Блокчейн БРИКС. В чем экономический смысл трансграничных ЦФА?

Блокчейн БРИКС

Россия предложила участникам и партнерам БРИКС механизм трансграничных платежей с использованием выпускаемых центробанками цифровых финансовых активов, аналогичных по типу эмиссии и принципу обращения токенам. Что такое «цифровой финансовый актив»? Как происходят трансграничные расчеты между странами БРИКС? Как происходит регулирование ЦФА в странах БРИКС? Какие перспективы у предложенного Россией механизма расчетов, и какие могут быть сложности?

  • Для международных расчетов в рамках БРИКС предлагается использовать цифровые финансовые активы (ЦФА).

  • Технологические решения, лежащие в их основе, способны упростить и ускорить проведение расчетов, а отсутствие посредников позволит в перспективе снизить транзакционные издержки.

  • К преимуществам ЦФА также относятся привязка к реальному активу или нескольким активам, а также понятный эмитент.

  • Концепция механизма расчетов в цифровых активах еще прорабатывается.

  • Многие вопросы относительно практического применения такого механизма остаются открытыми.

Россия предложила участникам БРИКС, а также партнерам объединения механизм трансграничных платежей с использованием выпускаемых центробанками цифровых финансовых активов, аналогичных по типу эмиссии и принципу обращения токенам. Предполагается, что работать этот механизм будет на базе наднациональной расчетной платформы BRICS Bridge. Потенциально эта инфраструктура может использоваться для проведения платежей в качестве альтернативы традиционным расчетам. При этом речь идет не о создании единого расчетного инструмента для членов БРИКС, а об использовании современных технологических решений для упрощения и совершенствования процедур проведения расчетов.

В настоящее время прорабатываются концепция проекта, списки потенциальных участников, возможные механизмы расчетов и варианты обеспечения таких ЦФА, причем один из основных вариантов — привязка их стоимости к национальным валютам стран БРИКС. В то время как спрос на такой инструмент независимых расчетов возрос на фоне санкций со стороны США и ЕС, на текущий момент неясно, как именно он будет работать, учитывая отсутствие прецедентов в мире.

Особенности цифровых финансовых активов

ЦФА представляют собой виртуальные активы, обладающие финансовой ценностью и основанные на технологии блокчейн. Все операции и транзакции с ними фиксируются в распределенном реестре. Технология позволяет участникам проводить сделки напрямую при помощи смарт-контрактов в блокчейн-сети, что обеспечивает децентрализацию и отсутствие посредников. Несмотря на общую технологическую основу, цифровые финансовые активы не являются криптовалютами или цифровыми валютами центральных банков. Фактически ЦФА — это цифровая запись в блокчейн-системе, удостоверяющая права требования на тот или иной актив, будь то денежные средства, акции, облигации, драгоценные металлы, нефть, недвижимость или что-то другое. Существуют также гибридные цифровые активы, включающие одновременно ЦФА и другие цифровые права, к примеру, право требовать выполнения работ или оказания услуг, право на использование товара или скидки. Иными словами, гибридные цифровые активы обладают признаками как ЦФА, так и утилитарных цифровых прав (УЦП).

Таким образом, ЦФА имеют привязку к реальному активу или даже нескольким активам. К примеру, в июле 2022 года состоялась первая в России инвестиционная сделка с использованием ЦФА. Дочерняя компания «Норникеля» «Джипиэф инвестментс» провела на блокчейн-платформе «Атомайз» выпуск ЦФА, обеспеченного палладием. Владелец такого токена может получить за него стоимость определенного веса металла. Это отличает ЦФА от криптовалют, стоимость которых, как правило, не обеспечена другими активами, за исключением стейблкоинов — их цена привязана к курсу реальной валюты или корзины валют, товара или ценной бумаги. Наиболее популярными являются стейблкоины, обеспеченные фиатными валютами или золотом.

