Европа не может выбраться из экономической стагнации

Флаг Евросоюза

Несмотря на принятие различных мер стимулирования и низкие процентные ставки, европейские страны, согласно обновленным прогнозам, продолжат демонстрировать минимальные темпы экономического роста в ближайшей перспективе.

Согласно прогнозам Еврокомиссии, темпы роста ВВП Евросоюза в 2025 и 2026 годах составят 1,4%, в 2027 – 1,5%. Стоит отметить, что, несмотря на прогнозируемое увеличение общего показателя, почти в половине стран ЕС – 13 из 27 – ожидается замедление темпов роста ВВП в 2027 году по сравнению с 2026 годом. Для еврозоны темпы роста ВВП, по оценкам властей Евросоюза, составят 1,3% в 2025 году, а также 1,2% и 1,4% в 2026 и 2027 годах, соответственно.

В предыдущем докладе Еврокомиссии с прогнозом до 2027 года власти декларировали ожидания более быстрых темпов роста ВВП еврозоны в 2026 году – 1,4% по сравнению с прогнозными оценками в 1,2%, опубликованными в ноябре. Оценки ожидаемого экономического роста в 2025 году для ЕС и еврозоны при этом были повышены с предыдущих 1,1% и 0,9%, соответственно.

В Еврокомиссии также ожидают продолжения тенденции по увеличению дефицита бюджета стран ЕС и еврозоны в ближайшие годы. Для Евросоюза прогнозируется рост бюджетного дефицита с 3,1% от ВВП в 2024 году до 3,3% в 2025 и 2026 годах,  до 3,4% в 2027 году. В еврозоне ожидается аналогичный рост показателя за этот же период.

Общая прогнозируемая динамика по темпам ВВП для стран Европы в ближайшие годы остается на довольно низком уровне. Многие из тезисов доклада Драги, опубликованного в сентябре 2024 года, в конце 2025 года по-прежнему остаются в силе. В странах ЕС сохраняются негативные демографические тенденции, европейские компании испытывает трудности с конкурентоспособностью.

Европа отстает в инновациях от своих основных конкурентов в лице США и КНР. Большинство представителей в списке крупнейших европейских компаний по рыночной капитализации  являются довольно старыми фирмами. При этом многие крупнейшие компании США и Китая основаны сравнительно недавно. На глобальной арене страны Европы во многих отраслях утрачивают преимущества перед Китаем, при этом, как отмечали в ИИМР, китайские автомобильные компании начинают наращивать долю рынка внутри Европы. 

В 2025 году проблема пониженной конкурентоспособности ЕС обострилась еще сильнее из-за заключения торгового соглашения с администрацией Трампа. Применение импортных пошлин США в 15% в отношении европейских товаров, а также обещание по закупкам энергоносителей и инвестициям в США на общую сумму в 1,4 трлн евро фактически стали новой помехой на пути улучшения позиций компаний Евросоюза и экономики в целом.  

В докладе Еврокомиссии с обновленными прогнозами по темпам роста ВВП Евросоюза и еврозоны довольно существенная часть посвящена именно заключению данной сделки. В частности, утверждается, что у ЕС может даже быть некое преимущество за счет того, что импортные пошлины США для ряда основных торговых партнеров ЕС выше, чем для самого Евросоюза. Данный комментарий, однако, не учитывает обязательств стран Европы в размере почти 1,5 трлн евро по инвестициям в американскую промышленность и энергетическую сферу. В европейских СМИ уже начали публиковаться заявления о том, что данные обязательства, на самом деле якобы "не являются обязывающими". Подобная аргументация, однако, в дальнейшем может создать условия для нового обострения торговых отношений с администрацией Трампа.

Помимо предупреждений об утрате конкурентоспособности и пониженных темпах роста ЕС со стороны экс-главы ЕЦБ прогнозы о долгосрочной экономической стагнации Европы также появлялись в США. В декабре 2024 года американский аналитический центр Conference Board опубликовал прогноз, согласно которому темпы роста ВВП еврозоны в среднем будут составлять 0,9% вплоть до 2040 года.

В предыдущее десятилетие 2010–2020 годов темпы роста стран еврозоны в среднем составляли 1,3%. Тем самым, речь идет о переходе к еще более низкому уровню экономического развития.

Среди ключевых негативных факторов для еврозоны отмечались хрупкие деловые настроения, пониженная потребительская активность, слабый экспортный рост и сохранение пониженного уровня частных инвестиций. Данные факторы в целом остаются в силе. Развитие демографической ситуации в ЕС, по оценкам Conference Board, предполагает долгосрочное снижение показателя рабочей силы в регионе. США могут опередить ЕС по численности работоспособного населения в середине 2090-х годов. Данные прогнозы американского аналитического центра можно считать сравнительно "позитивными" для Евросоюза: по оценкам, представленным в докладе Марио Драги, ЕС начнет уступать США по этому показателю намного раньше, в конце 2050-х. 

Согласно отдельным оценкам, странам Европы в условиях ограниченных ресурсов и возможностей уже сейчас стоит начинать готовиться к следующему экономическому периоду: так называемой "эпохе после роста". 

При реализации подобных прогнозов и продолжения экономической стагнации в ближайшие десятилетия в странах Европы, с большой долей вероятности, будут усиливаться негативные социально-политические тенденции в виде роста антиправительственных настроений, акций протеста и повышения популярности оппозиционных партий.

Подобные явления за последнее время уже стали все чаще наблюдаться во Франции, Германии и ряде других стран Европы. С наступлением "эпохи после роста" Европу может ждать еще более интенсивная политическая дестабилизация. Провластные партии могут попытаться сдержать рост протестных настроений в обществе за счет внешних факторов. Одним из примеров этого является текущая антироссийская позиция руководства ЕС и официальные заявления различных европейских чиновников о подготовке к военным действиям против России. 

Проблему отсутствия вменяемого экономического роста в ближайшей перспективе придется решать не только властям ЕС, но и РФ. В настоящее время российская экономика, по отдельным оценкам, находится в переходном состоянии. Если использовать официальные формулировки, ранее использовавшиеся представителями финансового руководства РФ, то речь идет о формировании рисков движения от "нулевого роста" к "отрицательному".

В частности, по оценкам Института ВЭБ, "индекс ВВП в третьем квартале, очищенный от сезонной и календарной компоненты, остался на уровне II квартала". В ЦМАКП отмечают, что российская промышленность в целом "находится в пограничном состоянии, между стагнацией и снижением", при этом "в основной массе гражданских секторов промышленности" наблюдается спад. По оценкам организации, "сводный опережающий индикатор рецессии указывает на риск спада в конце 2025 – начале 2026 гг".

Наверх