Боевой ледокол "Иван Папанин"
Президент РФ Владимир Путин потребовал от правительства более быстрого принятия решений по развитию инфраструктурных проектов в арктических регионах страны, поставив задачу в течение ближайших месяцев разработать модель развития Трансарктического транспортного коридора.
На долю регионов арктической зоны приходится более 25% территории РФ, однако лишь 7% от ВВП страны и 11% экспорта. В данном контексте экономический потенциал российской Арктики пока раскрыт не полностью.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Стратегическая значимость Арктики регулярно подчеркивается в различных документах, в частности, принятом в 2020 году президентском указе "О стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" отмечает существенное значение региона в социально-экономическом развитии РФ, а также Северного морского пути "как транспортного коридора мирового значения".
В опубликованной "Стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2050", утвержденной 10 марта 2025 года, одним из начальных мероприятий обозначено "Повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа"
В рамках реализации данной задачи Минприроды России и Роснедра должны будут представить доклад об "Обеспечении геополитических интересов Российской Федерации в сфере геологического изучения и оценки минерально-сырьевого потенциала в Арктике, Антарктике, на архипелаге Шпицберген и в Мировом океане". Доклад должен быть представлен во II квартале 2025 года и в дальнейшем обновляться каждый год.
Зоны геополитического влияния а Арктике
Стратегия развития Арктики до 2035 года принималась в условиях сохранения определенных экономических связей с западными странами, и, как показали примеры последних лет, данный расчет не вполне оправдался. В настоящее время происходит определенная переоценка планов развития Арктики. Президент РФ Владимир Путин в рамках VI Международного арктического форума "Арктика – территория диалога" в Мурманске обозначил ряд основных приоритетов, с учетом которых в дальнейшем власти в дальнейшем планируют развивать регион.
В ходе выступления на пленарном заседании форума глава государства отметил "исключительное положение РФ в регионе". По его словам, у региона есть "колоссальные перспективы для дальнейшего комплексного развития".
Путин заявил о том, что "Северный морской путь должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока", добавив также, что данный коридор "призван соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным, экономически выгодным маршрутом".
Одно из поручений президента РФ по итогам форума в Мурманске напрямую касается данной темы: правительству, "Росатому", ВЭБ и профильной комиссии Госсовета в ближайшие месяцы – до 1 августа 2025 года – поручено утвердить "финансово-экономическую и организационную модель развития Трансарктического транспортного коридора".
Путин привел реализацию инфраструктурных проектов СССР в качестве примера, которому стоит следовать российским властям: "Идея о строительстве Транссибирской магистрали через всю страну до Тихого океана служит для нас примером стратегического видения будущего, когда в расчёт принимаются не только текущие потребности и обстоятельства, но и интересы страны на столетия вперёд. По словам президента РФ, "именно таким подходом мы должны руководствоваться и при развитии Трансарктического коридора".
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Еще одно заявление президента относительно дальнейших необходимых действий в Арктике можно считать модификацией прежних планов инфраструктурного развития региона. Путин предложил "по аналогии с Восточным полигоном, который включает БАМ и Транссиб, реализовать проект развития Арктического полигона железных дорог, включая модернизацию Северной железной дороги на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа".
В ходе своего выступления Путин также отметил, что ожидает дальнейшего увеличения объемов грузоперевозок по Северному морскому пути. Согласно его заявлению, "мы думаем – да уверены, что к 2030 году это будет 70–100 миллионов тонн".
Данный прогноз президента предполагает увеличение грузопотока в два с лишним раза по сравнению с текущими показателями. Это довольно оптимистичные оценки, с учетом того, что предыдущие ожидания и планы руководства РФ по увеличению мощности грузопотока СМП не вполне совпали с итоговыми результатами.
В 2014 году по Северному морскому пути было перевезено около 4 млн тонн грузов. В 2018 году показатель достиг 18 млн. Согласно опубликованному в 2018 году указу президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", грузопоток по СМП к 2024 году должен был увеличиться до 80 млн тонн.
