Администрация Трампа смягчает риторику в торговом конфликте с Китаем

Встреча президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпиня на полях саммита G20 в Осаке

Комментарии властей США о дальнейшем снижении импортных пошлин в отношении китайских товаров можно расценивать как переговорный маневр, но в Пекине не спешат идти навстречу американскому руководству.

Спустя две недели с момента резкого повышения импортных пошлин в отношении КНР в Вашингтоне допустили смягчение торговых ограничений. Сначала о подобной возможности 22 апреля заявил министр финансов США Скотт Бессент в рамках инвестиционного саммита, организованного банком JP Morgan Chase. Мероприятие носило закрытый характер, поэтому данные комментарии чиновника администрации Трампа можно интерпретировать не как заочное обращений к китайским властям, а скорее как попытку успокоить американский бизнес, который явно встревожен текущей ситуацией.

По словам министра, текущая ситуация с высокими импортными пошлинами является "неприемлемой" для обеих сторон. Согласно неназванным источникам агентства Bloomberg, Бессент назвал нынешний уровень пошлин США в отношении Китая "торговым эмбарго", выразив при этом уверенность в том, что де-эскалация торгового конфликта якобы произойдет в "самом ближайшем будущем".

Более значимым заявлением с его стороны стало признание о том, что между США и Китаем еще не начались переговоры и что, согласно его комментариям, частично опубликованным агентством Associated Press, переговорный процесс будет "тяжелым".

На пресс-конференции в тот же день президент Трамп заявил о том, что пошлины США в отношении китайских товаров в дальнейшем "существенно" снизятся с текущего уровня в 145%.

Он также вновь заявил о своем убеждении о том, что сделка с Китаем произойдет "очень скоро". После чего, по его словам, США и Китай  "заживут счастливо вместе и, в идеале, будут работать вместе". Комментарии о том, что торговая сделка с Пекином "состоится в течение следующих 3–4 недель" были сделаны Трампа неделей ранее.

23 апреля в комментариях изданию Wall Street Journal неназванный источник в администрации Трампа сообщил ряд дополнительных деталей, заявив о возможности снижения импортных пошлин в отношении Китая "со 145% до 50–65%". Было также заявлено о том, что власти США могут применить "многоуровневый подход" в применении пошлин, в рамках которого отдельные "товары, представляющие стратегическую значимость для интересов США", могут быть обложены пошлинами в размере 100%, а уровень пошлин в отношении других товаров может быть снижен до 35%.

Насколько привлекательными для Китая выглядят подобные заочные предложения? Пока что, как признал чиновник администрации Трампа, между США и КНР по-прежнему не проводятся какие-либо переговоры. Вместо реальных дипломатических усилий между США и КНР в настоящее время продолжается так называемая "мегафонная дипломатия", когда стороны через СМИ и односторонние пресс-конференции выдвигают друг другу взаимные претензии и обвинения. 

Ряд косвенных комментариев в СМИ о расчетах администрации США на первый ход со стороны Китая, а также заявления и сигналы от властей КНР говорят о том, что торговый конфликт развивается не совсем по тому сценарию, на который рассчитывали в Белом доме. 

По утверждению CNN, в администрации США якобы предполагали, что после объявления о резком повышении импортных пошлин на китайский товары "председатель КНР Си Цзиньпин сам будет настаивать на разговоре с президентом Трампом". Два неназванных высокопоставленных чиновника в администрации Трампа также якобы заявили о том, что "Китай должен сделать первый шаг".

Комментарии Трампа журналистам также отчасти видение данной ситуации в Белом доме. По словам Трампа, "Китай хочет заключить сделку, они просто не знают, как точно поступить, это одна из тех вещей, который они не совсем понимают – они гордый народ". 

Спустя неделю в позиции Белого дома не произошло никаких изменений. 19 апреля американский журнал Politico [заблокирован в РФ] со ссылкой не неназванные источники в администрации США сообщил о том, что Трамп хочет провести личные переговоры с китайским лидером, но при этом не дает указаний американским чиновникам об обращении к КНР с какими-либо предложениями о переговорах.

За это же время Пекин в лице председателя КНР, внешнеполитического ведомства страны и ряда других официальных лиц сделал ряд довольно жестких заявлений, в которых явно не просматривается желание "идти на поклон" к Трампу. 