Другое отличие от криптовалют заключается в инфраструктуре. ЦФА могут обращаться только в рамках своих информационных систем, тогда как криптовалюты — на всех блокчейнах, с которыми они технически совместимы. Кроме того, у цифровых финансовых активов всегда есть конкретный эмитент, к которому можно обратиться для получения выплат, в то время как среди криптовалют конкретные эмитенты есть только у стейблкоинов.

Поскольку в России рынок ЦФА регулируется законодательством, за их выпуск и функционирование отвечают уполномоченные операторы информационных систем, и права держателей таких активов гораздо более защищены. Что касается криптовалют, вопросы их выпуска и обращения в России законодательно не урегулированы. Криптовалютные биржи, P2P-платформы, криптообменники и другие операторы крипторынка остаются вне правового поля, в отличие от субъектов рынка ЦФА.

Цифровые финансовые активы также отличаются по ряду параметров от цифровых валют центральных банков (central bank digital currency, CBDC). По сути, CBDC представляют собой цифровые аналоги фиатных денег.

Отличия ЦФА от криптовалют и CBDC

Источник: worldmarketstudies.ru

В России уже введена цифровая форма национальной валюты, однако в данный момент система находится на этапе тестирования. Необходимые законы (№339-ФЗ и №340-ФЗ) вступили в силу с 1 августа 2023 года. Все три формы рубля — наличная, безналичная и цифровая — равноценны.

Взаимные расчеты в рамках БРИКС

Межгосударственное объединение, основанное в 2006 году, изначально включало четыре страны: Бразилию, Россию, Индию и Китай. В 2010 году к ним присоединилась ЮАР, а с 1 января 2024 года в БРИКС вступили Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия и Эфиопия. Таким образом, на момент создания этого материала БРИКС+ объединяет 10 государств.

Состав стран БРИКС с 2024 года

Источник: worldmarketstudies.ru

Согласно оценкам Банка России, по итогам 2023 года доля БРИКС в мировой экономике, рассчитанная по паритету покупательной способности, увеличилась с 31% до 35%, превысив показатель «Большой семерки» (G7).

Совокупный ВВП стран БРИКС и G-7 по ППС

Источник: worldmarketstudies.ru

Торговый оборот России со странами БРИКС в 2023 году составил рекордные $294 млрд, или 41,4% всего объема российской внешней торговли. Относительно уровня 2019-2020 годов показатель увеличился в 2,4 раза. При этом доля доллара во взаимных расчетах государств-участников БРИКС составляет 28,8%, остальное приходится на национальные валюты.

Введение США и Европейским союзом санкций, цель которых заключалась в отключении России от мировой банковской системы, заставила ряд стран, прежде всего членов БРИКС, снизить зависимость от доллара. Министерство финансов РФ отмечало, что действующий расчетно-платежный механизм, при котором все платежи проходят через банки-корреспонденты в западных странах, неустойчив и невыгоден для стран БРИКС в долгосрочной перспективе. В Минфине подчеркивали, что для увеличения товарооборота в рамках объединения необходимы общие платформы для проведения таких расчетов.

Сумма экспорта и импорта между странами БРИКС и странами, пожелавшими присоединиться к объединению, в 2022 году

Источник: worldmarketstudies.ru

Совместно с центральными банками других государств БРИКС Россия прорабатывает запуск многосторонней цифровой расчетно-платежной платформы BRICS Bridge для расчетов в национальных валютах, в том числе цифровых.

Ожидается, что она позволит проводить транзакции между участниками объединения напрямую, что поможет увеличить взаимный торговый оборот и снизить влияние западных санкций на международные платежи. На базе BRICS Bridge предлагается также проводить расчеты в ЦФА, однако значительным препятствием для внедрения такого механизма расчетов является отсутствие у стран-участниц БРИКС единого регуляторного подхода к цифровым финансовым активам.

Регулирование ЦФА в странах БРИКС

Россия

Специальное регулирование цифровых финансовых активов действует в России с 1 января 2021 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон о ЦФА). Законом ЦФА определены как цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения или изменения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. При этом, согласно определению в законе, понятие ЦФА охватывает четыре вида цифровых прав.

