

Данная информация пока не подтвердилась, при этом власти КНР и отмеченных африканских стран опровергли наличие подобных планов. Военно-политическая целесообразность открытия новой базы ВМС НОАК на западном побережье Африки в целом выглядит довольно сомнительной. Создание подобного объекта военной инфраструктуры позволит США активизировать обвинения в адрес Китая в военной экспансии и милитаристских устремлениях. Более вероятной тактикой со стороны КНР было бы продолжение создания и/или входа в акционерный капитал портов двойного назначения – без каких-либо прямых связей  с военной инфраструктурой Китая, но с возможностью обеспечить заход военных китайских военных кораблей.

Ранее тот же аналитический центр при Пентагоне отмечал, что власти КНР наращивают возможности военно-морского присутствия ВМС НОАК в странах Африки, в том числе, в рамках решения так называемой "Малаккской дилеммы".

Данный термин в 2003 году был озвучен бывшим генеральным секретарем КПК Ху Цзиньтао и описывает уязвимость морского маршрута между Малайзией, Индонезией и Сингапуром – по данному транспортному пути Китай получает около 80% импортируемой нефти. 

В качестве одного из возможных вариантов решения "Малаккской дилеммы" довольно давно рассматривается проект по созданию так называемого "Тайского канала" через перешеек Кра на территории Таиланда.

Более радикальным шагом по снижению уязвимости и зависимости Китая от данной транспортной артерии можно считать активное развитие альтернативной энергетики в Китае, в рамках которого КНР вышла на первое место в мире по объемам ежегодной установки и общим установленным мощностям в ветро- и солнечной энергетике, а также заняла лидирующие позиции по производству и объему рынка электромобилей, является. За счет дополнительных мощностей по энергогенерации, не требующих углеводородного топлива, а также снижения потребностей в автомобильном топливе Китай создал себе определенную "подушку безопасности", которая может позволить смягчить удар от потенциального нарушения поставок энергоносителей из Ближнего Востока в случае какого-либо масштабного военного-конфликта. Совокупный эффект для экономики КНР от подобных инвестиций в данном случае явно превышает преимущества от какого-либо резкого увеличения военно-морского присутствия ВМС НОАК в сопредельных ближневосточному региону странах Африки.

На примере публикаций США со стороны частных и государственных СМИ также можно отметить довольно существенную разницу в пропаганде "растущей китайской угрозы в Африке" со стороны минобороны США с детальным исследованием участия КНР в развитии портовой инфраструктуры и собственными

Формально у ВМС США есть только одна база в Африке – Кэмп-Лемонье в Джибути. Однако ряд исследований и публикаций с журналистскими запросами сведений по Закону о свободе информации помогли немного приоткрыть завесу секретности над данным вопросом. 

Портал TomDispatch в 2017 году публиковал материал о военном присутствии США в Африке, в том числе содержавший рассекреченные сведения по планированию Африканского командования вооруженных сил США (AFRICOM). В планах Пентагона на 2015 год были обозначены 36 военных баз США, расположенные в 24 африканских государствах.

В 2020 году журнал Intercept также освещал данную тему, публикуя документы с планированием военного присутствия США в 2019 финансовом году, согласно которому у США были 29 военных баз в странах Африки. Несмотря на не самое лучшее качество данного документа, попавшего в открытый доступ, на нем все же можно рассмотреть отдельные элементы, которые являются частью и военно-морской инфраструктуры США в Африке в виде задействования портов двойного назначения как в прибрежных городах, так и на островах вблизи Африканского континента.

Читать на сайте »