Несмотря на поступательное увеличение объемов перевозки грузов по СМП за последние несколько лет рост показателя замедлился. В 2023 году по СМП было перевезено 36,25 млн т грузов – по сравнению с запланированными 46,8 млн тонн. В 2024 году вместо поставленной задачи в 80 млн тонн объем перевозки грузов оказался вдвое ниже, составив около 38 млн тонн.
Цели по увеличению грузопотока СМП были не выполнены во многом из-за санкций в отношении ряда арктических проектов. На текущем этапе среди основных преград на пути развития Арктики можно отметить ряд основных: недостаток финансирования, нехватка собственных кораблестроительных мощностей, отток населения, задержки правительства по реализации поручений президента, а также зависимость от внешних технологий и рынков.
Барьер в виде дорогих кредитов
Одной из причин не слишком быстрого экономического развития российских регионов в Арктике является недостаточное финансирование. Серьезным барьером на пути крупных инфраструктурных проектов России в Арктике является высокая ставка ЦБ РФ.
Поставленная Путиным задача о создании Арктического полигона железных дорог в определенном смысле является развитием проекта Северного широтного хода. Истоки данного проекта, в свою очередь, просматриваются в проекте Трансполярной магистрали, строительство которой началось в СССР еще в конце 1940-х годов, но в дальнейшем было остановлено.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
В рамках Петербургского международного экономического форума в 2024 году министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в интервью РИА Новости отметил, что на пути реализации Северного широтного хода фактически стоит барьер в виде чрезмерно высокого уровня процентной ставки ЦБ, который мешает реализации крупных проектов государственно-частного партнерства. По его мнению, после снижения процентной ставки в России "наступит момент эпохальных проектов":
"Чтобы реализовать этот проект, нужно задействовать средства Фонда национального благосостояния. Одна из причин приостановки – высокая процентная ставка, которая проекты ГЧП делает менее конкурентоспособными. Она не навечно. Когда процентная ставка опустится, тогда, думаю, наступит момент эпохальных проектов: и моста на Сахалин, и СШХ".
Данный комментарий был сделан до того момента, как во второй половине 2024 года ЦБ РФ возобновил повышение процентной ставки. В результате, на текущем этапе позиция, которую занял центробанк, стала еще более серьезной преградой на пути реализации каких-либо масштабных инфраструктурных проектов не только в Арктике, но и в других регионах РФ в целом.
Отток населения
Регионы РФ, расположенные на территории Арктики, традиционно сталкиваются с более высоким оттоком населения, в том числе по причине отъезда молодежи с целью получения образования в других регионах. В период с 2000 по 2022 год существенное сокращение численности населения было отмечено в таких арктических регионах РФ, как: Карелия, Коми, Архангельской и Мурманской областях.
В ходе выступления на пленарном заседании VI Международного арктического форума "Арктика – территория диалога". Путин отметил, что "ключевая, интегральная цель наших планов – повысить качество жизни людей в Арктике, создать современные условия для учёбы и работы, для отдыха и для воспитания детей в этом суровом регионе".
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Необходима комплексная программа, в том числе с созданием условий для повышения образовательных возможностей. Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать создание образовательных и просветительских центров в российских Арктике на подобии центра "Сириус" в Сочи. Генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Максим Данькин в рамках сессии "Арктика: новые горизонты развития науки, технологий и гуманитарного сотрудничества" выступил с подобным предложением.
Приоритетными направлениями образовательных программ в подобных арктических центрах могли бы стать исследования в области технологий ИИ, проектирование и эксплуатация беспилотных систем, а также изучение технологий добывающая и генерирующей промышленности в условиях Арктики. Подобные инвестиции в человеческий капитал в регионе являются одним из условий развития российской Арктики в дальнейшем.
В 2024 году начато строительство большого студенческого кампуса мирового уровня "Арктическая звезда" в Архангельске.
В 2026 году работы начинаются в Мурманске будет научно-образовательный центр биотехнологий и переработки биоресурсов, технопарк, научно-исследовательские лаборатории, инженерный центр, учебно-экспериментальный.