Виды цифровых прав согласно российскому закону о ЦФА

Источник: worldmarketstudies.ru

В российском законодательстве ЦФА трактуются как отдельный вид актива, отличный от безналичных денежных средств, электронных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг, на выпуск и обращение которых требования закона о ЦФА не распространяются.

В информационных системах, в которых осуществляется выпуск ЦФА, также может осуществляться выпуск гибридных цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, к примеру, право требовать передачи вещи (вещей), исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и (или) оказания услуг.

Права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, где осуществляется выпуск ЦФА, записи о зачислении активов указанному лицу. Основным документом, который определяет порядок работы информационной системы, права и обязанности ее оператора и пользователей, порядок привлечения операторов обмена ЦФА, номинальных держателей, валидаторов транзакций, являются правила информационной системы. Эти правила, а также изменения в них согласовываются Банком России как главным регулятором рынка ЦФА.

Функционирование информационных систем, в которых совершается выпуск и учет ЦФА, обеспечивают операторы информационных системы (ОИС). Они осуществляют допуск пользователей к информационным системам, а также могут обеспечить совершение сделок и проведение расчетов по сделкам с ЦФА с использованием номинального счета. Операторами информационных систем могут быть только российские юридические лица, включенные центробанком в реестр ОИС. По состоянию на июль 2024 года в реестр включено 11 операторов.

Операторы информационных систем в реестре ЦБ РФ

Источник: worldmarketstudies.ru

Эмитенты ЦФА — юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые выпускают ЦФА на платформе ОИС. В зависимости от типа ЦФА инвестиции в них могут быть доступны квалифицированным или неквалифицированным инвесторам.

Схема взаимодействия субъектов рынка ЦФА

Источник: worldmarketstudies.ru

Еще одним субъектом рынка является оператор обмена ЦФА (ООЦФА), через которого совершаются сделки с такими активами (купля-продажа, обмен и т.д.). ООЦФА обеспечивает заключение сделок путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на их совершение либо путем участия в сделке с ЦФА в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц. Операторами могут быть кредитные организации, организаторы торговли и иные юридические лица, соответствующие требованиям закона о ЦФА и нормативных актов Банка России и включенные Центробанком на основании их ходатайства в реестр ООЦФА.

На июль 2024 года в реестре значатся два оператора обмена: ПАО «Московская Биржа» и ПАО «СПБ Биржа».

Рынок ЦФА демонстрирует значительный рост за счет повышения интереса к сегменту и низкой базы. По данным Банка России, в 2023 году на платформах ОИС состоялось 59 тыс. сделок по приобретению ЦФА при выпуске на общую сумму 64 млрд руб., а за I квартал 2024 года показатель составил уже 24,7 млрд рублей. Совокупная величина заключенных вторичных сделок за 2023 год составила более 1 млрд рублей.

Количество выпусков и сумма обязательство по выпускам ЦФА на II кв 2024 года

Источник: worldmarketstudies.ru

Всего, по данным ЦБ РФ, в 2023 году и I квартале 2024 года состоялся 391 выпуск ЦФА и иных цифровых прав на площадках информационных систем, из которых 92 выпуска к концу I квартала 2024 года были погашены (32,7 млрд руб.). Наиболее популярными инструментами стали ЦФА на денежные требования (84% от общего количества выпусков за 2023 год). Реализованные выпуски включали в себя как инструменты с фиксированной доходностью, так и инвестиционные продукты, размер выплат по которым зависит от динамики различных показателей, например, ключевой ставки Банка России, или изменения стоимости референсных активов: недвижимости, драгоценных металлов и камней, портфелей ценных бумаг.

ЦФА — инвестиционный актив, при этом единицей расчета он не является.

По российскому законодательству запрещается принимать цифровые финансовые активы в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги. Однако в марте вступил в силу Федеральный закон от 11.03.2024 N 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий поправки в законодательство о валютном регулировании и ценных бумагах в части расширения сферы использования ЦФА. С учетом поправок они теперь могут использоваться «в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них».

