Развитие военных конфликтов и столкновение интересов крупных стран в наступившем году продолжат оказывать определяющее влияние на экономические тенденции в мире.
В преддверии начала второй четверти XXI века в мире продолжается раскол на отдельные конкурирующие друг с другом блоки. При этом внутри различных объединений – будь то БРИКС, G7, НАТО или ЕС – сохраняются внутренние противоречия. Перспективы урегулирования военных конфликтов, а также напряженности в отдельных регионах мира в наступившем году выглядят довольно низкими.
Ключевой риск для экономики России: действия ЦБ
Банк России может возобновить повышение ключевой ставки в начале 2025 года, аргументируя это необходимостью борьбы с ростом инфляции. В результате, средний уровень ставок в этом году может оказаться выше, чем в "рисковом" сценарии, который ЦБ РФ опубликовал в августе 2024 года с прогнозом на 2025–2027 годы.
Из-за беспрецедентно высокого уровня процентных ставок и серьезных проблем с кредитованием для многих компаний, экономика РФ может столкнуться с "жесткой посадкой" во второй половине 2025 года.
Несмотря на то, что Банк России заявил о признаках снижения кредитной активности в конце 2024 года, и соответственно, о планируемом замедлении спроса, рост тарифов, бюджетные расходы и продолжающийся дефицит кадров будут оказывать проинфляционное давление. Если будут допускаться волатильные всплески в курсе рубля - это еще больше усилит инфляционные настроения. В результате, Банк России может оказаться перед ситуацией, когда ему будет необходимо "догонять" рост инфляции, и ЦБ еще сильнее начнет повышать ставку, что вызовет новый шок в экономике.
Формирование стабильного валютного курса и контроль за выводом капитала могли бы сгладить валютную составляющую в инфляции, что позволит немного компенсировать другие инфляционные факторы, над которыми Банк Росси не властен, и позволит повышать ставку.
Заморозка СВО на Украине
Любые попытки со стороны западных стран заморозить конфликт на Украине несут риски для России. Пауза в активных боевых действиях позволит перевооружиться и перераспределить силу Украине. Заморозка также не избавит от провокаций и обстрелов мирного населения. В результате, любой вариант при котором не будет заключено полноценных юридически обязывающих мирных соглашений, неприемлем.
Замедление экономики Китая
Одним из наиболее серьезных факторов как для экономики РФ, так и для мировой экономики в целом в 2025 году будет ситуация в Китае. Властям КНР придется находить эффективные решения в условиях серии геополитических и социально-экономических вызовов.
Китай на протяжении многих лет демонстрирует признаки перехода к более медленным темпам экономического роста. В КНР также наблюдаются явные дефляционные тенденции – как в ценах производителей, так и в потребительских ценах.
Для достижения целевого уровня роста ВВП в 5% в 2025 году, Пекин, как ожидается, предпримет ряд стимулирующих мер, в том числе, в виде увеличения госрасходов по инфраструктурным проектам, социальным выплатам, а также поддержки сектора недвижимости. Обострение торгового конфликта с администрацией Трампа может привести к снижению эффективности данных мер.
Китай также вынужден нести дополнительные расходы в рамках борьбы со снижением рождаемости и старения населения.
Власти США также не упустят возможности усилить давление на позиции КНР в мире – как в плане создания военно-политических рисков для инвестиций и присутствия Китая в различных регионах мира – в частности, на Ближнем Востоке, а также в рамках продолжения кампании по подрывной деятельности против проекта "Один пояс – один путь".
Вполне возможна активизация усилий США по продвижению антикитайских настроений в странах Латинской Америки.
Усиление давления США на Иран
Под руководством президента Дональда Трампа США смещают основной акцент во внешней политике с Европы на Ближний Восток и Китай.
Обострение отношений американского руководства с Ираном в 2025 году может произойти это не только в рамках помощи ключевому партнеру США в регионе в лице Израиля, но и в контексте долгосрочного противостояния Вашингтона с Пекином.
На фоне ослабления позиций практически всех основных региональных союзников Ирана, вполне вероятно, что могут быть предприняты попытки более активного вмешательства во внутренние дела Ирана – вплоть до создания условий для повышенной социально-экономической напряженности и организации массовых акций протестов в стране.
Иран – один из близких и давних союзников Китая, помимо общего участия в ШОС и БРИКС страны связывает энергетическое сотрудничество. Бурное развитие сегмента электромобилей в КНР за последние годы отчасти нивелирует риски возможного сокращения поставок нефти из Ирана и других стран Ближнего Востока в случае крупного военного конфликта в регионе.
Сирия
Новым властям Сирии в лице представителей запрещенной в РФ и многих других странах террористической группировки "Хайят Тахрир аш Шам" и других джихадистских групп в 2025 году предстоит доказать, что Сирия не превратилась в "несостоявшееся государство".
Территория страны, ранее являвшейся одним из близких союзников РФ и Ирана, фактически превращается в поле столкновение интересов Израиля, Турции, США, ряда ближневосточных монархий и России.
Для сдерживания влияния Турции в 2025 году и в дальнейшем более активную поддержку могут получить сирийские курды, при этом тема формирования государства Курдистан может начать более активно внедряться в международно-политический дискурс с подачи западных стран.
Нефть
Вопреки большинству прогнозов о снижении нефтяных цен, стоимость нефти может начать расти на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке.
Новые санкции в отношении Ирана, а также очередной виток напряженности в отношениях США/Израиля с одной стороны и Ирана с другой стороны несут в себе риски подорожания нефти.
Рост нефтяных цен также является одним из условий для увеличения объемов сланцевой добычи нефти в США, которая во второй половине 2024 года начала демонстрировать определенные признаки спада. Обострение отношений с Ираном, тем самым, является одним из ключевых условий в энергетической политике Трампа.
Инфляция
Торговые войны по линиям США – Китай, ЕС – Китай и, потенциально, США – ЕС, вкупе с возможным ростом нефтяных котировок могут привести к обострению инфляционной ситуации. В результате, проблема повышенной инфляции в 2025 году будет продолжать преследовать многие государства мира.
Страны Европы уже ощутили на себе первоначальный негативный эффект от подорожания стоимости электроэнергии, а также общего увеличения производственных затрат для многих компаний после начала СВО. Крупные компании Германии и ряда других стран Европы в 2025 году продолжат реализацию стратегии по переводу производственных мощностей в другие государства, данная тенденция также может найти свое отражение в более высоких потребительских ценах в 2025 году.