Также необходимы новые инфраструктурные проекты – как крупные, так и более локальные – для улучшения транспортной доступности и экономической связанности РФ как между территориями российских регионов, расположенных в Арктике, так и с другими регионами страны.
Недостаток кораблестроительных мощностей
Дополнительной проблемой фактически является одно из уязвимых мест в ранее принятой стратегии развития данного региона России, предполагавшей доступ к иностранным технологиям и производственным мощностям. В своем выступлении на IV арктическом форуме Владимир Путин констатировал, что России, как суверенной державе, нужен свой торговый флот в Арктике, включая грузовые и аварийно-спасательные суда, которые будут обеспечивать перевозки как по северным морям, так и по внутренним водным путям арктических регионов".
По его словам, "надо признать, что только отечественных судостроительных мощностей сейчас для этих целей недостаточно". Президент РФ заявил, что правительство должно обеспечить поддержкой "наши судостроительные и судоремонтные предприятия, которые модернизируют и расширяют производство, выстраивают международные производственные цепочки". Он также попросил правительство "проработать вопрос о строительстве в России новых верфей, современных, сложных, высокотехнологичных производств".
Строительство новых кораблестроительных мощностей в РФ может потребовать существенного времени, особенно с учетом того, что медленная работа чиновников различного уровня является одной из других причин задержек в развитии Арктики.
Бюрократический фактор
Недостаточно эффективная работа правительства РФ мешает более рациональному и быстрому развитию Арктики. Президент РФ заявил об этом прямым текстом на совещании по вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации и Арктического транспортного коридора с министрами, губернаторами и главами компаний в Мурманске 27 марта.
Глава государства обратил внимание на необходимость быстрого принятия необходимых действий со стороны чиновников, потребовав "сейчас, после всех дискуссий … выходить на предельно конкретные финансовые, управленческие, законодательные решения".
Еще одной недоработкой правительства Владимир Путин назвал отсутствие детальной модели развития Северного морского пути с учетом обеспечения проекта необходимой инфраструктурой и флотом. По словам президента РФ, со стороны правительства "решения на этот счёт до сих пор не приняты, а модель не составлена".
В ходе выступления на пленарном заседании арктического форума Путин также обратил внимание правительства на необходимость "ускорить принятие графика реализации арктических мастер-планов, продумать их финансирование".
Потенциальная смена приоритетов в дальнейшем?
В более долгосрочной перспективе, может потребоваться определенное изменение акцента в развитии Арктики. В правительственных документах продолжает сохраняться магистральное видение развития Арктики как некоего транзитно-сырьевого региона в составе РФ. Подобная стратегия, с одной стороны, вполне рациональна и закономерна с учетом сложных климатических условий региона, которые, в свою очередь, влекут за собой повышенные затраты при создании производственных мощностей из-за более высокого энергопотребления и удаленной логистики.
Но преобладание акцента в ориентации российской Арктики на внешние рынки, а также сохранение сопутствующей зависимости от иностранного санкционного давления и колебаний спроса на ресурсы будет также означать и сохранение постоянных ограничений в развитии Арктики в интересах России. Сценарий краткосрочного роста экспорта сырья из российской Арктики и увеличения объемов грузопотока при дальнейшем сокращении численности населения может быть приемлемым для частных компаний, но не для государства. Если перефразировать комментарий президента о создании Транссиба в СССР, то подобный подход будет примером того, когда в расчёт принимаются только текущие потребности и обстоятельства, но не интересы страны на столетия вперёд.
Стоит также напомнить, официальный девиз VI Международного арктического форума, прошедшего в Мурманске 25–27 марта: "На Севере – жить!"
В будущем одной из предпосылок стабильного повышения качества жизни, условий учебы и работы граждан в арктических регионах России будет более эффективная реализация их промышленного, туристического и социально-экономического потенциала в интересах внутренних секторов страны при условии общего увеличения объемов внутреннего потребления в экономике РФ.