Таким образом, ЦФА стали для российских экспортеров и импортеров дополнительным средством международных расчетов. То же касается утилитарных цифровых прав. Операции по их передаче, а также цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, подлежат обязательному контролю в рамках «антиотмывочного закона» (N115-ФЗ). При этом цифровые финансовые активы, включающие денежные требования в иностранной валюте, возможность осуществления прав по внешним эмиссионным ценным бумагам и (или) право требовать передачи внешних эмиссионных ценных бумаг, а также цифровые права, включающие одновременно такие ЦФА и утилитарные цифровые права, признаются валютными ценностями. Напротив, по закону не являются валютными ценностями ЦФА, включающие денежные требования в валюте РФ, возможность осуществления прав по внутренним эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества и (или) право требовать передачи внутренних эмиссионных ценных бумаг, утилитарные цифровые права, а также цифровые права, включающие одновременно такие ЦФА и утилитарные цифровые права.

Бразилия

В декабре 2022 года в Бразилии был принят закон №14.478, который определяет порядок использования виртуальных активов в стране. Согласно определению в законе, под виртуальным активом понимается цифровое представление ценности, которое может торговаться или передаваться электронными средствами и использоваться для платежей или инвестиционных целей, за несколькими исключениями.

Что не входит в понятие виртуального актива в Бразилии

Источник: worldmarketstudies.ru

Таким образом, согласно законодательству Бразилии, только частные цифровые валюты, в частности криптовалюты, квалифицируются как цифровые (или виртуальные) активы. Хотя виртуальные активы могут обладать экономической функциональностью, традиционно присущей валютам, в южноамериканском государстве они не подпадают под юридическое определение валюты. Официальной валютой там является реал. Согласно закону №10192/01, все платежные обязательства, подлежащие исполнению в Бразилии, должны быть выражены в реалах. Учитывая, что виртуальные активы в Бразилии не являются валютой, они, как правило, квалифицируются как активы, подпадающие под общий режим, установленный Гражданским кодексом. Правовой режим виртуальных активов в Бразилии может варьироваться в зависимости от характеристик каждого виртуального актива, включая его назначение и использование, наличие вознаграждения, а также методы распределения и выпуска.

Центральный банк Бразилии в мае объявил о решении разделить процесс регулирования криптоактивов и поставщиков услуг в отношении виртуальных активов (virtual assets service providers, VASP) на этапы, причем соответствующие предложения ожидаются к концу этого года. Это решение фактически откладывает завершение разработки регулирования для отрасли. Ранее ожидалось, что оно будет выработано к июню 2024 года.

Другие страны

В остальных государствах, входящих в состав БРИКС, нет специальных законов, регулирующих цифровые активы. В частности, в ЮАР нет отдельного закона о сделках с ними. Криптоактивы в стране могут подпадать под иной правовой режим, чем тот, который применяется к другим финансовым активам, если они обладают определенными характеристиками. Например, некоторые криптоактивы считаются долями участия в схемах коллективного инвестирования (collective investment schemes, CIS). Следовательно, операции с их участием регулируются Законом о контроле над коллективными инвестиционными схемами (Collective Investment Schemes Control Act).

Индия, еще один член БРИКС, в настоящее время не имеет отдельного закона о виртуальных цифровых активах, поэтому торговля ими осуществляется их владельцами на свой страх и риск, без каких-либо законодательных гарантий. Официальная позиция государства в отношении криптовалют и других виртуальных цифровых активов была разъяснена в бюджете на 2022 год. Криптовалюты квалифицируются в Индии как виртуальные цифровые активы и подлежат налогообложению. Доходы, полученные от торговли ими, облагаются налогом по ставке 30%. Кроме того, в отношении транзакций с криптовалютами, сумма которых превышает определенный лимит, осуществляется удержание налога у источника дохода (tax deduction at source, TDS) в размере 1%.

