50 долларов США, купюра
Долгосрочным решением дефицита торгового баланса и госдолга США могут стать не постепенная девальвация котировок доллара или различные торговые сделки, а масштабное увеличение заказов американского военно-промышленного комплекса, новый "план Маршалла" и восстановление разрушенных стран американскими компаниями посла масштабного военного конфликта.
Власти США под руководством президента Трампа, начиная с его первого президентского срока, регулярно заявляют о "стремлении к миру", но при этом ведут все более агрессивную политику в различных сферах. Основной целью данной стратегии по принуждению стран к различным видам "сделок" с Вашингтоном заявляется увеличение рабочих мест и инвестиций в американской экономике. Также регулярно озвучиваются цели по сокращению дефицита бюджета и госдолга США.
Для этого в американской администрации также неоднократно прибегали к вербальным интервенциям и заявлениям о том, что торговые партнеры США якобы сознательно занижают котировки своих валют, чтобы получить конкурентное преимущество над американскими компаниями.
За первый президентский срок Трампа котировки доллара в среднем снизились на 15% по отношению к основным мировым валютам. За это же время, с 2017 по 2020 годы, вопреки предвыборным обещаниям 45-го американского президента, торговый дефицит США увеличился с $480 млрд до $690 млрд. Госдолг США при этом вырос до нового рекорда в $27,75 трлн.
Иными словами, ни применение импортных пошлин, ни ослабление доллара не привели к желаемым результатам. Более того, проблемы только обострились.
В преддверие возвращения Трампа к власти среди бывших чиновников его администрации начали муссироваться идеи о продолжении стратегии снижения котировок американской валюты. Об этом, в частности, в апреле 2024 года сообщал портал Politico [заблокирован в РФ], отмечая, что подобные предложения поступают от бывшего торгового представителя США Роберта Лайтхайзера и ряда других чиновников администрации Трампа.
Динамика индекса доллара в первые 100 дней президентства
В ноябре 2024 года схожие тезисы по необходимости продолжения девальвации доллара опубликовал экономист Стивен Миран, отметив, что "желание реформировать мировую систему торговли и добиться более честного положения для американской промышленности", якобы "присутствовало у президента Трампа на протяжении многих десятилетий". Среди предложений, в частности, были озвучены: более активное применение импортных пошлин, а также серьезное снижение котировок доллара. Кроме того Миран, также предложил связать применение пошлин с обеспечением странам гарантий по безопасности и военной поддержки США.
В новой администрации Трампа в 2025 году он занял пост председателя Совета по экономическим вопросам при президенте США. Тем самым, можно констатировать, что озвученные им идеи были благосклонно восприняты и, вполне вероятно, уже начали реализовываться.
По итогам первых 100 дней второй каденции Трампа индекс доллара (DXY) снизился на 9,5% по сравнению со снижением на 2,1% за 100 дней его первого президентского срока. По состоянию на начала июня 2025 года общее снижение индекса с начала года сохраняется на таком же уровне.
Более серьезное обесценивание доллара в дальнейшем может привести к переоценке привлекательности вложений в американские активы. Первые признаки данного процесса, отчасти, уже проявились после того, как агентство Moody’s в мае снизило кредитный рейтинг США.
Помимо потенциального продолжения стратегии снижения котировок доллара в начале нового президентства Трампа, как можно было наблюдать, также произошло намного более агрессивное использование импортных пошлин со стороны США.
Одно из первых потенциальных последствий этого проявилось в торговой статистике США за апрель 2025 года. По данным бюро экономического анализа при министерстве торговли США, по сравнению с мартом в апреле произошло резкое сокращение дефицита торгового бюджета США – со $138,3 млрд до $61,6 млрд. Объем американского экспорта за этот период показал небольшой рост, увеличившись лишь на 3%. Падение дефицита торгового баланса произошло за счет снижения импорта, который сократился в апреле на 16,3%: заметно снизились покупки импортных потребительских товаров, фармацевтической продукции, а также ряда наименований промышленной продукции.
По отдельным оценкам, в ближайшей перспективе тенденция по снижению импортных потоков может продолжиться, пока у американских компаний сохраняются довольно высокие складские запасы.
Тем не менее, для долгосрочного сокращения торгового дефицита США, скорее всего, потребуется сокращение расходов. Причем расходов не только государственных, но и рядовых граждан. Резкое снижение расходов потребителей для США равнозначно экономической рецессии. Кроме того, само по себе снижение торгового дефицита США в течение 1 года или даже в течение всего второго президентского срока Трампа не гарантирует сокращение объемов госдолга страны.
