Снижение объемов мировой торговли и замедление темпов роста в большинстве стран Азии — основные последствия охлаждения китайской экономики.
По подсчетам МВФ на каждый процентный пункт замедления Китая мировой ВВП затормаживается на 0,3 п.п.
Для многих стран Китай является крупнейшим рынком сбыта для тысяч наименований товаров: от электронных компонентов и продуктов питания до металлов и энергоносителей. В стоимостном выражении объем китайского импорта падал девять последних месяцев из 10. Объем поставок из Африки, Азии и Северной Америки в июле был ниже, чем год назад.
Сильнее всего пострадали Африка и Азия: стоимость импорта снизилась более чем на 14% за первые семь месяцев этого года. Частично это связано с падением спроса на детали для электроники из Южной Кореи и Тайваня, в то время как падение цен на сырьевые товары также влияет на стоимость товаров, поставляемых в Китай.
Пока что физические объемы отправляемых в Китай железной или медной руды держатся на прежнем уровне. Но если замедление продолжится, то начнут снижаться и они, что отразится на горнодобывающих компаниях в Австралии, Южной Америке и других странах мира.
BHP сообщила о самой низкой годовой прибыли за три года, поскольку крупнейшая в мире горнодобывающая компания по рыночной капитализации предупредила, что ее перспективы зависят от усилий Китая по возрождению своего сектора недвижимости и серьезности любых сокращений производства стали Пекином.
Австралийская группа, которая в значительной степени зависит от спроса китайского строительного сектора на сталь, произведенную из ее железной руды, сообщила, что базовая прибыль за год до конца июня составила 13,4 млрд долларов, что на 37% меньше, чем 21,3 млрд долларов, зафиксированных годом ранее. BHP сократила дивиденды почти вдвое до 1,70 долл. на акцию по сравнению с 3,25 долл. годом ранее.
Производственный спад в Южной Корее стал самым продолжительным за почти полвека. Экспорт из страны упал в июле самыми быстрыми темпами за три с лишним года. Поставки компьютерных чипов в Китай продолжают сокращаться, в то время как значение индексов деловой активности менеджеров по закупкам показало, что в августе производственный сектор продолжал сокращаться 14-й месяц подряд, что стало самым продолжительным падением за всю историю опроса.
Показатели в Японии, где активность снижается пятый месяц подряд, и на Тайване также указывают на сокращение промышленного производства и снижение внешнего спроса.
Обеспокоенность усилилась в последние недели после того, как китайская экономика впала в дефляцию, что усилило опасения по поводу мягкого потребления, ослабления валюты, шаткого сектора недвижимости и неприемлемого уровня долга местных органов власти.
Народный банк Китая 1 сентября заявил, что снизит долю иностранной валюты, которую финансовые учреждения должны держать в резерве, чтобы поддержать юань, который в этом году упал более чем на 5%по отношению к доллару.
В Пекине и Шанхае также снизили минимальные процентные ставки по ипотечным кредитам для тех, кто впервые покупает жилье. Эти шаги в двух крупнейших городах Китая последовали за аналогичными мерами в Гуанчжоу и Шэньчжэне. Кроме того, власти 31 августа объявили о снижении коэффициентов первоначального взноса по ипотеке.
Но так называемая дефляционная спираль, при которой потребители откладывают расходы в ожидании дальнейшего снижения цен, начинает раскручиваться в секторе недвижимости. В июле цены упали на 0,2% по сравнению с предыдущим месяцем в крупнейших городах, а общий объем продаж крупнейших застройщиков в этом году резко снизился.
Есть признаки того, что негативные эффекты начинают ощущаться на рынках других товаров, связанных с недвижимостью. Согласно данным Национального бюро статистики Китая, арендная плата упала на 0,1% г/г. Цены на бытовую технику, спрос на которую также находится под давлением из-за спада на рынке жилья, упали на 1,8%. Также по официальным данным, продажи бытовой техники и аудио- и видеоустройств упали на 6%, а продажи мебели полностью прекратили свой рост.