Флаги КНР и США
Для России и многих других стран действия властей США на протяжении многих лет представляют и продолжают предоставлять серьезную и систематическую угрозу. Китай при этом стремится к достижению своих целей за счет создания и участия в новых объединениях и созидательных, а не разрушительных проектах.
Возвращение Дональда Трампа к власти в США в 2025 году в руководстве многих странах мира, в том числе развивающихся, было воспринято с осторожным оптимизмом: от Трампа ожидали сосредоточения на внутренней политике. Одним из поводов для этого можно было рассматривать действия по сворачиванию деятельности Агентства по международному развитию (USAID). Данное ведомство на протяжении многих десятилетий с момента основания в 1961 году было одной из ключевых американских структур по так называемому "экспорту демократии" в мире.
При ее поддержке, по отдельным оценкам, в частности, на территории СНГ были совершены государственные перевороты в Грузии (2003), Киргизии (2005), на Украине (2014). Начиная с 2011 года в странах Ближнего Востока и Северной Африки – Тунисе, Марокко, Египте, Сирии, Ливии и ряде других стран началась так называемая "Арабская весна", к созданию условий для которой также, по оценкам самих американских СМИ, причастны США.
В комментариях изданию New York Times в 2011 году Стивен Макинерни, исполнительный директор "Проекта по ближневосточной демократии", в частности, заявил: "Мы не предоставляли им финансирование, чтобы начать протесты, но мы помогли поддержать обучение их навыкам и налаживанию связей, эта подготовка сыграла роль в том, что произошло, в конечном счете, но это была их революция".
Инициативы Трампа по снижению расходов на формальное снижение расходов на проекцию американской "мягкой силы" в мире, однако лишь частично являются изоляционистскими. США по-прежнему остаются империей в военно-политическом и экономическом понимании. В пользу этого говорят крупнейшие расходы на военные цели с ежегодным бюджетом министерства войны США в $1 трлн; возможность проекции военной силы практически на всех ключевых торговых маршрутах мира; наиболее крупное число военных баз вне территории государства по сравнению со всеми остальными странами мира.
Наиболее заметные тенденции по сокращению международного участия США можно отметить в отношении одностороннего отказа от международных договоров и организаций. В число начинаний президента Трампа в данной сфере можно отметить:
- Снижение участия в формате ООН, в частности, в виде одностороннего выхода США из СПЧ ООН, ЮНЕСКО, БАПОР;
- Блокирование процессов разрешения торговых споров в ВТО с 2017 года;
- Односторонняя торговая война против большинства стран мира с 2018 года.
Если резюмировать действия Трампа в отношении РФ в 2025 году, то под его руководством США:
- Продолжают поставлять разведданные и военную технику Украине;
- Практически в полном виде выполняют все ключевые санкции против РФ, примененные прежними администрациями США, в том числе в рамках первого срока Трампа;
- Начали торговую войну против Китая, одного из главных союзников РФ;
- Нанесли ракетно-бомбовый удар по ядерным объектам Ирана, а также поддерживали Израиль разведданными в ракетных обстрелах Ирана, одного из ключевых оставшихся союзников РФ на Ближнем Востоке;
- Применили импортные пошлины и продолжают предпринимать другие, в том числе информационные и дипломатические, попытки давления на Индию, одного из союзников РФ, с целью отказаться от покупок российской нефти;
- Применили импортные пошлины на политических основаниях против Бразилии, одного из ключевых союзников РФ в Латинской Америке.
Данные факты позволяют говорить о том, что так называемый "миротворческий импульс" со стороны администрации Трампа в течение 2025 года в полной мере проявился в ведении опосредованной конвенциональной и финансово-экономической войны против России, а также торгово-экономической войны против ключевых союзников РФ, входящих в БРИКС.
Со стороны администрации США в целом не просматривается каких-либо усилий по формированию позитивной, конструктивной повестки сотрудничества. Будучи империей – хотя и в слабеющей форме, что проявляется в снижении численного состава флота ВМС США, парка самолетов ВВС США, а также в виде различных финансовых проблем и рекордного госдолга – США при администрации Трампа демонстрируют подход к странам либо как к вассалам (в частности, по отношению к странам Европы, Ближнего Востока, Азии), либо как к геополитическим противникам.
Действия руководства США в виде "сделок" Трампа с другими странами подчеркивают "транзакционный" подход, при котором условия соглашений должны приносить как можно более быструю выгоду для США, могут быть пересмотрены в пользу США в дальнейшем (в частности, в плане пошлин Трампа против Канады и Мексики, несмотря на соглашение USMCA) и не формируют долгосрочного фундамента для дальнейших отношений.
Однако, несмотря на заключаемые сделки в настоящее время, США теряют свой прежний потенциал по привлекательности к дальнейшему взаимодействию в мире. Отказываясь от прежних правил и структур, США при этом не предлагают каких-либо альтернатив.
Между КНР и США все более явно просматривается разница в подходах межцивилизационного взаимодействия. Среди примеров долгосрочных инициатив Китая в отношении РФ и других стран можно отметить:
- Последовательное увеличение объемов взаимной торговли (с $88 млрд в 2014 году до $244 млрд в 2024 году);
- Создание и развитие вместе с РФ и другими странами таких форматов как ШОС (с 2001 года), БРИКС (с 2006 года);
- Продвижение инфраструктурного проекта "Один пояс, один путь";
- Предложения реформы ООН и ВТО с учетом интересов развивающихся стран.
Отношения между Россией и Китаем в прошлом были далеко не всегда гладкими – это касается и фактического участия РИ в оккупации Китая на рубеже XIX–XX веков; охлаждение отношений между руководством СССР и КНР, которое фактически продолжалось с конца 1950-х до конца 1980-х; поставки оружия Китаем афганским моджахедам через Пакистан во время операции СССР в Афганистане (1979–1989). Тем не менее, в XXI веке отношения между КНР и РФ получили новый импульс развития и в настоящее время формально закреплены целым рядом документов в статусе "стратегического партнерства" между двумя государствами.
Китай не является бескорыстным "другом" РФ и всегда преследует собственные интересы, в частности, в плане продвижения позиций китайских компаний и промышленности КНР – в Европе, в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке. Международные подходы Китая в виде продвижение инфраструктурных проектов при участии китайских компаний, создание площадок и организации для совместной работы оставляет странам намного больше возможностей для взаимодействия. Одним из поводов для осторожности в отношениях с Китаем является необходимость защиты внутреннего рынка с учетом объема промышленных мощностей и возможностей по демпингу со стороны китайских компаний. Но при этом данная экономическая экспансия на рынки развивающихся и развитых государств не сопровождается попытками военно-политического давления со стороны КНР, у стран остается возможность для диалога. Со стороны руководства США при этом продолжаются попытки ультиматумов и геополитического шантажа в отношении стран, которые не соглашаются с их требованиями.
В этом плане изоляционистский курс Трампа, с которым он формально шел на выборы как в 2017, так и в 2024 годах, не нашел отражения в изменении подходов США к межстрановым отношениям в мире. США начинают проигрывать Китаю в привлекательности взаимодействия в долгосрочной перспективе. США также фактически подрывают привлекательность сотрудничества с объединениями развитых стран, в которых они также участвуют. Форматы объединений развивающихся стран при этом сохраняют потенциал к более конструктивному взаимодействию.