Европа–2026: продолжение экономической стагнации и низкого доверия к власти

Премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Фридрих Мерц

Экономическое развитие Германии, Франции, Италии и в целом стран Европы в 2026 году будет продолжаться крайне низкими темпами с перспективами минимального ускорения роста ВВП в 2027 году. Низкий уровень доверия к европейским лидерам, а также к их способности решать социально-экономические проблемы со стороны населения при этом предвещает продолжение политической нестабильности в Европе. 

В начале декабря в ИИМР отмечали, что европейские страны в ближайшие годы будут оставаться в состоянии экономической стагнации с минимальными темпами роста ВВП. Ряд новых прогнозов на 2026 год, в том числе со стороны ЕЦБ, центральных банков европейских стран, а также крупных финансовых компаний подтверждают данные оценки.

Согласно прогнозам ЕЦБ, опубликованным 11 декабря 2025 года, темпы роста ВВП еврозоны в 2025 году составят 1,2%. В 2026 году, согласно ожиданиям европейского центробанка, рост замедлится до 1%. В 2027 году при этом ожидается "ускорение" роста ВВП до 1,3%. Среди основных причин подобной динамики в ЕЦБ, в частности, называют замедленные темпы роста экспорта. Как отмечается, темпы роста экспорта будут оставаться "исторически слабыми", составляя лишь 1,9% в 2025 году с замедлением до 1,6% в 2026 году. В ЕЦБ также отметили, что перспективы экспорта [еврозоны] в среднесрочной перспективе остаются затрудненными из-за неблагоприятных торговых мер и конкурентного давления – в особенности со стороны азиатских государств. 

Схожие с прогнозом ЕЦБ оценки о замедлении экономического развития еврозоны в 2026 году по сравнению с 2025 годом также были опубликованы немецкой страховой группой Allianz. По прогнозам компании, темпы роста ВВП еврозоны в 2025 году составят 1,4%, в 2026 году – 1,1%. Темпы ВВП Германии, по оценкам Allianz, в 2026 году составят 0,9%. В Allianz при этом отмечают, что подобные темпы роста для ФРГ представляют собой "сильное восстановление после трех лет стагнации или рецессии, но при этом являются посредственными с учетом заявленных мер фискального стимулирования".

В немецком центробанке придерживаются более осторожных оценок. Согласно декабрьскому прогнозу Бундесбанка, темпы роста ВВП Германии в 2026 году составят лишь 0,6%. При этом по оценкам ЦБ страны, эффект от стимулирующих мер правительства ФРГ проявится лишь в 2027 году, когда рост, по текущим прогнозам, повысится до 1,3%.

Темпы роста французской экономики, согласно оценкам Банка Франции, опубликованным 19 декабря, составят 0,9% в 2025 году, 1% в 2026 году и 1,1% в 2027 году. Во французском ЦБ подчеркивают, что "продолжение политической и фискальной нестабильности будет оказывать давление как на потребительские расходы, так и на инвестиции компаний".

Третья по величине экономика еврозоны и Евросоюза, Италия, также, согласно официальным ожиданиям, будет демонстрировать минимальные темпы развития в 2026 году. Национальный институт статистики Италии прогнозирует, что по итогам 2025 года темпы роста ВВП Италии составят 0,5%, в 2026 году показатель составит 0,8%.

В целом, по официальным прогнозам, темпы роста ВВП каждой из трех крупнейших экономик еврозоны – Германии, Франции и Италии – в 2026 году не превысят 1%. При этом текущие прогнозы о дальнейшем ускорении темпов экономического роста по данным странам в 2027 году предполагают, что данное "ускорение" составит в пределах от 0,2% до 0,7% по сравнению с ожидаемыми показателями 2026 года. 

Помимо продолжения экономической стагнации с минимальными темпами роста ВВП в ключевых странах ЕС и еврозоны – Франции и Германии – также фактически наблюдаются серьезные кризисные явления в системе государственного управления. В сентябре в ИИМР отмечали, что, по данным опросов общественного мнения, уровень поддержки деятельности президента Франции Эммануэля Макрона находится на рекордно низких значениях.

При Макроне Франция демонстрирует антирекорды современности по количеству сменившихся премьер-министров, а также по срокам их пребывания на данной должности. Из-за непопулярности французского президента и провластной партии Франция вступает в 2026 год с полноценным бюджетным кризисом: правительству страны во главе с отправленным в отставку, а затем вновь назначенным премьер-министром Себастьеном Лекорню, начиная с сентября не удается утвердить государственный бюджет на 2026 год. 

В Германии ситуация пока не столь серьезная, но 2025 год не только не развеял сомнения в способностях канцлера Фридриха Мерца к эффективному руководству страной, но и добавил новых. По данным опроса YouGov, проведенного с 1 по 15 декабря, 73% опрошенных в Германии не одобряют работу правительства ФРГ. "Положительного мнения" относительно деятельности Мерца придерживаются 25% респондентов, при этом 69% негативно оценивают его деятельность в качестве главы правительства Германии. Данные еще одного опроса, опубликованные 22 декабря, также потенциально предвещают Мерцу повторение провала правительства его предшественника Олафа Шольца. Немецкое новостное агентство dpa сообщило о том, что согласно результатам опроса YouGov, проведенного по заказу агентства, 49% опрошенных граждан ФРГ полагают, что правительство под руководством Мерца не сможет продолжать работу вплоть до следующих парламентских выборов и в стране пройдут новые досрочные выборы. 

В Германии и Франции, наиболее значимых государствах Европы по своему экономическому весу и политической роли, а также в ряде других развитых странах, в частности, Великобритании, США и Канаде в настоящее время развивается кризис стоимости жизни, или так называемый кризис доступности. По данным опроса портала Politico [заблокирован в РФ], проведенного с 5 по 9 декабря в этих странах, большинство опрошенных – в частности, 51% в США, 59% во Франции и 65% в Германии – считают, что стоимость жизни в данных государствах "является наиболее высокой, чем когда-либо прежде". При этом около 70% респондентов во Франции и Германии отмечают, что "политические лидеры [этих стран] могли бы предпринять больше усилий для разрешения кризиса стоимости и доступности жизни, но не делают этого".

Подобные оценки во многом объясняют, почему в течение 2025 года уровни поддержки населения деятельности Трампа, Мерца, Макрона и других лидеров западных стран заметно снизились. Неспособность и/или нежелание руководства государств повлиять на развитие данной ситуации в интересах граждан, а не крупных компаний и других групп интересов, как показывают примеры прошлого, зачастую ведут к попыткам поиска виновников за пределами страны. В условиях продолжения пониженных темпов экономического роста в 2026 году руководство стран Европы, с большой долей вероятности, продолжит обвинять в своих проблемах Россию. В результате, геополитическое противостояние между Россией и западными странами в 2026 году, скорее всего, будет продолжаться, в том числе в виде новых антироссийских санкций и других попыток давления на РФ.

Наверх