Китай, видя преимущества новых технологий, сделал ставку на развитие цифрового юаня. С 2019 года в стране началось пилотное внедрение цифровой валюты центрального банка. При этом Пекин в последнее десятилетие последовательно ужесточает регулирование криптовалютной отрасли. В сентябре 2021 года власти объявили незаконными все транзакции с криптовалютами и установили полный запрет на них. Тем не менее местное население активно обходит этот запрет, совершая транзакции на миллиарды долларов. По данным Chainalysis, по итогам 2023 года доход инвесторов из материкового Китая от вложений в криптовалюты составил $1,15 млрд. Более того, страна удерживает второе место в мире после Индии по количеству владельцев криптовалютных кошельков.

Таким образом, в государствах БРИКС нет единообразия подходов к определению правовой природы цифровых активов и их регулированию.

Перспективы расчетов в ЦФА в рамках БРИКС

Министерство финансов РФ подготовило концепцию для расчетов в ЦФА на основе национальных валют стран БРИКС с использованием Нового банка развития в качестве платформы для интеграции, конвертации и клиринга. Такой механизм позволит участникам объединения осуществлять расчеты друг с другом, минуя посредников из банковской системы. Это сократит санкционные риски в условиях, когда банки в ряде стран, в том числе в Китае, сталкиваются с угрозой вторичных санкций за содействие торговле с Россией. Цифровые финансовые активы могут использоваться для фьючерсных операций и обеспечения будущих внешнеторговых сделок.

Привязка ЦФА к национальным валютам обеспечит совместимость как с традиционными платежными системами, так и с цифровыми валютами центральных банков. Однако существуют риски, связанные с конъюнктурой валютного рынка. При волатильности национальных валют государства рискуют столкнуться с трудностями в прогнозировании стоимости активов.

Курсы валют стран БРИКС 1996-2022 гг

Источник: worldmarketstudies.ru

Кроме того, существуют подводные камни, связанные с различием регуляторных подходов к ЦФА. Чтобы нерезиденты, участвующие во внешнеторговых сделках, были заинтересованы в получении цифровых активов в качестве оплаты за товары, работы и услуги, эти цифровые права должны учитываться не только в российском правовом поле и в финансовой системе РФ, но и в стране нерезидента. А поскольку в ряде государств отсутствует специальное законодательство и ЦФА не признаются платежным средством, необходимо развитие механизма их обмена на национальные валюты.

При этом с выработкой регуляторного подхода также есть сложности. Чтобы разработать адекватное законодательство, необходимое для контроля за выпуском и оборотом цифровых активов, необходимо сначала определить цифровые активы, прояснить их природу и классифицировать их. До сих пор, однако, не было достигнуто общего консенсуса относительно правовой природы цифровых активов, и прецеденты использования ЦФА для международных расчетов отсутствуют.

Что же касается транзакционных издержек, потенциально они могут быть ниже, чем при традиционных расчетах, за счет экономии на комиссиях посредников. Однако на начальных этапах, когда в работе механизма много неопределенностей, может потребоваться привлечение экспертов и консультантов, что будет сопряжено с расходами.

Остается также вопрос с ликвидностью ЦФА и гибридных цифровых прав.

Пока неясно, сколько времени потребуется, чтобы сформировать достаточную ликвидность цифровых прав для обеспечения их привлекательности в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам.

Наконец, есть ограничение, связанное с невозможностью использования ЦФА для договоров займа, поскольку такие сделки между резидентами и нерезидентами не рассматриваются как внешнеторговые.

Таким образом, для реализации инициативы применения ЦФА для расчетов в рамках БРИКС потребуется решить целый ряд правовых вопросов, причем не только в России, но и во всех странах-участницах, а также повысить ликвидность рынка и проработать порядок расчетов между нерезидентами и российскими операторами обмена ЦФА.

Выводы

  • Механизм расчетов с использованием ЦФА может позволить членам БРИКС снизить зависимость от долларовой инфраструктуры и риски, связанные с санкциями, в том числе вторичными.
  • Технологии блокчейна и смарт-контрактов, за счет которых можно обходиться без посредников, способны ускорить трансграничные платежи и снизить расходы на совершение сделок.
  • Потенциально это может способствовать увеличению товарооборота в рамках БРИКС.
  • Для запуска механизма расчетов в ЦФА потребуются изменения в законодательстве всех стран-участниц объединения.
  • Чтобы ЦФА были привлекательными в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам, необходимо повысить ликвидность рынка.
  • Предполагается, что привязка ЦФА к национальным валютам способна обеспечить их стабильную стоимость, при этом волатильность национальных валют может служить источником риска.
     