В течение второго президентского срока Трампа, американские власти, скорее всего, проведут анализ, насколько эффективны более жесткие меры в сфере торговли и более серьезное снижение котировок доллара в плане долгосрочного решения данных проблем. Уже сейчас можно прогнозировать, что серьезное ослабление американской валюты, как и дальнейшее продолжение торговой войны с Китаем и другими странами мира чревато "побочными эффектами" в виде повышения инфляции в американской экономике, ослаблением покупательной способности американских потребителей и потенциальным снижением инвестиционной привлекательности американских активов.
Одним из реальных аргументов против того, что снижение котировок доллара может содействовать снижению торгового дефицита США или разрешению долговых проблем является отсутствие видимого эффекта по данным направлениям не только за первый президентский срок Трампа, но и за периоды правления других президентов. "Скрытая" девальвация американского доллара, фактически, и так продолжается на протяжении многих лет – но сам по себе данный феномен не ведет ни к возвращению рабочих мест в США, ни к снижению госдолга.
Кроме того, как уже отмечалось, по отдельным оценкам, госдолг США продолжает расти не только и не столько из-за роста расходов, а из-за невозможности сбалансировать бюджет: масштабное снижение корпоративных налогов во время президентства Буша-младшего, а также во время первого президентства Трампа привело к тому, что американские власти вынуждены компенсировать недостающие доходы бюджета новыми заимствованиями. Так называемый "большой прекрасный закон" – это еще один шаг в данном направлении, который только усугубит данную ситуацию. Сокращение налоговой базы в дальнейшем вызовет необходимость увеличения новых заимствований.
На пути реализации планов властей США по снижению торгового дефицита и госдолга также присутствует долгосрочная и обостряющаяся со временем проблема в лице руководства КНР, которое не спешит выполнять желания и требования Вашингтона. По оценкам НКО "Институт экономической политики", в период с 2001 по 2018 годы из-за роста торгового дефицита США с Китаем в американской экономике произошло сокращение 3,7 млн рабочих мест, большая часть которых была утрачена в промышленном секторе, где занятость сократилась на 2,8 млн рабочих мест.
Пример первого президентского срока Трампа, когда американские власти попытались начать "возвращение величия Америке" продемонстрировал, что Китай будет выполнять сделки с США в той мере, в которой сочтет нужным, и не будет досконально следовать каждой букве договоров, продиктованных со стороны Вашингтона. В отличие от Европы и ряда других государств, власти Китая не торопятся исполнять договоренности с другими странами во вред собственной экономике и/или национальной безопасности, а в первую очередь делают то, что выгодно именно Китаю. В Пекине уже продемонстрировали приверженность данному курсу, когда не стали в полной мере выполнять взятые на себя обязательства во время первого президентского срока Трампа, а сосредоточили усилия на развитии собственной промышленности.
В целом кардинальное решение финансовых проблем американской экономики потенциально лежит не в плоскости валютных и торговых манипуляций. Это скорее иллюзия "для отвода глаз" или некая видимость долгосрочного плана, которую будут поддерживать различные американские эксперты. Реальное снижение госдолга США может произойти в случае, если союзные государства существенно увеличат закупки американского оружия, а также обратятся к Вашингтону с просьбой проведения новых масштабных инфраструктурных проектов по примеру "плана Маршалла".
Один из намеков на подобный расклад уже прозвучал во время первого президентского срока Трампа, когда началась информационно-политическая кампания по давлению на страны Европы в целях увеличения военных расходов в рамках НАТО на фоне разгорающегося конфликта на Украине. В течение второго срока Трампа эти призывы не только не прекратились, но и продолжили усиливаться – в том числе за счет угроз прекращения военной поддержки Украины со стороны США, а также снижения американского военного присутствия в Европе.
В результате, пока отдельные страны будут "ждать у моря погоды", рассчитывая на крах финансовой системы США или американской экономики, в Вашингтоне, тем временем, вполне вероятно, будут продолжать подталкивать мир к новой войне, рассчитывая заработать на ликвидации ее последствий.
Вторая мировая война, по многим оценкам, сделала из США глобального кредитора, обеспечила подъем американской промышленности и помогла американской экономике выбраться из жесточайшего и затяжного кризиса. Вместо длительных и болезненных попыток провести промышленную трансформацию экономики мирным путем за счет выстраивания торговых ограничений и обесценивания национальной валюты, в США могут в очередной раз сделать выбор в пользу создания условий к новому масштабному конфликту в Европе и, возможно, в других регионах мира.