Решение Евросоюза по введению компенсационных импортных пошлин, скорее всего, повлечет за собой ответные действия со стороны КНР.
В Еврокомиссии 4 октября объявили о "получении необходимой поддержки от стран ЕС по введению пошлин". Голосование по данному вопросу было проведено в закрытом формате спустя год после начала расследования ЕК на предмет выделения госсубсидий для производства электромобилей в Китае. Решение вступит в силу в начале ноября и будет действовать в течение следующих 5 лет.
Речь идет о введении дополнительных импортных пошлин в отношении производителей электромобилей (EV) из Китая – власти ЕС обозначили предлагаемый размер пошлин в начале июля 2024 года, а затем скорректировали окончательные цифры в своем заявлении 20 августа.
В настоящее время в Евросоюзе уже действуют пошлины на импорт всех иностранных автомобилей в размере 10%. Вдобавок к этому при вступлении в силу объявленного решения в начале ноября импортные пошлины для компании BYD будут повышены еще на 17%, для компании Geely – на 19,3%, для компании SAIC – на 36,3%. В заявлении также отмечалось, что "для всех других сотрудничающих с расследованием компаний" импортные пошлины на электромобили их производства будут повышены на 21,3%. При этом "для всех других не сотрудничающих с расследованием компаний" импортные пошлины будут повышены на 36,3%.
Тем самым, принятое 4 октября решение для автокомпаний Китая означает введение в ЕС режима импортных пошлин на электромобили в размере от 27% до 46,3%.
Власти КНР ранее пытались предотвратить принятие данного решения. Одним из последних усилий в данном направлении был проведенный 18 сентября симпозиум в Бельгии с участием министра торговли Китая Ваня Вэньтао и представителей 30 компаний и отраслевых ассоциаций из ЕС и Китая в сфере автомобилестроения и производства аккумуляторных батарей. На конференции было отмечено, что решение ЕС о проведении расследования в отношении производителей электромобилей уже негативно сказалось на их репутации среди потребителей и готовности европейских компаний к сотрудничеству. Министр торговли Китая также предложил "разрешить торговые разногласия посредством диалога и консультаций" и "призвали европейскую сторону отказаться от торгового протекционизма".
После объявления ЕК о результатах голосования в своем сообщении в соцсети X, заблокированной на территории России, Торговая палата Китая в ЕС "выразила глубокое разочарование принятым решением" и "сильное недовольство применением протекционистских мер со стороны ЕС". В тексте опубликованного заявления Торговой палаты Китая в ЕС также было отмечено, что решение не было принято единогласно: за введение импортных пошлин выступили 10 стран ЕС, 5 стран выступили против и еще 12 стран воздержались.
Ряд европейских стран в открытой форме выразили свое несогласие с намерением ЕК ввести импортные пошлины в отношении китайских EV. Министр финансов Германии Кристиан Линднер назвал предложенные меры "карательными", призвав Еврокомиссию во главе с Урсулой фонд дер Ляйден "не начинать торговую войну" с Китаем. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан также заявил о том, что власти ЕС подталкивают Европу к "экономической холодной войне" с КНР.
В мае этого года власти США объявили об увеличении ранее действовавших пошлин в отношении электромобилей из Китая до 100%. Уже после принятия данного решения, в американском исследовательском Центре стратегических и международных исследований (CSIS) опубликовали доклад с оценками объема господдержки сегмента EV в Китае в размере $230,9 млрд в период с 2009 по 2023 год.
Схожие заградительные меры также приняли канадские власти – с 1 октября 2024 года в Канаде также ввели импортные пошлины в 100% в отношении китайских электромобилей. В начале октября власти КНР обратились во Всемирную торговую организацию с требованием отменить данное решение.
Введение импортных пошлин ЕС в целом может привести к новому витку торгового противостояние между Европой и Китаем. Власти Евросоюза ранее уже принимали ограничительные меры против сталелитейной продукции китайских металлургических компаний: в 2016 году было объявлено о введении пошлин на ввоз холоднокатаного проката из России и Китая в размере от 13,8% до 16%. В 2017 году в Европе также ввели импортные пошлин на горячекатаную сталь из КНР. В 2023 году власти Китая выразили протест против планов ЕС по дальнейшему введению в действие так называемого "Механизма трансграничного углеродного регулирования". В рамках данных мер европейские власти намереваются применять импортные пошлины в размере от 20% до 35% на товары с высоким использованием углеродоемких материалов, в частности, стали и железной руды.
Ограничительные меры против электромобилей Китая, вполне вероятно, повлекут за собой ответные меры КНР в сфере антидемпинговых мер в отношении импорта сельскохозяйственной продукции из ЕС. В январе 2024 года в Пекиненачали проведение антидемпингового расследование в отношении поставок бренди из ЕС. Министерство коммерции Китая в августе сообщило о том, что "китайские компании понесли значительный ущерб" из-за импортируемого из Европы бренди по сниженным ценам. Однако при этом в КНР не стали применять ответных меры.
В июне 2024 года издание Global Times со ссылкой на Министерство торговли КНР сообщило о начале расследования китайскими властями субсидирования свиноводства в Евросоюзе.
Китай также инициировал расследование на предмет госсубсидий ЕС компаний и фермеров, производящих молочную продукцию. В Торговой палате Китая в ЕС заявляли о том, что соответствующая жалоба была подана в ВТО 29 июля 2024 года.
Европейские власти сами дают повод для подобных разбирательств со стороны Китая. В бюджете ЕС в период с 2021 по 2027 год предусмотрено выделение средств в размере 386,6 млрд евро в качестве субсидий, которые уже предоставляются и будут предоставляться европейским фермерам посредством выделения средств через два основных механизма: из Европейского фонда сельскохозяйственных гарантий (EAGF) и Европейского фонда развития сельских территорий (EAFRD).
В случае введения ответных мер по ряду отмеченных направлений импорта сельскохозяйственной продукции со стороны КНР наиболее серьезно могут пострадать компании из Испании, Нидерландов, Дании, Франции, Ирландии, а также ряда других европейских стран.