Последние материалы

Деловая программа ВЭФ’24. Шестое сентября. Главное

6 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета завершил работу Восточный экономический форум (ВЭФ). В этом году в нем приняли участие более 7100 человек из 75 стран и территорий.

10:33, 7 сентября 2024, суббота
Китай – Африка: новые кредиты и рекалибровка проектов на долгосрочном треке сотрудничества

По итогам 9 форума китайско-африканского сотрудничества, прошедшего в Пекине 4–6 сентября, власти КНР объявили о выделении новых кредитных средств для финансирования проектов в странах Африки. Между сторонами были подписаны договоренности, в рамках которых КНР выделит кредиты на сумму 360 млрд юаней ($50,5 млрд) для совместных проектов в странах Африки. В итоговом заявлении форума отмечается, что

...
15:48, 6 сентября 2024, пятница
Деловая программа ВЭФ’24. Пятое сентября. Главное

5 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета продолжил работу Восточный экономический форум (ВЭФ). Главным событием дня стало пленарное заседание, на котором выступил Президент России Владимир Путин. В пленарной сессии также участвовали заместитель Председателя Китайской Народной Республики Хань Чжэн и Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим

09:36, 6 сентября 2024, пятница
Клубок противоречий. Что мешает развиваться объединению АСЕАН?

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная почти 60 лет назад, добившись определенных успехов в экономике, пока так и стала монолитным объединением. Причем, достичь полноценной финансово-экономической интеграции внутри самого блока также не вышло. 

19:43, 5 сентября 2024, четверг
Ключевые социально-экономические тезисы Владимира Путина из выступления на ВЭФ 2024

Владимир Путин выступил на пленарном заседании девятого Восточного экономического форума, обозначив ряд основных тезисов по приоритетным направлениям развития Дальнего Востока и экономики РФ в целом.

13:11, 5 сентября 2024, четверг
Экономический восход. Перспективы роста стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Центр мировой экономики смещается в Азию. Доминирующие мощности по производству полупроводников, растущее население, темпы роста экономик гораздо выше общемировых делают Азиатско-Тихоокеанский регион главной точной роста мировой экономики. Сможет ли регион захватить лидерство в ближайшим будущем? Что мешает региону быть лидером прямо сейчас? С какими проблемами сталкиваются страны АТР? 

Полный ан

...
11:08, 5 сентября 2024, четверг
Деловая программа ВЭФ’24. Четвертое сентября. Главное

4 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета продолжил работу Восточный экономический форум (ВЭФ).  Главная тема форума — «Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности».

10:57, 5 сентября 2024, четверг
Нефть отступает под натиском роботов

Биржевые котировки нефти марок Brent и WTI опустились к значениям декабря 2023 года. Фьючерсы на WTI с поставкой в октябре протестировали значения ниже отметки в $70 за баррель. Ноябрьские фьючерсы на Brent в моменте снижались до уровней ниже $73 за баррель. 

17:00, 4 сентября 2024, среда
Как изменилась структура наполнения бюджета США от налоговых поступлений?

За последние 80 лет структура наполнения бюджета США налоговыми поступлениям значительно изменилась. В настоящее время налог на доходы физических лиц является основным источником, обеспечивая почти половину всех федеральных доходов. В 1940-х годах корпоративные налоги и акцизы составляли большую долю. 

16:45, 4 сентября 2024, среда
Деловая программа ВЭФ’24. Третье сентября. Главное

3 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета стартовал Восточный экономический форум (ВЭФ). В этом году в его работе примут участие более 6 тыс. гостей из 76 стран и территорий. 

23:05, 3 сентября 2024, вторник
Наверх