В ходе переговоров с премьер-министром Испании в Пекине 13 апреля Си Цзиньпин отметил, что "На протяжении более 70 лет Китай в своем развитии полагался на самодостаточность и упорную работу – а не на подачки от других, и поэтому не боится никакого несправедливого давления".

В тот же день схожие комментарии прозвучали со стороны МИД КНР, официальный представитель внешнеполитического ведомства Китая Линь Цзянь заявил: "С учетом давления США, мы должны понимать: если наглецу протянуть палец, он откусит всю руку".

Русскоязычный вариант пресс-конференции, который был опубликован МИД КНР, содержал более обтекаемые формулировки в виде "Перед лицом запугивания и произвола США компромиссы и уступки не являются выходом из ситуации".

Однако в одном из последних комментариев официальных лиц Китая по данной тематике было использовано точно такое же выражение. 21 апреля посол КНР в Индии Сюй Фэйхун в интервью изданию Times of India вновь заявил о том, что Китай не стремится к торговой войне и будет сражаться, защищая свои интересы. Посол КНР при этом добавил:  "Под давлением американских пошлин мы видели, как некоторые страны пошли на уступки и протянули хулигану палец, но хотя США и согласились на эти условия, они также захотели откусить еще больше". По словам китайского чиновника, данный пример показывает, что "компромиссы и уступки никуда не приведут с учетом запугивания США".

Между Китаем и США в настоящее время сложился явный дипломатический тупик. Неофициально в Пекине уже отреагировали на последние комментарии Трампа и Бессента. В комментариях изданию South China Morning Post ряд экспертов заявили о том, что "Трамп начал паниковать", так как рассчитывал на достижение быстрой сделки с Китаем после применения импортных пошлин на китайские товары, но этого не произошло. Кроме того, со ссылкой на неназванные источники в SCMP заявили о том, что Си Цзиньпин якобы "не стал брать трубку, когда Трамп пытался дозвониться до него".

Тем самым, в Пекине пока явно не спешат идти навстречу США в попытках разрешить торговый конфликт, который уже неоднократно был инициирован Дональдом Трампом.

В переговорах между странами, которые, влияют на судьбу граждан страны в ближайшей и среднесрочной перспективе, нет места деликатности – нужен результат. 

Но при этом ряд заявлений и действий американских властей выходят за рамки торговых претензий к Китаю. Дополнительную глубину сомнениям и недоверия Китая к администрации США могут придавать несколько факторов. Это уже второй раунд торговой войны Пекина с президентом Трампом – тем самым, в КНР понимают, что новые переговоры и какие-либо сделки с Трампом не будут окончательными и не могут определять или каким-либо образом ограничивать дальнейшее развитие Китая. 

Но именно этого и добиваются власти США, принимая все новые санкции в отношении китайских компаний и принимая меры экспортного контроля в высокотехнологичной сфере.   

Помимо оценок американскими властями и экспертами Китая в качестве основного экономического конкурента США в мире, КНР также рассматривается американскими разведслужбами в качестве главной киберугрозы и наиболее опасного противника в военной сфере.

Китай в целом уже не первый год рассматривают администрацию США как "хулигана", который пытается "быковать" и запугивать КНР. Данные оценки появились еще во время первого президентского срока Трампа: президент США заработал себе подобное реноме в Китае своими собственными действиями и заявлениям.

Комментарии вице-президента США Джей Ди Вэнса о китайских крестьянах, которые якобы кредитуют Америку; фактически официальные обвинения со стороны США в адрес КНР в распространении короновируса – все это, мягко говоря, оскорбительные заявления и действия со стороны администрации Трампа, которые только обостряют отношения между Пекином и Вашингтоном. 

Стоит также напомнить инцидент, который произошел во время переговоров между председателем КНР Си Цзиньпинем и президентом США в резиденции Трампа в Мар-а-Лаго в апреле 2017 года. Президент Трамп тогда сообщил председателю КНР, что отдал приказ нанести массированный удар крылатыми ракетами по Сирии. Министр торговли США Уилбур Росс охарактеризовал данный инцидент как "послеобеденный десерт" на переговорах двух лидеров. 

Текущий американо-китайский конфликт также начал развиваться на фоне рисков удара по еще одному союзнику КНР на Ближнем Востоке: США перебросили стратегическую авиацию на авиабазу Диего-Гарсия в Индийском океане, угрожая нанести совместный с Израилем удар по Ирану, если Тегеран не согласится на переговоры по иранской ядерной программе.

Наверх