Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Угроза отключения Турции от SWIFT – блеф или реальные намерения США?

Турецкий флаг

AP/TASS

Комментарии турецких политиков и представителей бизнеса о давлении со стороны Вашингтона,  регулярные заявления американских властей в СМИ с напоминаниями о санкционных угрозах и принятием новых санкций вполне явно говорят о продолжающейся кампании США по ограничению торговых связей России и Турции. 

Американские власти уже не первый год ведут систематические действия по давлению на страны, поддерживающие торгово-экономические отношения с РФ. При этом за последние несколько лет в финансовой сфере наблюдается ужесточение давления со стороны США в отношении Турции, Китая и ряда других государств. В частности, из-за прямой угрозы американских санкций с октября 2022 года банки Турции не принимают карты платежной системы "Мир". Одним из примеров действий администрацией Байдена в данном направлении стало принятие в декабре 2023 года указа, позволяющего США вводить вторичные санкции против стран из-за сотрудничества с Россией. 

Санкционные ограничения против третьих стран, в том числе, предполагаются из-за участия иностранных банков в сделках с клиентами из РФ, уже находящимися под санкциями, а также за поставку определенных товаров и оборудования для военно-промышленного комплекса России. 

В марте 2024 года издание Hürriyet сообщило об обсуждении данного механизма санкций властями США и Турции. В начале августа помощник министра торговли США Мэттью Аксельрод в комментариях изданию Financial Times заявил о том, что Турция якобы участвует в реэкспорте неких высокоприоритетных американских товаров военного назначения в Россию. По его словам, США уже добавили 18 турецких компаний в санкционный список и "продолжат расширять его, если эта торговля продолжится". 

В FT отметили, что Турция якобы осуществляет "призрачные торговые поставки" в Россию, в рамках которых товары формально экспортируются в Азербайджан, Казахстан и Киргизстан, но не отражаются в импортной статистике этих стран, а просто "исчезают". В издании также добавили, что после модификации механизма вторичных санкций в декабре 2023 года объемы данной "призрачного" экспорта все же сократились – причем не только в Турции, но также и со стороны Китая.

В конце августа с новыми угрозами в адрес Китая, Турции, ОАЭ, а также других стран в интервью все тому же изданию Financial Times выступил заместитель министра финансов США Уолли Адейемо. Американский чиновник пригрозил санкциями в отношении стран, которые будут размещать на своей территории отделения российских банков. По его словам, Вашингтон будет применять вторичные санкции против стран, даже при открытии на своей территории отделения российских банков, которые не находятся в санкционном списке США.

В комментариях агентству ТАСС в сентябре 2024 года неназванный источник, представляющий одну из турецких компаний  в сфере финансового консалтинга, заявил о том, что представителей американских властей проводили встречи с различными финансовыми компаниями Турции, заявляя им об угрозе вторичных санкций при дальнейшем продолжении обслуживания сделок с РФ. Также в сентябре представитель турецкого финансового сектора на условиях анонимности заявил РИА Новости об ужесточении контроля над банковскими операциями Турции с РФ.

Одним из недавних подтверждений продолжения данного курса со стороны США стало заявление заместителя председателя турецкой партии Vatan ("Родина") Хакана Топкурулу. В комментариях РИА Новости 8 октября политик отметил, что США угрожают отключить турецкие банки от системы платежей SWIFT, из-за чего Турция сокращает объемы торговли с Россией.

Реальные перспективы реализации подобных мер трудно оценить в виду отсутствия каких-либо официальных заявлений на этот счет со стороны американских властей. Вместе с тем, уже принятые меры в виде угрозы вторичных санкций, сами по себе достаточны для того, чтобы США могли и дальше оказывать серьезное давление на турецкие банковские учреждения.

США остаются одним из ключевых торговых партнеров Турции, при этом значительный объем турецкой торговли продолжает осуществляться в долларах.
В результате, несмотря на стремление Турции к более тесным связям с развивающимися странами, а также заявления отдельных политиков в стране и за ее пределами о том, что Турция действует в своих интересах, Анкара, прежде всего, остается в орбите интересов и влияния США. 

На территории Турции по разным оценкам расположены от 11 до 15 военных объектов, которые используются США и НАТО в военных целях, в том числе: военные базы, позиции ПВО и радарные установки, центры обучения.

Несмотря на определенные разногласия между США и Турции за последние годы между двумя странами в целом сохраняются прагматичные отношения. В ноябре 2018 года, спустя год с момента избрания Дональда Трампа на пост президента США, В Совете по международным отношениям (CFR), одной из наиболее влиятельных частных американских организаций в сфере международных связей был опубликован доклад относительно дальнейших перспектив взаимоотношений США и Турции с лаконичным заголовком "Ни друг, ни враг". 

В Вашингтоне заинтересованы в сохранении подобного формата отношений с Анкарой, при котором турецкая экономика и армия остаются связанными с западными странами. Это позволяет продолжать оказывать одновременно кулуарное давление в виде постоянного напоминания о санкционных рисках, а также проводить "мегафонную политику" с открытыми угрозами посредством публикаций в СМИ. В результате, в отсутствии какого-либо резкого обострения  между Вашингтоном и Анкарой у США нет необходимости в жестких действиях, граничащих с разрывом отношений в виде исключения страны из SWIFT. 

В самой Турции, по большому счету, также не стремятся к какому-либо обострению отношений с США, рассчитывая и дальше сохранять многовекторность своей политики в нарождающемся многополярном мире. В конце сентября 2024 года в своих комментариях журналистам в ходе визита в США президент Турции Реджеп Эрдоган заявил о том, что возможное присоединение страны к БРИКС не означает отказа от участия Турции в НАТО. Кроме того, он добавил, что США являются одним из наиболее важных торговых партнеров Турции, и в Анкаре рассчитывают довести совместный товарооборот двух стран до 100 млрд.

Читать на сайте »